Развитие мелкой моторики у дошкольников
статья по теме

Реботунова Анна Александровна

Статья для родителей и воспитателей "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_melkoy_motoriki.docx94.8 КБ

Предварительный просмотр:

                         Развитие мелкой моторики у дошкольников                                                    

                                                             «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

                                                                               а умелые руки способствуют развитию мозга».

                                                                                                                                                             И. П. Павлов. 

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

О важности развития мелкой моторики написано множество статей и научных трудов. Дело в том, что важнейшие центры головного мозга, моторный и речевой, расположены совсем рядом друг к другу. Стимуляция моторного центра приводит к развитию речевого. Другими словами, чем раньше малыш станет держать в руках ложку, собирать несложную пирамидку, играть с конструктором, тем раньше он заговорит и впоследствии легче освоит чтение и письмо.

Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается следующие проблемы: 
• слабая функция мелкой моторики пальцев рук. 
• нарушение мышечного тонуса рук. 
• недостаточная подвижность мышц обеих рук. 
• недостаточная подвижность артикуляционного аппарата. 

Чем можно объяснить такую тенденцию?

Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и т.д. Сейчас многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки плохо развиты, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Вот и сегодня родителям и воспитателям предлагается использовать ряд приемов для развития мелкой моторики рук. Они очень просты, освоить их под силу даже очень молодым и неопытным мамам и папам.

Развитие мелкой моторики – процесс довольно длительный и кропотливый. Он требует терпения не только от родителей и воспитателей, но и от малыша.

Основная деятельность дошкольника, как известно - это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

Приемы стимуляции мелкой моторики у ребенка:

• Пальчиковые игры.
• Самомассаж кистей и пальцев рук. Для этого можно использовать различные предметы, которые есть под рукой: различные шарики, пружинки от ручек, карандаши, грецкие орехи и т.д.; играть с прищепками; нанизывать бусы. 
• Различные виды театров: настольный, теневой, пальчиковый. 
• Изготовление поделок с использованием бумаги разных видов. 
• Изготовление поделок методом оригами. 
• Изготовление поделок из пластилина. 
• Изготовление поделок посредством пластилинографии: пластилин наносится тонким слоем на картон, затем можно рисовать спичкой, зубочисткой или тонкой палочкой. 
• Рисовать, раскрашивать, лепить! 

Пользуясь этими не сложными приемами с ребенком, вы поможете ему справиться с более интенсивными учебными нагрузками. Он быстрее научится писать, освоит рисование, чтение, удивит учителей логическим мышлением, развитой речью и крепкой памятью.

Хочу поделится с вами дидактической игрой которую можно изготовить в домашних условиях, которая будет способствовать не только развитию мелкой моторики, но и решению задач для коррекции и развития речи.

Это пособие пригодится как в работе с детьми, так и для времени провождения с пользой дома.

Дидактическая игра «Волшебные прищепки» (многофункциональное пособие).

Цель: развитие мелкой моторики, коррекция и развитие речи.

Задачи:

  • Развитие и обогащение лексико-грамматических средств речи;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие памяти.

Как сделать игру:

1.Берем картон, желательно плотный и не очень толстый.

2.Распечатываем картинки.

3.Приклеиваем их на картон.

4.Вырезаем.

5.Покупаем прищепки нужного цвета.

Игра готова!

Варианты игры:

1.Самый популярный вариант –игра «Солнышко»

Цель: развитие мелкой моторики, ловкости пальцев.

Ход игры: малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко светило ярче. (варианты игры: иголки ежику, дождик из тучки, перья лука и многое другое)

2. «Рыбки».

Цель: развитие мелкой моторики, координации движения ручек.

Ход игры: предложите накормить малышу рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают рот, пробуя захватить мелкие предметы-пуговицы, макароны и т.п.

3. «Жуки»

Цель: развитие внимания.

Ход игры: Прикрепить прищепки в разных местах комнаты-на шторы, на скатерть, на книжку и т.п. скажите ребенку, что это жуки и их нужно поймать и посадить в коробку.

4. «Уголки»

Цель: развитие математических способностей.

Ход игры: дайте малышу геометрические фигуры из картона. Предложите прикрепить прищепки к уголкам. Эта игра помогает изучить понятие «угол». С детишками постарше можно посчитать углы, расширяя понятия о многоугольниках.

Вот несколько вариантов игры. Их гораздо больше, для этого потребуется лишь ваше воображение!

Успехов вам в ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи

статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...

Консультация для родителей дошкольников на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»

Консультация для родителей дошкольников на тему:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через нетрадиционную технику рисования»...

Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников, как средство речевого развития у детей"...

Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"

Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....