Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа) на тему

формирование связаной речи у детей дошкольного возраста при помощи наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Формирование связной речи  у детей дошкольного возраста.

 Без речевого общения, без речевой среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком.

 Речь – инструмент развития высших отделов психики человека.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему выразить мысли , тем шире его возможности в области познания окружающей действительности , содержательнее общение со сверстниками и взрослыми.

 Именно поэтому работа по формированию правильного произношения, словарного запаса, формированию грамматического  строя речи начинается уже с раннего возраста. Решение всех этих задач включено в его литературно - художественную речь и в основном ею и мотивировано.

Введение ребенка в мир художественной литературы начинается с его ознакомления с разными литературными жанрами, такими как сказка, рассказы , стихи, потешки, загадки. Начинается подобное  ознакомление через целостное познавательно-эмоциональное переживание ребенка, т.е. ребенок, с одной стороны, понимает содержание произведения, а с другой эмоционально реагирует на это содержание, сопереживает героям произведения.

Дальше ребенок продвигается по пути более точного понимания событий произведения, воссоздание его основной структуры, освоения средств художественной выразительности, что проявляется в возможности передать в собственном рассказе основное содержание произведения, его главные события. Таким образом, ребенок переходит с позиции слушателя на позицию рассказчика, владеющего средствами собственной передачи литературного текста.

Сначала эти средства даются  ребенку во внешнем плане. Ими являются  условные заместители персонажей произведений, символы,  наглядные модели, которые позволяют ребенку проявить свое отношение к героям произведений, передать его основные события. К концу подготовительной группы дети могут самостоятельно пересказать небольшие произведения, выделяя в них основные события и смысл. Занимая позицию рассказчика, ребенок постепенно и сам проявляет себя в литературно- художественном творчестве, входит в авторскую позицию. Здесь дети проходят путь от использования внешних средств, к самостоятельной творческой деятельности. В старшей группе дети могут уже сами создавать собственные произведения, пере давать  в литературной форме свое отношение к  действительности. Основным материалом, на котором происходит направленное развитие авторской позиции рассказчика, является сказка.

Введение наглядного моделирования в процессе ознакомления детей с содержанием сказки приводит к пониманию ее основных событий, к прослеживанию выстраивания «логики действий».

Именно модельные представления позволяют ребенку  выделить в образном плане те же свойства действительности, которые существенны для решения задач. Модель ориентирует ребенка на понимание структуры мира, что в свою очередь раскрывает перед ним «объективную логику» строения предметов , действий и событий, ведь построив модель, ребенок тем самым открывает для себя эту логику. Мы  используем 3 основных вида моделирования.

Первый вид – это сериационный  ряд (постепенно увеличивающиеся полоски и кружочки разной длины и величины) .Эта модель используется в младшей и средней группах. На примере сказки «Репка». У каждого ребенка по 6 полосок разной длины и по одному кружку желтого цвета.

 Детям читают сказку, задают вопросы по содержанию(имеется в виду последовательность появления персонажей). Затем распределяют заместители по назначению, воспитатель пересказывает сказку, а дети составляют на  столиках ее пространственную модель, т. е. по ходу действия выкладывают желтый кружок и последовательно полоски разной длины- от большой к маленькой.

Такая наглядная пространственная модель позволяет детям понять «логику» текста.

Второй вид- двигательное моделирование. Этот вид используется при ознакомлении со сказками о животных. Применяется на занятиях в младшей и средней группах .На примере сказки»Лиса, заяц и петух».У каждого ребенка кружки одинаковой величины и разных цветов: белый, оранжевый, серый, коричневый, красный. Это занятие можно поделить на два.

На первом занятии сказку читают, обсуждают, частично обыгрывают.  

На втором  занятии дети выбирают кружочки соответствующим цветом каждому персонажу. Затем еще раз читается сказка, а дети с помощью своих кружочков разыгрывают ее основные действия. Ценность таких занятий в том ,что дети учатся самостоятельно разыгрывать сказки, пересказывать их, гибко сочетая»логику» с эмоциональной и художественной выразительностью.

Третий вид – временно – пространственная модель. Ее используют   в старшей и подготовительной группах. На примере русской народной сказки «Хаврошечка». На предыдущем занятии детям читали сказку. Так как содержание сказки охватывает много действий, для того , чтобы облегчить задачу при пересказе и составляется подсказка.

Воспитатель размещает на фланелеграфе фигурки – заместители персонажей и решает с детьми, какая фигурка кого будет обозначать. Затем, вспоминая начало сказки, определяют необходимость той или иной фигурки.

Постепенно выстраивается модель сказки. Имея перед собой наглядную модель, дети уже без особого труда смогут пересказать сказку.

Однако знакомя детей со сказкой, важно учить их не только видеть»логику» основных событий, но и как-то относиться к этим событиям, понимать их смысл.

Для этого используются условно - символические средства(определенное  эмоциональное отношение человека к действительности). В условно – символическом опосредовании для замещения используется другой предмет , не связанный с замещаемым структурным средством.

Так орел , по  некоторым особенностям своего облика и поведения может символизировать силу , власть , смелость, муравей – трудолюбие, яблоко – символ добра. Эти  качества им  предписывает  человек. У словно – символические средства ориентируют детей на  понимания отношения к жизни, на поиск смысла, ценностей и собственной жизненной позиции.

Занятия по овладению  условно – символическими средствами можно начинать уже с младшей группы. Один из видов занятий – дополнение незаконченных историй в соответствии с основной смысловой характеристикой персонажа. В средней и старшей группах другое задание:  придумать сказку по заместителям предметов ( кружки разных цветов).Дети сами должны определить смысловое значение заместителя (черный кружок – Баба – Яга, потому что она злая…)

В подготовительной группе задание усложняется. Это может быть групповое творчество или  оформление сказки. Так один малыш  использовал образ яблока как и символ добра: «Жили – были дедушка и бабушка. Пошли они однажды в лес гулять. Видят ежик бежит. Яблоко несет. Угостили они ежика морковкой, а он им яблоко подарил. Дедушка и бабушка яблоко съели и все семена посадили в землю. Вырос у них большой   яблоневый сад, и все люди говорили им «спасибо» за их доброе дело.

Когда дети научатся изображать символами предметы, героев сказок, взрослых, сверстников, они могут составлять модель сказки, в которой помимо образов героев  можно изображать их действия.

Для этого берут длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действия последовательно) и цветной карандаш. Читая или рассказывая сказку, предлагаем детям «записать» ее так, как «записал « бы ее древний человек, который  не знал букв. Начинать лучше с незнакомой или с малознакомой сказки, иначе изображения будут опережать текст.

Когда модели готовы, предлагаем детям рассмотреть рисунки- записи, обращаем внимание на то, что сказка одна , а рисунки – записи разные. Интересно то , что модель может прочитать правильно только сам автор. По этим же моделям можно сочинять новые сказки.

Сколько детей – столько сказок. Например:….

 Что дает использование «моделей».  Модель облегчает процесс освоения связной речи , что способствует развитию интеллекта ребенка, подготавливает условия для успешного обучения в школе.

Хотелось бы отметить, что в последние годы наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников, затруднены контакты со взрослыми и детьми, а это сказывается на их полноценном развитии.

Для того  чтобы  заложить основы правильной речи детей в подготовительной группе необходимо создать так называемую «речевую зону»,  где будут размещены всевозможные прописи, предметные картинки, ребусы, кроссворды, разные виды театров, которые вызывают у детей желание участвовать в драматизации, спеть песню, прочитать  стихотворение. Это раскрепощает детей, помогает им обрести уверенность, развивать монологическую и диалогическую речь.

Также в «речевой зоне» должен быть такой вид наглядности, как схемы, используемые для составления описательных рассказов. Эти схемы можно использовать при составлении описательных рассказов об игрушке, посуде, профессии, временах года, овощей , фруктах.

Использование схем при составлении  описательных рассказов, заметно облегчает овладение этим видом связной речи, кроме того , наличие зрительного плана делает такие рассказы четкими, связными, полными, последовательными.  И х можно использовать для составления как описательных, так и сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах.

Например: Описательный рассказ об одежде.

 Рассказ ребенка: « Это платье красное, с белыми горошинами, очень нарядное, красивое. По- моему, оно шерстяное. У платья длинные рукава, красивый воротничок, кожаный поясок. Носить его можно осенью, зимой, весной, летом в нем будет жарко. Это платье для девочки. Что с ним можно делать .Стирать , гладить, вешать на плечики, носить».

 Кроме этого  должны быть альбомы детского творчества с рисунками, альбомы с фотографиями, яркие красивые картинки, пазлы.

Все это можно использовать в качестве наглядности при составлении рассказов, придумывании различных историй, сочинения сказок.

Подключить к этой работе родителей, используя такую форму сотрудничества как «Домашнее задание».

Также в «речевой зоне»  должны находиться различные виды моделей, как предусмотренные программой, так и те модели  которые придумали дети  вместе с воспитателем, использовать их в свободной деятельности и в индивидуальной работе. Результат: положительная динамика в речевом развитии детей, а именно: обогатился словарный запас, освоили основы грамматического строя, владеют начальными формами связной речи, позволяющими им свободно общаться со взрослыми и детьми, могут самостоятельно продолжить и завершить рассказ, начатый воспитателем, сочинять сказки по моделям, использовать символические средства при сочинении сказок и историй, умеют сами придумывать символы для обозначения своего отношения к персонажам, проявлять инициативу и любознательность для получения новых знаний.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 « Детский сад комбинированного вида № 11 « Яблонька»

 

Консультация

Моделирование – как метод формирования у детей связной речи.

Выполнила: воспитатель

Верховина Наталья Васильевна.

г. Канск, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог- как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста.

Рекомендации для формирования правильной связной речи детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей: "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ТНР."

Формирование связной речи детей дошкольного возраста с тяжелым речевым недоразвитием....

Презентация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"

Презентация в рамках консультации для воспитателей...

Формирование связной речи детей дошкольного возраста.

Консультация "Формирование связной речи детей дошкольного возраста"...