Проект «Птицам голодно зимой» в разновозрастной группе.
проект по теме
Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатель группы
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид проекта: информационно-творческий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 51.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Подкормите птиц зимой» в разновозрастной группе.
Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатель группы
Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели).
Вид проекта: информационно-творческий.
Актуальность: отсутствие у детей систематизированных знаний об окружающем мире, о птицах, о необходимости заботиться о них зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, особенностях их поведения в холодный период и роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-Сформировать у детей начальные представления о зимующих птицах , расширить кругозор и словарный запас;
-развивать интерес к птицам, продолжать работу над развитием творческих способностей детей, развивать познавательный интерес к наблюдению за зимующими птицами;
-воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, потребность в заботе о птицах;
-вызвать у детей желание привлечь взрослых членов семьи к помощи птицам зимой изготовлении кормушек;
-создать коллективную работу «Снегири»
Ожидаемые результаты:
От детей: сформированы элементарные представления о зимующих птицах;
развит интерес к наблюдению (любознательность, познавательная активность);
дети применяют полученные знания в повседневной жизни.
От родителей: сформирован интерес к совместному труду в природе, заботе о птицах.
От педагога:
-Вела активную работу по экологическому и художественно-эстетическому воспитанию детей.
-Использовала различные формы работы, интеграцию всех образовательных областей.
-Вела активную работу с родителями.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный:
-беседа с родителями о цели и задачах проекта и необходимости их участии в нём;
-оформление информации « Как правильно подкармливать птиц зимой» в уголке для родителей;
-подбор методического и дидактического материала (художественной литературы и материалов для продуктивной деятельности) по проекту;
2.Основной:
Деятельность детей:
-развешивание кормушек;
-наблюдение за зимующими птицами, особенностями их поведения зимой и во время кормления;
- заполнение таблицы о птицах, прилетающих к кормушке;
-беседы о птицах, их поведении, особенностях строения, питании;
-чтение книг о птицах;
-отгадывание загадок о зимующих птицах;
-познакомить детей со стихотворениями: А.Яшина «Подкормите птиц»; А.Барто « Скачет шустрая синица», «Воробей», А.Чепурова «Трудно птицам зимовать», М.Пляцковского «Снегирь»;(заучивание по желанию) с рассказами:Г.Скребицкого и В.Чаплиной « Чем дятел зимой кормится», В.Зотова «Птичья столовая», Н.Сладков «Зимние долги», Л.Н.Толстой «Воробей на часах», В.В.Бианки «Снегирушка-милушка», «Синичкин календарь (январь, февраль)»
-пальчиковая игра «Птицы»;
-подвижные игры «Птички и кошка», «Воробушки и автомобиль»;
-физ.минутка «Воробей»;
-гимнастика пробуждения «Птицы»;
-комплекс утренней гимнастики «Воробушки»;
-прослушивание записи голосов зимующих птиц;
-дидактические игры «Найди зимующих птиц», «Какой птички не стало» », «Угадай по описанию»;
-рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
-лепка зернышек для птиц, раскрашивание картинок «синицы, снегири»
Работа с родителями:
Изготовление альбома «Зимующие птицы Кубани», кормушек для птиц.
3.Заключительный этап:
Коллективная работа «Снегири» (аппликация).
Продукт проекта:
-подборка загадок, стихов, пальчиковых и подвижных игр о птицах;
-альбом «Зимующие птицы Кубани»;
-кормушки, выполненные родителями с детьми;
-коллективная работа «Снегири».
-презентация.
Результативность:
Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила педагога и родителей, родителей и детей.
В ходе реализации проекта воспитанники не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем подкармливать их, пока не появятся насекомые.
Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно - ценностное отношение к природе и ко всему живому.
Практические материалы к проекту.
Стихи про птиц.
Подкормите птиц А. Яшин
Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов, К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна - и не страшна. Будет им зима. Сколько гибнет их - не счесть! Видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть, И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать, Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Скачет шустрая синица А.Барто
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки — на плетень, Тири-тири, тень-тень-тень.
Воробей
Воробей по лужице, Прыгает и кружится. Перышки взъерошил он, Хвостик распушил. Погода хорошая! Чил-чив-чил!
Снегирь М.Пляцковский
Снегирь сидит на ветке, В розовой жилетке, А дятел в ярко-красной, Шапочке атласной. Вдали мелькают сойки — Синие ковбойки.
Трудно птицам зимовать А.Чепуров
Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать!
Распилить я попросил,
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Загадки
В серой шубке перьевой, И в мороз он герой. Назови его скорей! То там скачет?...(Воробей)
Эти птицы рядом с нами- Мы зовем их сизарями, И зимой в мороз и голод, Не покинет город…(Голубь)
Сама вся сероватая, Походка мешковатая, Важная персона- зовут ее….(Ворона)
Черная шапочка , И полоска шарфика . У желтогрудой птички, По имени …(Синичка)
Эта птица так болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, А зовут ее …(Сорока)
Странный доктор есть на свете, Он деревья лечит, дети. — Где болит? Тук-тук! А, нашел. Тут, тут…(Дятел)
Пальчиковая игра «Птицы»
Прилетайте, птички!
Прилетайте, птички! зовущие движения пальцев Сала дам синичке. режущие движения ладони Приготовлю крошки «крошим» хлеб Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, вытянуть правую ладонь Эти крошки – воробьям. вытянуть левую Галки да вороны, «катаем из хлеба колбаски» Ешьте макароны!
|
|
Физ. минутка «ВОРОБЕЙ»
Среди белых голубей, Скачет шустрый воробей.
(Дети идут по кругу, изображая голубей; в центре один ребёнок – он скачет, как воробей.)
Воробушек – пташка, Серая рубашка. Откликайся, воробей, Вылетай-ка, не робей.
(Дети встают лицом к кругу, идут приставным шагом. “Воробей” пытается “вылететь” из круга; “голуби”, взявшись за руки, не пускают его.)
Воспитатель: Скачет, скачет воробей, Кличет маленьких детей:
Воробей:- Киньте крошек воробью – Я вам песенку спою, Чик-чирик! Киньте просо и ячмень – Буду петь вам целый день.Чик-чирик!
Комплекс утренней гимнастики «Воробушки»
Загадка: Чик-чирик, К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? Дети. Воробей. Воспитатель. Сегодня мы с вами воробьи-воробышки — маленькие добрые птички. Ходьба обычная, друг за другом (10 секунд). Ходьба на носочках (10 секунд). Медленный бег (15 секунд). Быстрый бег (15 секунд). Ходьба друг за другом (10 секунд). Построение в круг.
Дыхательное упражнение «Ах!». Вдох, задержать дыхание, выдыхая, произнести: «а-а-а-х». Повторить 2 раза.
Упражнение «Воробышки машут крыльями». Исходная пози ция: стоя, ноги слегка расставлены, руки за спиной. Руки развести в стороны, помахать всей рукой и кистью руки. Спрятать руки за спину. Повторить 5 раз. Темп умеренный. Указание детям: «Сохраняйте устойчивое положение тела».
Упражнение «Спрятались воробышки».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, опус тить голову, обхватить голову руками. Вернуться в исходную по зицию. Повторить 5 раз. Темп умеренный.
Упражнение «Воробышки дышат».
Исходная позиция: стоя, но ги слегка расставлены, руки опущены. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть: «ч-и-и-и-р-и-и-к», постукивая пальца ми по крыльям носа. Повторить 3 раза. Темп медленный. Указание детям: «Вдох должен быть короче выдоха».
Упражнение «Воробышки греются на солнышке».
Исходная позиция: лежа на спине, руки на полу над головой. По вернуться на живот. Вернуться в исходную позицию. Повто рить 5 раз. Темп быстрый.
Упражнение «Воробышки радуются».
Исходная позиция: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 8—10 подпрыгиваний на месте, чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3 раза. Указание детям: «Прыгайте легко, высоко».
Заключительная часть. Ходьба врассыпную в медленном темпе (20 секунд). Дыхательное упражнение «Дуем на крылышки». Вдох—на 1, 2 счета. Выдох—на 1, 2, 3, 4 счета (20 секунд).
Гимнастика пробуждения «Птицы»
Потягивание. «Клювики». И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо-влево. «Крылья». И.п. – то же. Махи прямыми руками в стороны, вниз. «Спрятались от кошки». И.п. – то же. Подтянуть ноги к груди, обхватить колени руками, наклонить голову – сгруппироваться. «Птичка с хвостиком». И.п. – лежа на животе, руки согнуты в локтях в упоре около плеч, ноги вместе. Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Одну ногу согнуть, тянуть к голове.
Подвижные игры.
Птичка и кошка
Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.
Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка.
Правила: Кошка ловит птичек только в кругу.
Кошка может касаться птичек, но не хватать их.
Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.
Воробушки и автомобиль
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя "Полетели, воробушки, на дорожку" дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками-крылышками.
По сигналу воспитателя "Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!" автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
Рассказы про птиц
Чем дятел зимой кормится
Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина
Живет у нас в лесу птица. Сама черная с белыми пестринками, а на затылке у нее перышки яркие, красные. Называется эта птица - дятел.
Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, да не на ветку, как другие птицы, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, словно о лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает: тук-тук, тук-тук. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест.
А пришла зима, холодно стало. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Погляди: на снегу под деревом много-много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб, а не сосна. Откуда же под ним сосновые шишки взялись?
Вдруг подлетел к дубу дятел; в клюве шишку держит. Всунул ее в ращелину дерева и начал клювом долбить. Раздолбил, семена выбрал и за другой полетел. Принес другую, в ращелину вставил, а старую шишку вытолкнул. Вот отчего целая куча шишек под деревом валяется. Это дятел зимою их семенами кормится.
Воробьишко
Автор:М. Горький
У воробьев совсем так же, как у людей: взрослые воробьи и воробьихи — пичужки скучные и обо всем говорят, как в книжках написано, а молодежь — живет своим умом.
Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, а жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда: хотелось поскорее узнать — что такое божий мир и годится ли он для него? — Что, что? — спрашивала его воробьиха-мама.Он потряхивал крыльями и, глядя на землю, чирикал: — Чересчур черна, чересчур! Прилетал папаша, приносил букашек Пудику и хвастался: — Чив ли я? Мама-воробьиха одобряла его: — Чив, чив! А Пудик глотал букашек и думал: "Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!" И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал. — Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься! — Чем, чем? — спрашивал Пудик. — Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту. Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер — Пудик спрашивает: — Что, что? — Ветер дунет на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать. Это не понравилось Пудику, он и сказал: — А зачем деревья качаются? Пусть перестанут, тогда ветра не будет… Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему. Идет мимо бани мужик, машет руками. — Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались! — Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха. — Почему? — У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу? — Зачем? — Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек… — Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали. Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:
Эх, бескрылый человек, |
Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут. Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает: — Честь имею, имею честь… А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит. — Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети… Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!
Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит: — Что, что? — Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься! А кошка сидит на земле, счищая с лапы воробьихины перья, смотрит на них — рыжая, зеленые глаза — и сожалительно мяукает: — Мяа-аконький такой воробушек, словно мы-ышка… мя-увы… И всё кончилось благополучно, если забыть о том, что мама осталась без хвоста…
Зимние долги
Автор: Николай Сладков
Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом: — Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался? — Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения! — А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос! — Во напугала! — И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал? — Клевал. — А зёрна у скотного двора подбирал? — Подбирал. — А в птичьей столовой у школы обедал? — Спасибо ребятам, подкармливали. — То-то! — надрывается Ворона. — А чем ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем? — А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была... — Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают. — Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона? — Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются. — Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли. Но Ворона не унимается: — А ты слетай да проверь! Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт. — Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла! — Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов. Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился. — По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел? — Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься? — Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже... — Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал... Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне: — Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну! Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.
Воробей на часах
Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки.
А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.
Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума.
Но старый воробей заметил злодея и следит за ним.
Ястреб ближе и ближе.
Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты.
Все смолкло.
Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает.
Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз.
А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза.
Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает.
С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Январь.
Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, - синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки, кое-как и переспит ночку. Но раз - среди зимы - посчастливилось ей найти свободное воробьиное гнездо. Помещалось оно над окном за оконницей. Внутри была целая перина мягкого пуха. И в первый раз, как вылетела из родного гнезда, Зинька заснула в тепле и покое. Вдруг ночью ее разбудил сильный шум. Шумели в доме, из окна бил яркий свет., выскочила из гнезда и, уцепившись коготками за раму, заглянула в Синичка испугалась окно. Там в комнате стояла большая - под самый потолок елка, вся в огнях, и в снегу, и в игрушках. Вокруг нее прыгали и кричали дети. Зинька никогда раньше не видела, чтобы люди так вели себя по ночам. Ведь она родилась только прошлым летом и многого еще на свете не знала. Заснула она далеко за полночь, когда люди в доме наконец успокоились и в окне погас свет. А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их: - Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось? - Как? - удивились воробьи. - Разве ты не знаешь какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются - и люди и мы. - Как это - Новый год? - не поняла синичка. - Ах ты, желторотая! - зачирикали воробьи. - Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января. - А что это "январь", "календарь"? - Фу, какая ты еще маленькая! - возмутились воробьми. - Календарь это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь - его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года - декабрь. Запомнила? - Не-ет, - сказала синичка. - Где же сразу столько запомнить! "Носик", "десять пальцев" и "хвостик" запомнила. А называются они все уж больно мудрено. - Слушай меня, - сказал тогда Старый Воробей. - Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне. Я тут живу, на этом доме под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по очереди и запомнишь. - Вот спасибо! - обрадовалась Зинька. - Непременно буду прилетать к тебе каждый месяц. До свиданья! И она полетела и летала целых тридцать дней, а на тридцать первый вернулась и рассказала Старому Воробью все, что приметила.И Старый Воробей сказал ей: - Ну вот, запомни: январь - первый месяц года - начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает. небо все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты тихонько пробуешь голос: "Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!"
Февраль.
Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое. Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода."Вот и весна начинается" - решила Зинька. Образовалась и запела звонко: - Зинь-зинь-тан! Зинь-зинь-тан! Скинь кафтан! - Рано, пташечка, запела, - сказал ей Старый Воробей. - Смотри еще, сколько морозу будет. Еще наплачемся. - Ну да! - не поверила синичка. - Полечу-ка нынче в лес, узнаю, какие там новости.И полетела. В лесу ей очень понравилось: такое множество деревьев! Ничего, что все ветки залеплены снегом, а на широких лапах елок навалены целые сугробики. Это даже очень красиво. А прыгнешь на ветку - снег так и сыплется и сверкает разноцветными искрами. Зинька прыгала по веткам, стряхивала с них снег и осматривала кору. Глазок у нее острый, бойкий - ни одной трещинки не пропустит. Зинька тюк острым носиком в трещинку, раздолбит дырочку пошире - и тащит из-под коры какого-нибудь насекомыша-букарашку. Много насекомышей набивается на зиму под кору - от холода. Зинька вытащит и съест. Так кормится. А сама примечает, что кругом. Смотрит: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся взъерошилась. - Ты чего? - Зинька спрашивает. - Фу, напугалась! - говорит лесная мышь. Отдышалась и рассказываает: - Бегала я в куче хвороста под снегом, да вдруг и провалилась в глубокую яму. А это, оказывается, медведицына берлога. Лежит в ней медведица, и два махоньких новорожденных медвежонка у нее. Хорошо, что они крепко спали, меня не заметили. Полетела Зинька дальше в лес; дятла встретила, красношапочника. Подружилась с ним. Он своим крепким граненым носом большие куски коры ломает, жирных личинок достает. Синичке после него тоже кое-что перепадает. Летает Зинька за дятлом, веселым колокольчиком звенит по лесу: - Каждый день все светлей, все веселей, все веселей! Вдруг зашипело вокруг, побежала по лесу поземка, загудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, полетели сугробики с еловых лап, снег посыпал, завился, началась пурга. Зинька присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвет ее с ветки, перья ерошит и леденит под ними тельце. Хорошо, что дятел пустил ее в свое запасное дупло, а то пропала бы синичка. День и ночь бушевала пурга, а когда улеглась, и Зинька выглянула из дупла, она не узнала леса, так он весь был залеплен снегом. Голодные волки промелькнули между деревьями, увязая по брюхо в рыхлом снегу. Внизу под деревьями валялись обломанные ветром сучья, черные, с содранной корой. Зинька слетела на один из них - поискать под корой насекомышей. Вдруг из-под снега - зверь! Выпрыгнул и сел. Сам весь белый, уши с черными точками держит торчком. Сидит столбиком, глаза на Зиньку выпучил. У Зиньки от страха и крылышки отнялись. - Ты кто? - пискнула. - Я беляк. Заяц я. А ты кто? - Ах, заяц! - обрадовалась Зинька. - Тогда я тебя не боюсь. Я синичка. Она хоть раньше зайцев в глаза не видала, но слышала, что они птиц не едят и сами всех боятся. - Ты тут и живешь, на земле? - спросила Зинька. - Тут и живу. - Да ведь тебя тут совсем занесет снегом! - А я и рад. Пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня и не нашли. Подружилась Зинька и с зайцем. Так и прожила в лесу целый месяц, и все было: то снег, то пурга, а то и солнышко выглянет, - денек простоит погожий, но все равно холодно. Прилетела к Старому Воробью, рассказала ему все, что приметила, он и говорит: - Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы еще крепкие. А теперь лети в поле.
Снегирушка-милушка
Автор: В. Бианки
Жил у нас с бабушкой летом снегирушкы. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон, – он сейчас насвистывать. Мы ему всё больше ставили старинную песенку про охотника и зайку. Он и выучил её. Целыми днями, бывало, свистит себе из своей большой проволочной клетки: Шёл охотничек лесочком. Вот идёт, идёт, глядит, а под кустичком-кусточком заинька сидит… Так славно насвистывал, – все удивлялись. А потом – осенью – заболел. Заболел наш снегирушка – и смолк. Сидит – хохлится, зёрна не клюёт и молчит. Перышки у него стали падать. Это он линял. Долго линял – хохлился. А когда перелинял и выздоровел, – опять повеселел. Повеселеть-то повеселел снегирушка, а песенку нашу любимую забыл. Насвистывает что-то своё, птичье, а про зайку – никак. Хотя мы ему по-прежнему патефон заводили. Заведём, – он слушает, слушает… Смирно сидит, будто что-то вспомнить силится, – и не может. К зиме мы кота взяли у соседей, большого, серого: очень нас мыши одолели. Тут уж снегирушка и совсем замолк. Раз солнечным весенним утром мы опять поставили эту пластинку: – Ну-тка, борзая, хватай-ка! – Тут охотничек сказале Снегирушка ни гу-гу. Я и говорю бабушке: – Я не знал, что птичкам так тяжело линять. Наш сне-гирушка совсем слух потерял, как маленькая Маша после кори. Бабушка говорит: – Может быть, это он кота боится. Надо кота унести. А снегирушка из клетки вдруг как засвистит: – Я не ваш! – ответил зайка, – Я не ваш! – ответил зайка. Прыг – и ускакал! Мы так и ахнули: вспомнил ведь песенку, милушка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового мероприятия Волшебница Зима для разновозрастной группы
Закрепить знания детей о зимних явлениях, об изменениях в животном мире, о развлечениях зимой. - Упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову. ...
Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.
Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...
Проект "Птицы нашего края" для детей старшей группы
Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное д...
Проект «Подкормите птиц зимой» в разновозрастной группе
Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, особенностях их поведения в холодный период и роли человека в жизни птиц....
Конспект занятий «В гости к матушке Зиме» в разновозрастной группе для детей 3-5 лет.
Цель: Закреплять представления детей о зимних явлениях в природе. Формировать у детей любовь и интерес к окружающему миру, через творческую и познавательную деятельность. Задачи: Образовательные: ...
Проект «Покормите птиц зимой» старшая разновозрастная группа
Проект «Покормите птиц зимой» старшая разновозрастная группа...
НОД "Зима. Признаки зимы" в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Технологическая карта занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи в в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...