Проект «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО» Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна ГБОУ СОШ (ОЦ) с.Челно-Вершины СП детский сад "Ромашка"
методическая разработка на тему
ЦЕЛЬ: Повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО. Обеспечение постоянного роста и компетентности педагогического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать владение воспитателями знаний о педагогических технологиях.
2. Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.
3. Внедрение технологии проектной деятельности в работу ДОУ через партнерское взаимодействие воспитанников, педагога и родителей.
Проект: на 2013-2014 учебный год
Проблема
-
Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС ДО;
-
Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;
-
Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные
возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.
-
Не умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.
Гипотеза:
-
Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
-
Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.
-
Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования
Основные направления:
1. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
2. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
3. Соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Целевые ориентиры:
-
Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
-
Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты;
-
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
-
Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.д. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
-
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;
-
Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
-
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как?, почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с художественной культурой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. У ребенка складываются предпосылки грамотности, он склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Принципы, упитывающиеся при планировании образовательного процесса в ДОУ
-
Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
-
Развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;
-
Включение ребенка в различные виды деятельности;
-
Взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.
Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Вариант модели образовательного процесса (по проекту ФГОС ДО)
Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) |
Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды) |
Взаимодействие с семьей |
Виды детской деятельности |
Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей |
Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных технологий |
План проектной деятельности.
Этапы |
Срок |
Задачи |
1 этап организационный |
октябрь 2013 - декабрь 2013 |
- Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО - для разработки плана повышения квалификации педагогов. - Анкетирование педагогов владения знаниями о современных педагогических технологиях. - Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях. |
2 этап реализации |
декабрь 2013 – май 2014 |
- Ведение проектной деятельности в условиях партнёрского взаимодействия взрослого и детей в процессе различных видов детской деятельности. |
3 этап Результативный |
Январь 2014 – май 2014 |
- Создание и апробация проектов: - Распространение и использование данных проектов для повышения профессионального роста других педагогов. - Размещение на сайте |
I Этап. Организационный
1.1. Педагогические технологии
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией модернизации образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и воспитанников соответственно в воспитательном процессе. Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности всех участников педагогического процесса. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности. Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату. Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
• личностно - ориентированные технологии - ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;
• гуманно - личностные технологии - исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение;
• технологии сотрудничества - реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка;
• технологии свободного воспитания - делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребёнок заявляет свою позицию.
Сегодня быть компетентным педагогом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:
№ |
Педагогическая технология |
Содержание |
Результат |
1. |
Личностно-ориентированные технологии |
Личностно-ориентированные технологии, содержащиеся в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. |
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества |
2. |
Игровая технология |
По определению, игра – это вид деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. |
В процессе сюжетно-ролевых, ситуативных, и других видов, образовательных, развивающих, творческих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие разных форм умений и навыков. |
3. |
Проблемная технология |
Реализация педагогом модели "обучение через открытие". Под проблемным обучением понимается такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. - Коммуникативная (дискуссионная) Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. - Имитационного моделирования (игровая). Моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения - Психологическая (самоопределенческая). - Самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности. -Деятельностная. Способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом -Рефлексивная. Осознание ребёнком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что при этом он чувствовал |
Создание в деятельности с детьми проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности дошкольников, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
4. |
Технология проектной деятельности |
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Проектная деятельность, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. |
Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. |
5. |
Исследовательские технологии |
Цель – получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. - Настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного. - Ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование. Необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект. |
Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого дошкольника. |
6. |
Технология организации совместной деятельности |
Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности Актуализация знаний и умений детей по предполагаемой теме Затруднение в игровой ситуации: Мы это не знаем, мы это еще не умеем. Выявляем детские вопросы и вместе с детьми определяем тематику обсуждений, будущей деятельности. Вместе ищем выход из затруднительной ситуации Открытие нового знания или умения Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Воспроизведение нового в типовой ситуации На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. Повторение и развивающие задания Результат: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от желаний и потребностей ребенка к знаниям, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, опираясь на зоны ближайшего развития ребенка. |
Направлена на организацию детского опыта (детских открытий) |
7. |
Система инновационной оценки усвоения знаний, умений, навыком дошкольника «Портфолио». |
- Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. Использование такой формы оценки достижений, как Портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха. |
Систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. |
8. |
Здоровьесберегающие технологии |
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: - приобщение детей к физической культуре -использование развивающих форм оздоровительной работы. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. |
Обеспечивает повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. |
9. |
Информационно-коммуникационные технологии |
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнито- фон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня ИКТ позволяет: - Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. - В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. - Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. - Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. - Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. |
Изменение и неограниченное обогащение содержания и подачи материала детям, использование специальных программ, доступ в интернет. |
II. Этап. Реализация
В ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями инновации: образовательные технологии. Такая деятельность позволяет осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Исходя из проведенных мероприятий, можно сказать, что выбор тематики мероприятий не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя современных педагогических технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.
На установочном педагогическом совете был представлен проект ФГОС дошкольного образования.
Цель: Знакомство с формами и методиками работы по использованию инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новый образовательный стандарт.
Задачи:
-
Познакомить педагогов с инновационными технологиями в условиях перехода на новый образовательный стандарт;
-
Повысить компетентность педагогов в реализации педагогических технологий о образовательный процесс ДОУ;
-
Содействовать формированию мотивации к применению полученных теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности.
III. Этап. Результативный
Полученные результаты (разработанные проекты) демонстрируют повышение уровня умений воспитателей, которые приблизили педагогов к современным критериям дошкольного образования.
Зафиксирован прогресс заинтересованности педагогов в овладении современными педагогическими технологиями и информационными умениями. У детей появился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления.
Вовлечены родители в педагогический процесс ДОУ, что укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом; была более полная и рационально использована предметно-игровая среда ДОУ.
Данные, полученные при анализе введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, подтвердили правомерность положенной в основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей.
Приложение. Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов.
№ |
Разделы |
Затруднения педагогов |
Итого |
1. |
Структура основной образовательной программы ДО |
3 |
3 |
2. |
Условия реализации основной образовательной программы ДО |
3 |
3 |
3. |
Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
3 |
3 |
4. |
Требования к предметно- пространственной среде |
- |
- |
5. |
Организация предметно - развивающей среды в соответствии ФГОС ДО |
- |
- |
6. |
Требования к материально- техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования |
2 |
2 |
7. |
Требования к результатам освоения основной образовательной программе ДО |
- |
- |
8. |
Требования пересмотра и формы планирования |
5 |
5 |
Результат: Исходя из данных полученных путем опроса, можно сделать вывод, что большинство педагогов мало имеют проблемы и ряд вопросов по изучению и введению ФГОС ДО.
Анкета по знаниям современных педагогических технологий
№ |
Педагогическая технология |
Владею, могу поделиться опытом |
Имею представление |
Не владею |
1 |
Личностно- ориентированная технология |
- |
7 |
|
2 |
Игровые технологии |
4 |
7 |
|
3 |
Проблемного обучения |
- |
7 |
|
4 |
Технология проектной деятельности |
3 |
4 |
|
5 |
Технология исследовательской деятельности |
2 |
5 |
|
6 |
Технология организации совместной деятельности |
- |
7 |
|
7 |
Портфолио дошкольника |
|
7 |
|
8 |
Информационно- коммуникационные технологии |
|
7 |
|
9 |
Здоровьесберегающие |
- |
7 |
|
Результат: Опираясь на данные анкетирования педагогов, видно, что 77% педагогов имеют представление о педагогических технологиях. Только 3 педагога владеют и могут поделиться опытом работы по технологиям проектной деятельности , 2 педагога по исследовательской деятельности, 4 педагога по игровой деятельности.
План мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов по внедрению современных образовательных технологий в деятельность взрослых и детей.
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
Выступление по теме: «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новые образовательные стандарты» |
Октябрь2013г |
Старший воспитатель
|
Технология проектной деятельности по теме: - Социально - коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие |
Декабрь 2014г
|
Воспитатели всех возрастных групп |
Игровые технологии - Речевое развитие; - Социально - коммуникативное развитие;
|
Январь 2014г |
Воспитатели Бундеева И.Л., Сидорова В.И. |
Здоровьесберегающая технология - Физическое развитие - Познавательное развитие; |
Февраль2014г |
Инструктор по физическому воспитанию Махмутова Э.В. |
Организация предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС. |
Март 2014г |
Воспитатель Деревянкина А.В. |
Подведение итогов Анкета для воспитателей 1.«Готовность к введению ФГОС ДО». 2.Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования ФГОС ДО».
3. Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности воспитанника в соответствии с ФГОС ДО»
|
Май2014г |
Старший воспитатель |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_fgos_do.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Методическое сопровождение введения ФГОС ДО»
ЦЕЛЬ: Повышение профессионального уровня педагогических кадров в контексте введения ФГОС ДО. Обеспечение постоянного роста и компетентности педагогического коллектива.
Задачи:
1. Проанализировать владение воспитателями знаний о педагогических технологиях.
2. Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях.
3. Внедрение технологии проектной деятельности в работу ДОУ через партнерское взаимодействие воспитанников, педагога и родителей.
Проект: на 2013-2014 учебный год
Проблема
- Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагога в рамках введения ФГОС ДО;
- Низкий уровень мотивации и психологической готовности педагогов к изучению и внедрению педагогических технологий;
- Неумение педагогов осознать и определять свои профессиональные
возможности и находить им применение в работе со всеми участниками образовательного процесса.
- Не умение самообразовываться и работать с научной литературой и новыми техническими средствами.
Гипотеза:
- Повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
- Обеспечение постоянного профессионального роста и компетентности педагога.
- Современные образовательные технологии как ресурс повышения качества дошкольного образования
Основные направления:
1. Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
2. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
3. Соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Целевые ориентиры:
- Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
- Ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, стараться разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
- Творческие способности ребенка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т.д. Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.п.;
- Ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно- следственными связями (как?, почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметах, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. Знаком с художественной культурой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. У ребенка складываются предпосылки грамотности, он склонен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Принципы, упитывающиеся при планировании образовательного процесса в ДОУ
- Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;
- Развитие инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности;
- Включение ребенка в различные виды деятельности;
- Взаимодействие ребенка с людьми, культурой и окружающим миром.
Содержание взаимоотношений с детьми должно обеспечивать развитие личности, способностей и мотивации детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Вариант модели образовательного процесса (по проекту ФГОС ДО)
Совместная деятельность взрослого и ребенка (взаимодействие детей с взрослых в разных видах деятельности и культурных практиках) | Самостоятельная деятельность детей (создание развивающей предметно- пространственной среды) | Взаимодействие с семьей |
Виды детской деятельности | Предметы, объекты окружающего мира, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей | Формы работы с семьей, в том числе посредством совместных образовательных технологий |
Этапы | Срок | Задачи |
1 этап организационный | октябрь 2013 - декабрь 2013 | - Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов при изучении ФГОС ДО - для разработки плана повышения квалификации педагогов. - Анкетирование педагогов владения знаниями о современных педагогических технологиях. - Разработать систему педагогических мероприятий, направленных на систематизацию знаний о педагогических технологиях. |
2 этап реализации | декабрь 2013 – май 2014 | - Ведение проектной деятельности в условиях партнёрского взаимодействия взрослого и детей в процессе различных видов детской деятельности. |
3 этап Результативный | Январь 2014 – май 2014 | - Создание и апробация проектов: - Распространение и использование данных проектов для повышения профессионального роста других педагогов. - Размещение на сайте |
I Этап. Организационный
1.1. Педагогические технологии
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Инновационная деятельность в ДОУ направлена «на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте узнаем, что же означает сам термин «технология» - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. В педагогической литературе и в лексиконе прочно вошло понятия: педагогическая технология, образовательная технология, технология обучения. Они соотносятся, также как и категории: педагогика, образование и обучение. Самым широким является понятие педагогическая технология, оно охватывает процессы образования, обучения и воспитания. Образовательная технология связана с организацией модернизации образовательных систем и образовательных учреждений. Технология обучения и технология воспитания описывают деятельность педагога и воспитанников соответственно в воспитательном процессе. Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности всех участников педагогического процесса. Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности. Педагогическая технология в таком понимании требует научных оснований для описания учебно-воспитательного процесса, выделение которых даст возможности управлять им, действительно приходить к заданному образовательному результату. Роль таких оснований должны играть не принципы обучения (воспитания), сформулированные на основе многовекового педагогического опыта. В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который даёт возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. В этом направлении идёт и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.
• личностно - ориентированные технологии - ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития;
• гуманно - личностные технологии - исповедуют идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергают принуждение;
• технологии сотрудничества - реализуют демократизм, равенство, партнёрство в отношениях педагога и ребёнка;
• технологии свободного воспитания - делают акцент на предоставлении ребёнку свободы выбора и самостоятельности, осуществляя выбор, ребёнок заявляет свою позицию.
Сегодня быть компетентным педагогом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Выделим наиболее используемые педагогические технологии:
№ | Педагогическая технология | Содержание | Результат |
1. | Личностно-ориентированные технологии | Личностно-ориентированные технологии, содержащиеся в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. | Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества |
2. | Игровая технология | По определению, игра – это вид деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреактивными возможностями. В том состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. | В процессе сюжетно-ролевых, ситуативных, и других видов, образовательных, развивающих, творческих игр. Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие разных форм умений и навыков. |
3. | Проблемная технология | Реализация педагогом модели "обучение через открытие". Под проблемным обучением понимается такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей, основано на создании особого вида мотивации – проблемной, для этого дидактическое содержание материала должно быть представлено как цепь проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. - Коммуникативная (дискуссионная) Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. - Имитационного моделирования (игровая). Моделирование жизненно важных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения - Психологическая (самоопределенческая). - Самоопределение (выбор) ребенка по выполнению той или иной деятельности. -Деятельностная. Способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом -Рефлексивная. Осознание ребёнком деятельности: каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что при этом он чувствовал | Создание в деятельности с детьми проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности дошкольников, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. |
4. | Технология проектной деятельности | “Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое, способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника. Проектная деятельность, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. | Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. |
5. | Исследовательские технологии | Цель – получение ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания. - Настоящая исследовательская задача никогда не может быть решена прямым действием и предполагает анализ пространства возможного. - Ребенок должен осознать и сформулировать для себя и других причину, по которой он включается в исследование. Необходимо сразу ориентировать ребенка на определение аудитории, которой будет предъявляться проект. | Дает возможность детям самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого дошкольника. |
6. | Технология организации совместной деятельности | Дидактическая игра, создающая мотивацию к деятельности Актуализация знаний и умений детей по предполагаемой теме Затруднение в игровой ситуации: Мы это не знаем, мы это еще не умеем. Выявляем детские вопросы и вместе с детьми определяем тематику обсуждений, будущей деятельности. Вместе ищем выход из затруднительной ситуации Открытие нового знания или умения Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Воспроизведение нового в типовой ситуации На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки. Повторение и развивающие задания Результат: Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти от желаний и потребностей ребенка к знаниям, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, опираясь на зоны ближайшего развития ребенка. | Направлена на организацию детского опыта (детских открытий) |
7. | Система инновационной оценки усвоения знаний, умений, навыком дошкольника «Портфолио». | - Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. Использование такой формы оценки достижений, как Портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха. | Систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта. |
8. | Здоровьесберегающие технологии | Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: - приобщение детей к физической культуре -использование развивающих форм оздоровительной работы. Результат должен заключаться в том, что эффект одной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, константно-целостного психосоматического состояния, которое дает начало воспроизведения в режиме саморазвития. С точки зрения современных подходов к педагогике, совместная творческая деятельность детей и педагога, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка. | Обеспечивает повышение уровня здоровья дошкольнику. Воспитывает культуру осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, позволяют дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. |
9. | Информационно-коммуникационные технологии | ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, видеомагнито- фон, телевизор. А также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера. Сегодня ИКТ позволяет: - Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. - В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. - Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. - Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов. - Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей. Использование ИКТ в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности самого педагога, что оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. | Изменение и неограниченное обогащение содержания и подачи материала детям, использование специальных программ, доступ в интернет. |
II. Этап. Реализация
В ДОУ проводится работа по внедрению в практику работы с детьми и родителями инновации: образовательные технологии. Такая деятельность позволяет осуществлять интегрированный метод обучения, направленный на личностное развитие ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Исходя из проведенных мероприятий, можно сказать, что выбор тематики мероприятий не случаен и объясняется возросшими требованиями к качеству дошкольного образования, технологичности образовательного процесса, острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя современных педагогических технологий, обладающих жесткой системой предписаний, гарантированно ведущих к достижению ожидаемого результата.
На установочном педагогическом совете был представлен проект ФГОС дошкольного образования.
Цель: Знакомство с формами и методиками работы по использованию инновационных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новый образовательный стандарт.
Задачи:
- Познакомить педагогов с инновационными технологиями в условиях перехода на новый образовательный стандарт;
- Повысить компетентность педагогов в реализации педагогических технологий о образовательный процесс ДОУ;
- Содействовать формированию мотивации к применению полученных теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности.
III. Этап. Результативный
Полученные результаты (разработанные проекты) демонстрируют повышение уровня умений воспитателей, которые приблизили педагогов к современным критериям дошкольного образования.
Зафиксирован прогресс заинтересованности педагогов в овладении современными педагогическими технологиями и информационными умениями. У детей появился устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности; сформирован ряд навыков самостоятельного творческого мышления.
Вовлечены родители в педагогический процесс ДОУ, что укрепляет их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом; была более полная и рационально использована предметно-игровая среда ДОУ.
Данные, полученные при анализе введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, подтвердили правомерность положенной в основу гипотезы. Методическая работа в ДОУ при условии постоянного учета актуальных потребностей воспитателей в педагогических знаниях, учета трудностей воспитателей и рациональной координации их работы; введения разнообразных форм и интерактивных методов работы с воспитателями; включения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет эффективно способствовать повышению профессиональной компетентности воспитателей.
Приложение. Изучение образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов.
№ | Разделы | Затруднения педагогов | Итого |
1. | Структура основной образовательной программы ДО | 3 | 3 |
2. | Условия реализации основной образовательной программы ДО | 3 | 3 |
3. | Требования к психолого- педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования | 3 | 3 |
4. | Требования к предметно- пространственной среде | - | - |
5. | Организация предметно - развивающей среды в соответствии ФГОС ДО | - | - |
6. | Требования к материально- техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования | 2 | 2 |
7. | Требования к результатам освоения основной образовательной программе ДО | - | - |
8. | Требования пересмотра и формы планирования | 5 | 5 |
Результат: Исходя из данных полученных путем опроса, можно сделать вывод, что большинство педагогов мало имеют проблемы и ряд вопросов по изучению и введению ФГОС ДО.
Анкета по знаниям современных педагогических технологий
№ | Педагогическая технология | Владею, могу поделиться опытом | Имею представление | Не владею |
1 | Личностно- ориентированная технология | - | 7 | |
2 | Игровые технологии | 4 | 7 | |
3 | Проблемного обучения | - | 7 | |
4 | Технология проектной деятельности | 3 | 4 | |
5 | Технология исследовательской деятельности | 2 | 5 | |
6 | Технология организации совместной деятельности | - | 7 | |
7 | Портфолио дошкольника | 7 | ||
8 | Информационно- коммуникационные технологии | 7 | ||
9 | Здоровьесберегающие | - | 7 |
Результат: Опираясь на данные анкетирования педагогов, видно, что 77% педагогов имеют представление о педагогических технологиях. Только 3 педагога владеют и могут поделиться опытом работы по технологиям проектной деятельности , 2 педагога по исследовательской деятельности, 4 педагога по игровой деятельности.
План мероприятий, направленных на повышение педагогической компетентности педагогов по внедрению современных образовательных технологий в деятельность взрослых и детей.
Содержание | Сроки | Ответственные |
Выступление по теме: «Инновационные педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях перехода на новые образовательные стандарты» | Октябрь2013г | Старший воспитатель |
Технология проектной деятельности по теме: - Социально - коммуникативное развитие; - Познавательное развитие; - Речевое развитие | Декабрь 2014г | Воспитатели всех возрастных групп |
Игровые технологии - Речевое развитие; - Социально - коммуникативное развитие; | Январь 2014г | Воспитатели Бундеева И.Л., Сидорова В.И. |
Здоровьесберегающая технология - Физическое развитие - Познавательное развитие; | Февраль2014г | Инструктор по физическому воспитанию Махмутова Э.В. |
Организация предметно - пространственная развивающая среда ДОУ в контексте ФГОС. | Март 2014г | Воспитатель Деревянкина А.В. |
Подведение итогов Анкета для воспитателей 1.«Готовность к введению ФГОС ДО». 2.Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования ФГОС ДО». 3. Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности воспитанника в соответствии с ФГОС ДО» | Май2014г | Старший воспитатель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы структурного подразделения «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины за 2013-2014 учебный год
Старший воспитатель Атяшева Вера Дмитриевна...
ОТЧЕТ о работе опорной (экспериментальной) площадки на базе структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины в 2013-2014 учебном году
Название экспериментальной площадки «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»...
Программа экспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников» на 2015-2016 учебный год
Программаэкспериментально-опытной деятельности ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Ромашка» по теме «Игровые технологии в рамках духовно-нравственного...
Аналитическая справка о результатах тематического контроля в структурном подразделении детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Тема: « Cистематичность и результативность работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию детей
Аналитическая справка о результатах тематического контроляв структурном подразделении детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины Тема: « Cистематичность и результативность работы...
Анкета удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников деятельностью воспитателя СП «Детский сад Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeemsCObt26UJ_ywIGXduypaPtT-sGbeYElUcyKSsluCll0fQ/viewform?usp=sf_link...
Анкета удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников деятельностью воспитателя СП «Детский сад Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
https://docs.google.com/forms/d/1abK6gjy_9yTv-HNM_JGdZnyJ0vmkEjpgZNmMYXib__A/edit...
Анкета удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников деятельностью воспитателя СП «Детский сад Ромашка» ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScKDzrtW7tyXa4Yh2Ie05MUz1AUVwV6xFZ2VOqDkZn0x27ARw/viewform?usp=sf_link...