Совместная деятельность педагогов и родителей в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
методическая разработка на тему
Система осуществляемой работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в физическом воспитании и развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №1 «Солнышко»
Воликовой Любови Николаевны
Архара 2014г.
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа
воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
В. А.С у х о м л и н с к и й
Совместная деятельность педагогов и родителей в физическом воспитании и развитии детей.
В наше время в современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровый ребенок.
Понятие «здоровье» принято рассматривать не только как отсутствие заболевания, но и как способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды.
Во многом здоровье ребенка обусловлено социально – экономическими,
климатогеографическими и экологическими условиями.
Великая ценность каждого человека - здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами дошкольным учреждением.
Семья и детский сад - те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонение в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержка в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.
А это означает, что сотрудникам дошкольного учреждения необходимо осуществлять систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыты воспитании детей. Полученная информация, деление опытом помогут повысить эффективность работы по оздоровлению детей, получить необходимость знаний о физическом развитии детей, сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.
Известно, что развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни. Чтобы решить проблему оздоровления, педагогам необходимо установить контакт со взрослыми.
Уровень физической подготовленности дошкольников отражается в первую очередь в эффективности организации процесса физического воспитания.
Оценка физической подготовленности определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития дошкольников. Характеризуется совокупностью сформированных двигательных навыков и физических качеств, проявляющиеся в различных видах деятельности.
В начале учебного года проводится диагностирование физического развития детей инструктором по физическому воспитанию, медицинским работником, педагогами и заведующим. Анализ выявленных результатов на начало учебного года показывает невысокий уровень физического развития детей.
Исходя из результатов диагностики, запланировала дальнейшую работу с детьми и родителями.
Одно из направлений в моей работе - это организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми по средствам совместной деятельности педагогов и родителей. Исходя из результатов диагностики, запланировала дальнейшую работу с детьми и родителями.
План работы совместной деятельности с родителями и педагогами
Формы | Практический выход | Сроки исполнения |
Изучение проблемы | В каждой возрастной группе | В течение года |
Анкетирование родителей | Выявление педагогической компетентности | Сентябрь, январь, май. |
Формирование установки на сотрудничество | Индивидуальная работа, групповые консультации, беседа (объяснение, показ),наблюдение. | Сентябрь, октябрь. |
Совместная деятельность | Развлечения, праздники, походы. «Школа мяча» «Игры с обручем» | По плану физкультурно - оздоровительных мероприятий в ДОУ |
Семинар для педагогов и родителей. | «Преимущество физминуток» «Физические упражнения в жизни дошкольника» «Спрашивали? Отвечаем!» (тест, блиц- опрос) «Оздоровительные упражнения» «В здоровом теле здоровый дух» | Каждые три месяца |
День открытых дверей | Мультимедийные презентации | Ноябрь |
Коллективный выход на стадион «Юность» | Каждая возрастная группа | Июль |
Участие в районных соревнованиях | День Архары
| Август |
Проводимое анкетирование родителей ДОУ, по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии и воспитании детей показало одну из причин низкого уровня физического развития детей - неосведомленность родителей.
Результаты анкетирования по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии и воспитании детей.
Вывод: Необходимо систематически осуществлять разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков.
Для решения проблемы информированности родителей в вопросах физического воспитания и развития детей была поставлена цель: повышение уровня физического развития детей при совместной деятельности педагогов и родителей.
Для реализации поставленной цели определены задачи:
а) обеспечить условия для физического и психического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
б) формировать доступные представления и знания;
в) реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками, родителями и педагогами для своевременного развития жизненно важных навыков и способностей детей;
г) оказывать всестороннюю помощь семье в физическом воспитании и развитии детей.
Для того чтобы найти пути решения поставленных задач, необходимо установить доверительно – деловые контакты со взрослыми, участвующие в воспитании. Эту работу я проделала в несколько этапов. В каждый этап включила разнообразные методы и формы.
1 этап - Знакомство с родителями, установление доверительных отношений. Выступление на родительском собрании.
2 этап - Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка. Анкетирование, помогло мне получить информацию о ребенке, о его жизни в семье; при анализе проводимой работы педагогов с родителями выяснила – насколько усилия педагогов помогают родителям и детям в воспитании развитии детей, что помогло обеспечить единство воспитательного процесса в семье и детском саду.
3 этап - Проводимые формы работы, как анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию; индивидуальные и групповые консультации; рекомендации; выставки; открытые занятия; презентации. Способствуют формированию установки на сотрудничество.
4 этап - Совместная спортивная деятельность с детьми и родителями. На этом этапе я предлагаю не только педагогические знания, но и осуществить практическую подготовку. Приглашаю родителей на занятия и развлечения, с их участием: в походы, дни здоровья. Работает консультационная помощь специалистов (логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию) в составлении индивидуальных карт совместно с родителями.
Ознакомившись с условиями жизни семьи, я сделала вывод, что взрослые по отношению к физическому воспитанию и развитию детей делятся на следующие группы:
I – Родители не уделяющие должного внимания физическому воспитанию и развитию ребенка.
В этом случаи я, применяю индивидуальную работу с родителями: подбор соответствующей литературы, беседы информационного характера, наблюдения за своим ребенком на занятии, праздниках и развлечениях. В ходе наблюдения за своим ребенком на занятии предлагаю взрослым принять участие непосредственно в занятии. Отличительной особенностью совместной деятельности педагог и родителей на занятии, состоит в том, что родители являются помощниками педагога, и каждый из них тренером своего ребенка. Это позволяет повысить эффективность выполнения и достижения высоких результатов в развитии детей.
II - Родители разделяющие взгляды на физическое воспитания и развития, но им не хватает знаний и опыта, испытывают дефицит времени. В основном полагаются на работу детского сада.
Совместная деятельность заключается в групповых консультациях: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Оздоровительный бег», «Роль физических упражнений в жизни дошкольника», беседах и объяснениях на тему «Прыжки в жизни человека», «Как организовать игры с мячом», презентациях «Веселая физкультура». Привлекаю родителей оказать помощь в подготовки спортивных мероприятий «Мама, папа, я – спортивная семья», «Обруч - веселый друг и помощник», «День защитника Отечества». Взрослые и дети исполняют роли героев, участвуют в конкурсах, являются членами жюри.
Игра, как познавательный материал, расширяет кругозор ребенка. В спортивных праздниках и досугах я использую подвижную игру, включая оздоровительные упражнения, с героем персонажем: «В гости к Мишке», «Веселая физкультура», «Зарядка рядом с загадкой». В таких мероприятиях значительное место отводится и играм и игровым заданиям соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей и взрослых оценивать свои возможности и управлять своим поведением. Между взрослыми и детьми поддерживаются дружеские отношения и взаимопомощь, у детей улучшается двигательная активность, формируются интерес к здоровому образу жизни.
III – Родители с удовольствием занимающеюся с детьми физкультурой, стремятся воспитать и вырастить здорового ребенка.
Организация фотовыставок, конкурса рисунков «Как я занимаюсь физкультурой», «Спортивные игры вашей семьи», «Как мы ходили в поход». В этом случаи родители являются опорой в использовании их опыта в физическом воспитании и развитии как для меня и других родителей.
Таким образом, разделив взрослых на условные группы, мною осуществляется дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.
Проводимая работа по физическому воспитанию и развитию, в дальнейшем позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течении всего пребывания в дошкольном учреждении. Комплексная дифференцированная система оздоровления и коррекции выявленных нарушений осуществляется в единстве с общеобразовательной деятельности ДОУ: целенаправленным развитием познавательных, социальных, физических и эстетических способностей, формировании личностных качеств (самостоятельности, организованности). Инструктор по физкультуре совместно с медсестрой и педагогами организуют семинары-практикумы для родителей по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у детей.
В уголке для родителей мною оформлены консультация «Больше внимания осанке», где приводится ряд причин влияющих на нарушения осанки, «Предупредить всегда легче, чем лечить», «Что значит стоять для дошкольника» рассматриваются вопросы о мерах наказания и их отражение на физическом развитии ребенка. В консультации «Предупреждение плоскостопия» советую родителям придерживаться принципов, которыми следует пользоваться в приобретении обуви ребенку.
В утреннюю гимнастику и занятия включаю оздоровительные упражнения, способствующие укреплению мышечного корсета, элементы точечного массажа, дыхательную гимнастику, элементы акробатики. Упражнения способствуют развитию различных групп мышц, снятию утомлению, формируют навык быстро менять позы и положения (из положения лежа, в положения сидя; стоя(сидя) на коленях в положения стоя). Проводимые беседы с дошкольниками и родителями о назначении определенных упражнений способствуют приобретению навыков культуры и привычек формирования здорового образа жизни.
В повседневной работе с детьми и педагогами в распоряжении представлены спортивные комплексы с навесным оборудование. Оборудован гимнастический зал с физкультурно-оздоровительным комплексом и спортивным инвентарем.
К одной из форм физического воспитания и развития сохранения и укрепления здоровья детей относится и туризм. Он является естественным посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нем хорошо дозируются и соотносятся с физическими возможностями участников. В нашем учреждении практикуется семейный туризм. Семейные путешествия укрепляют дружеские отношения между родителями и детьми. Цель этих походов – оздоровление организма детей, приобретение навыка ориентировки на местности, знакомство с родным краем, воспитание любви к родной природе, к земле. Разработка маршрута осуществляется вместе с родителями и воспитателями.
В своей работе использую нетрадиционные виды оздоровления (хатха – йога, релаксация, тренинги). Данные виды оздоровления обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, могут проводиться с любыми возрастными категориями. Безусловно, работая с детьми дошкольного возраста, невозможно использовать все элементы системы хатха – йога. Но часть её вполне доступна для этой возрастной категории. Практика работы показывает, что дети старшего дошкольного возраста успешно выполняют статические позы. Элементы хатха – йоги являются прекрасным средством воздействия на организм ребенка; укрепляется здоровье, формируется красивая фигура, правильная осанка и энергичная походка, улучшается координация движений, вырабатываются сила воли, выдержка и уверенность в себе. Благодаря использованию упражнений хатха – йоги, дети стали более уверенными в преодолении трудностей, повысился жизненный тонус, работоспособность, улучшилось настроение.
В результате сотрудничества родителей и педагогов налаживается тесная связь взаимодействия ДОУ с семьей. Родители интересующиеся своим ребенком, выходят на контакт с педагогами ДОУ и получают информацию об индивидуальном развитии, способностях и достижениях детей. По результатам в конце учебного года уровень физического развития детей значительно повысился. (Приложение диаграмма)
Созданные условия я рассматриваю как оптимальные для успешного осуществления совместного сотрудничества педагогов и родителей, направленные на полноценное физическое развитие ребенка.
В длительной работе, родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания и развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»...
физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста
статья по физическому воспитанию детей дошкольного возраста...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников становятся в настоящее время чрезвычайно актуальными. Философия взаимодействия семьи и дошкольной образовательной ...
Консультация "Взаимодействие детского сада и семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного возраста"
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организ...