Эссе "ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО"
статья ( группа) по теме
Итоговая работа к зачету на курсах повышения квалификации педагогов дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль воспитателя в условиях введения ФГОС в ДОУ | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
ИТОГОВАЯ РАБОТА
(ЭССЕ)
Выполнил
слушатель курсов
повышения квалификации
воспитателей ДОО,
Бахолдина О. И.
(МКДОУ «Детский сад № 8»
г. Острогожск)
ОСТРОГОЖСК 2014
«…не мыслям, а мыслить надо учить».
Иммануил Кант.
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДО, наиболее значимыми я считаю такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОО; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.
Воспитатель - как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. изменяется подход к программе, условиям и результатам преподавания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.
В связи с введением ФГОС ДО в Д/С пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Наш детский сад является инновационной площадкой, и у нас уже началась работа по введению СТАНДАРТОВ в образовательный процесс. Вначале инновационные преобразования казались нам снежным комом, несущимся на нас с большой, непреодолимой силой откуда-то сверху. Но постепенно, благодаря созданию в детском саду единой системы управления инновационной деятельностью; расширению степени участия сотрудников в управлении развитием Д/С; созданию нормативно-правовой базы и системы непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогических работников (творческие группы, опережающие группы, стажерские площадки и т.д.); использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, презентации и др.) - ФГОС постепенно входят в нашу повседневную образовательную жизнь.
Но не всегда радужно и безмятежно обстоят дела в продвижении ФГОС в дошкольные учреждения. Имеются проблемы, как малого, так и большого масштаба.
На мой взгляд, модернизация системы управления качеством образования отстает от готовности педагогов заняться инновационной деятельностью. До сих пор не утверждены Примерные Образовательные Программы ДО, нет методических разработок и пособий в соответствии с ФГОС. Это отрицательно сказывается на разработке и реализации рабочих и парциальных программ, педагогических технологий, внедрении авторских и дополнительных программ, раскрывающих этнокультурное и приоритетное направление д/с, традиции д/с, запросы родителей; программ индивидуального педагогического поиска и т.д.
Но больше всего нас, педагогов, удручает материальное обеспечение внедрения ФГОС в ДО. В связи с недостатком материальных средств, оставляет желать лучшего организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОО. В большинстве детских садов нет современного, полифункционального, легко трансформируемого оборудования, обеспечивающего вариативность, доступность, безопасность использования, а порой, нет даже просто соответствующей росту детей мебели (большой процент мебели в ДОУ изношен и морально устарел).
Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 30-35 человек), к сожалению, также затрудняет введение и реализацию инновационных идей и принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого воспитанника.
Плохо разработан комплекс материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких творческих результатов педагогов. Вопиюще-ничтожными выглядят зарплата и стимулирование творческого труда в условиях инновационной деятельности.
Решение перечисленных проблем я вижу в строительстве новых детских садов и в достаточном финансировании ДО.
Воспитатели положительно восприняли все инновации. Теперь в центр образовательной системы поставлена личность и новые подходы к ней, отвергающие принуждение, основанные на индивидуализации и гуманно-личностных технологиях сотрудничества и партнерства. Грамотно организованная педагогом экспериментально - исследовательская деятельность должна способствовать формированию у ребенка исследовательского типа мышления посредством эвристических бесед, моделирования, погружения, подражания, постановки и решения вопросов и ситуаций проблемного характера, опытов и т.д. Технология проектирования призвана включить в сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых, развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном процессе педагоги теперь используют как новые технологии, так и уже знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые методы, интеграционный принцип, здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ и др.
Особенно трепетно мною и коллегами восприняты требования по изменению традиционной формы НОД с детьми. Необходим переход от информационно-технологического принципа, где прописан каждый шаг деятельности ребенка и взрослого - к игровому, многогранному и объемному взаимодействию с ребенком в системе «ребенок – педагог - сверстник», приветствующему максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированному и нацеленному на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Привычные стереотипы очень трудно ломать. Большинство педагогов имеют приличный педагогический опыт, поэтому организация НОД в нетрадиционной, игровой форме дается нам с некоторыми затруднениями. В преодолении этой проблемы, я думаю, помогут методические рекомендации, разработки специалистов, которые мы еще не имеем в наличии.
Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Нориативно-правовое и программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....
Разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО в условиях введения ФГОС ДО
Цель исследования: разработка алгоритма введения системы оценки качества образовательных услуг в ДОО, способствующей повышению качества образовательного процесса в ДОО.Задачи исследования:1). Разработ...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО"
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:
УМК, используемый в образовательной деятельности учителем- логопедом....
Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...
П А М Я Т К А по созданию психолого-педагогических условий для индивидуализации ребенка дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО
В условиях внедрения ФГОС ДО педагогам ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» с целью повышения профессиональной компетенции было предложено ознакомиться с ...