Конспект НОД в старшей группе "Азбука безопасности"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Сонюшкина Елена Викторовна

Закрепление правил, изучение знаков дородного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_azbuka_bezopasnosti.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

           

Структурное подразделение, реализующее основную                             общеобразовательную программу дошкольного образования – детский

сад «Чайка» ГБОУ СОШ  с. Утевка

                                        Методическая разработка

Номинация: Разработка занятия.

                                         

Тема: «Азбука движения».

                                                                         

Автор:

                                                               Сонюшкина Елена Викторовна

                           воспитатель

                                                  Утёвка  2014

Предисловие.                                                                                                                                                                                                            

                                 «Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний,

                                   а умение правильно себя вести в различных ситуациях».

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни. Ребенок в этом возрасте не может самостоятельно определить меру опасности в своих действиях.

Задача взрослого – защитить ребенка, помочь правильно ориентироваться в экстремальных ситуациях, привить способность избегать действий, угрожающих его жизни и здоровью.

Воспитание у  детей навыков безопасного поведения на улицах города - одна из важнейших проблем современного общества. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом? Но нужно помнить о том, что формирование сознательного поведения – это процесс длительный. Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.

Цель:  пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста.    

 

 задачи.

Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения

Воспитательные: воспитывать  у детей чувства дружбы, взаимовыручки, уважения к правилам дорожного движения.

Развивающие: продолжить формирование навыков выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Ситуации на дорогах», светофор, круги трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный),  дорожные знаки (разрезанные), три флажка (красный, жёлтый, зелёный)

 Ход НОД:  

 Ведущий: Привет, друзья!

 Сегодня в зале большой и интересный день.                                    

Нас солнца луч смешит и дразнит, 

 Нам нынче весело с утра!
 Весна нам дарит звонкий праздник

  И главный гость на нем - игра!

А сейчас, небольшая разминка. Я загадаю загадки, а вы должны отгадать.

Полосатая лошадка 
Вам подскажет на пути, 
Где дорогу перейти... 
(Пешеходный переход - "Зебра") 

У него два колеса 
И седло на раме, 
Две педали есть внизу, 
Крутят их ногами. 
(Велосипед) 

Три разноцветных круга 
Мигают друг за другом. 
Светятся, мигают – 
Людям помогают. 
(светофор) 

И шагая по дорогам
Не забудьте, малыши:
Край дороги - пешеходам
Остальное для... (Машин)

    

Ведущий: Правильно! Угадали верно, но скажите мне, кто является самым главным нашим помощником при переходе улицы.
Дети: Светофор
    

Чтоб тебе помочь,

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь-

Зелёный, жёлтый, красный.

Самый строгий, красный свет,

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

Чтоб спокойно перешёл ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро жёлтый

В середине свет.

А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он: «Препятствий нет,

Смело в путь иди!

Ведущий: Верно и он к нам сейчас придет в гости.
(Влетает Баба Яга под музыку поёт частушки)

Я летала на метле,

Побывала я везде,

Светофоров не видала,

правила все нарушала.

Эх, пляши, моя метла!

Ты пляши, старайся,

Как увидишь светофор,

Выше поднимайся!

Светофоры, светофоры…

Для чего они нужны?

Я лечу, не замечаю

И сбиваю все столбы
   
 Ведущий: Баба Яга, мы ждали совсем другого героя в гости, светофора, ты его не видела?
    
Баба Яга: А я его в мешок посадила, спрятала от вас, а то он меня все учит, да учит. То налево посмотри, то направо посмотри. У меня так голова отвалится. Утомилась. Не нужен мне такой светофор. У меня ступа есть. Куда захочу, туда и полечу. Хочешь налево, хочешь направо…  Ох и нападалась я! Это всё Кощей противный придумал, ты говорит, Яга, лети как можно быстрее и по сторонам не гляди. А я в результате вон, сколько шишек набила! Торопилась, по сторонам не смотрела, но всё- таки заметила, на дороге какие-то знаки висели, я их собрала, а пока падала, все их поломала  (разбрасывает знаки)
    
Ведущий: Ой, Баба Яга. Что же ты наделала. Ведь без этих знаков может случиться много бед.
Знаков много есть на свете,

И должны их знать все дети.

Так давайте, выходите,

Быстро знаки соберите!

По команде дети начинают собирать знаки.  Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены.

Знак «движение пешеходов запрещено»

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно

«Вам ходить запрещено»

Знак «Дети»

Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательней водитель!

Знак «Въезд запрещён»

Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича!

Знак «Пешеходный переход»

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак «Больница»

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьёзных докторов

Там вам скажут: «Будь здоров»

Знак «Телефон»

Если нужно дозвониться

Хоть домой, хоть за границу,

Знак поможет, скажет он,

Где искать вам телефон!

Знак «Подземный переход»

Знает каждый пешеход

Про подземный переход,

Город он не украшает,

Но машинам не мешает!

Знак «Место остановки общественного транспорта»

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Баба-Яга: А скажите-ка умные ребятки. Где можно переходить улицу? (ответы детей)

Ведущая: Баба-Яга, а ты знаешь на какой цвет светофора можно переходить дорогу?

Баба-Яга: Нет, не знаю, может быть на черный цвет?

Ведущая: Как Вам не стыдно?

Правила не знает, видно (показывает на Бабу-Ягу)

Дети Вам узнать помогут,  как переходить дорогу.

(спрашивает детей)

Можно прямо на дороге

Поиграть с мячом немного?

Дети: нет.

Ведущая: Ну а с горки на дорогу

Можно съехать?

Баба-Яга: Ради Бога!

Дети: нет

Ведущая: Можно сразу очутиться

В нашем случае – в больнице.

Баба-Яга: Буду правила учить и с ребятами дружить!

Ведущий: А я вам предлагаю поиграть в игру на внимание, игра "Зеленый, желтый, красный."

Правила игры:                                  

-Когда я покажу зеленый сигнал светофора (флажок),  все маршируют на месте.

- Когда желтый (флажок) – хлопают в ладоши, а когда красный (флажок)  – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.

Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени.

Ведущий: молодцы, ребята, и Баба Яга справились с этим заданием. А на вопросы сможете  ответить?

  • Почему нельзя цепляться сзади машин и кататься так?
    Для чего нужны тротуары и пешеходные переходы?
    Где можно кататься на велосипеде?
  • где люди ждут транспорт? (на остановке)
  • как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой – «зебра»)
  • где должны ходить пешеходы и где должны ездить автомобили? (пешеходы по тротуару, машины по дороге)
  • как называется место пересечения двух дорог? (перекресток)
  • кого называют «пешеходом» (человека, который передвигается пешком)
  • кого называют «водителем» (человека, который управляет транспортным средством)
  • какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? (спецмашины – «Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция», «Служба газа»)
  • почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться)
  • кто должен первый выйти из автобуса – мама или ты? (из любого транспортного средства первым всегда выходит взрослый, затем ребенок)

Ведущий: И с этим заданием вы справились. Ну вот, Баба Яга, видишь какие у нас дети умные, надеюсь, что ты усвоила все правила дорожного движения?

  Баба Яга: Что-то я запамятовала, напомните мне самые главные правила.

 А для этого поиграем в игру "Это я, это я, это все мои друзья!” Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если нет – молчите.
Кто из вас идёт вперёд,
Только там, где переход? 
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора? (Молчат.)
Знает кто, что красный свет –
Это значит, хода нет? 
(Это я, это я, это все мои друзья!)
Кто слушаться старших никак не хотел,
И на грузовик налетел? 
(Молчат.)
Знает кто, что свет зелёный,
Означает: «Путь открыт»? 
(Это я, это я, это все мои друзья!)

Баба Яга: Ну ладно, ответили. А вот я вам сейчас картинки покажу, сможете ответить? (показ слайдов с дорожными ситуациями, нужно объяснить ситуацию и дать оценку поведения)

Ведущий:  Баба Яга, тебе понятно как нужно ходить по улицам?
    
Баба Яга: Да, понятно.
    
Ведущий: Баба Яга, может, теперь ты нам вернешь Светофор?
Баба Яга: ну ладно, уговорили, так и быть верну. Только Кощей, его спрятал, попробуйте его, найдите (дети находят светофор  без огоньков)

    Ведущий: Баба Яга это что ещё за шутки 

Баба Яга: это не я, это Кощей, огоньки отдельно наверно спрятал.

    Ведущий: ребята, давайте найдём огоньки и приклеим их на светофор (дети ищут и приклеивают). Ну, вот у нас и получился настоящий светофор.

Светофор.

В лесу, где все без правил,

Ходили до сих пор,

Однажды появился

Дорожный светофор.

Откуда-то с дороги

Принёс его медведь,

И звери прибежали

На технику смотреть.

И первым начал ёжик:

«Какая ерунда,

Нужны для светофора

И ток и провода,

А если он не будет

Как следует гореть,

То нам на эту штуку,

Не стоит и смотреть»

«Я с ёжиком согласен,

-сказал, зевая волк,-

Но если б он работал,

Какой в нём был бы толк

Когда гоню я зайца,

Мне просто смысла нет,

Бежать на свет зелёный,

Стоять на красный свет».

«И я, - сказал зайчишка,-

Когда уже бегу,

Следить за светофором,

Простите, не могу».

«у нас, - лиса сказала, -

Порядки здесь свои,

И нам на перекрёстке

Не нужен пост ГАИ».

«Мне тоже он не нужен,

-Сказал из норки крот,-

Я сам себе пророю

Подземный переход».

Услышав под собою,

Разумные слова,-

«Я вообще летаю!»-

Проукала сова.

Осталось, всё как было,

Шумит дремучий бор,

Качается на ёлке

Бездельник светофор.

Но мы с тобой не волки,

Не зайцы, не кроты,

Хожу я на работу,

И в школу ходишь ты.

А мимо мчат машины,

Стальные муравьи,

И нам на перекрёстке

Нужны посты ГАИ

Баба Яга: Ну что же, я все поняла. Полечу в свой лес, научу жителей леса ПДД. До свидания!
Ведущий: На этом наш веселый праздник закончен. Желаю вам быть послушными пешеходами и соблюдать ПДД.

Заключение.

Стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и развитие речи, творчества, мышления и других аспектов личности ребенка. Ведь безопасность жизни детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».

То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.

Список используемой литературы:

Социальная сеть работников  образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе: Безопасность на дороге

закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения; закрепить знание сигналов светофора....

Конспект занятия в старшей группе «Безопасность в доме»

Конспект занятия в старшей группе «Безопасность в доме»...

Конспект НОД в старшей группе «Безопасность дома»

Сформировать у детей представление об опасных предметах....

Конспект занятия в старшей группе (безопасное поведение детей)

- закрепить знания детей по соблюдению правил техники безопасности в природной среде. Развивать умение в негативном видеть положительное и наоборот.- упражнять детей в использовании усвоенных зна...

Конспект занятия в старшей группе «Безопасность в интернете»

Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в Интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.Задачи:повышение уровня знаний воспитанников о комп...

Конспект занятия в старшей группе «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ»

Конспект занятия в старшей группе «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ЛЬДУ»...

конспект занятия в старшей группе "Безопасное поведение на дороге"

Задачи:1. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками и их назначением.2. Формировать навыки безопасного поведения на улице и использования правил дорожного движения в ...