Пути педагогической работы с неконтактным ребенком
статья (средняя группа) на тему

Ковдриш Елена Ивановна

Процесс интеграции ребёнка в структуру общества предполагает не только и не столько создание щадящих условий, позволяющих ребёнку существовать, не приспосабливаясь к общественным требованиям и не преодолевая своего дефекта, сколько подготовку ребёнка к самостоятельному решению возникающих перед ним реальных жизненных и социальных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_s_nekontaktnym_rebyonkom.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пути педагогической работы с неконтактным ребенком

 Сегодня во всём мире распространены альтернативные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития. Меняется термин «дети-инвалиды», на «дети с особыми потребностями», дети с ограниченными возможностями.

Процесс интеграции ребёнка в структуру общества предполагает не только и не столько создание щадящих условий, позволяющих ребёнку существовать, не приспосабливаясь к общественным требованиям и не преодолевая своего дефекта, сколько подготовку ребёнка к самостоятельному решению возникающих перед ним реальных жизненных и социальных задач.

Под процессом интеграции (включение, объединение) понимается совместное пребывание, воспитание и обучение обычных детей с детьми, имеющими нарушение в развитии.

При поступлении в детский сад у ребёнка резко возрастает число социальных контактов. Его окружают новые незнакомые взрослые и дети. Ему нужно научиться взаимодействовать со всеми окружающими людьми, находить пути решения конфликтных ситуаций, научиться дружить, отстаивать свои интересы и учитывать интересы своих сверстников, научиться быть организованным и действовать по определённым правилам. Помочь освоить ребёнку всё это – важная задача педагогической работы в детском саду.

При налаживании первичного контакта необходимо в первую очередь подумать, как заинтересовать ребенка, уменьшить помехи в общении и на что в его поведении можно опереться. К началу знакомства многие дети не готовы к общению. Для решения этой цели необходимо применять в работе как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая эмоциональный и интеллектуальный опыт. На первом этапе знакомства ведущим направлением должно быть создание положительного эмоционального климата и комфорта психологической атмосферы.

Самому одеться и раздеться, поддерживать порядок в уголке с игрушками, помочь накрыть стол -эти простые вещи для обычного ребёнка в научении кажутся легко доступными. Но для неконтактного ребёнка – это школа двигательной координации, практической сообразительности, самостоятельных действий и отношений.

Обучение неконтактного ребёнка гораздо легче и эффективнее, когда оно «растворено» в обычной жизни и сочетается с научением. На первом этапе научения большую роль играет механическая память. Она помогает освоить не только элементарные знания и навыки, но и довольно сложные последовательности одевания и раздевания, рисования, пользования столовыми приборами. Каждое внешнее простое действие требует такого научения, в котором механическое запоминание двигательных «шаблонов» играет большую роль.

Неконтактный ребёнок, у которого и целостное восприятие страдает, двигательная координация не слишком хороша, запоминает целостные комплексы движений труднее и нуждается в детальном разучивании. Можно даже просто совершать нужные движения его руками и делать это до тех пор, пока вы не почувствуете, что его руки подключаются к вашим движениям и начинают опережать их. Но механическая память может ставить и помехи, создавая лишь видимость усвоения, овладения навыком.

При организации педагогического процесса необходимо особое внимание уделять формированию мотивации на совместную игровую деятельность. В контактах не должно быть давления и нажима. Рекомендуется на ранних этапах использовать выжидательную тактику. Организуя общение, необходимо выяснить, какие игры доставляют ребенку удовлетворение (например, мяч не скачет, а катится по полу, игры с водой, песком), чтобы повторить их вместе с ребенком. Для повышения мышечного тонуса рекомендуется использовать массаж кистей рук, кончиков пальцев, лица, при этом проговаривать потешки, четверостишья.

Большую помощь оказывают дети, которые воспринимают таких детей, как малышей. Дети с удовольствием берут на себя роль «воспитателей». В общении со здоровыми, доброжелательными детьми активно стимулируется речевое общение, дети передают свой опыт и знания, практические умения. Старшие дети более терпимы и простительны. Чаще активность проявляют девочки, вовлекая в сюжетно-ролевую игру.

Одним из важных педагогических средств является создание условий переживания успешности, для каждого ребёнка свой критерий. Это может быть сладость, которая приближается к нему постепенно, когда он справлялся с заданием.

Главное на тот момент – не принуждать к совместной деятельности, а дать свободу его активности при минимальных ограничениях.

Полноценное развитие любого ребёнка возможно только в игровой деятельности. Нельзя мешать игре, даже если она не вписывалась в обычные рамки.

Можно привлечь внимание привлекательными сенсорными свойствами игрушек: яркие цвета, гладкая лакированная поверхность, звук, с которым предметы падают. Вовлечь в совместную деятельность с целью научить игровым действиям и общепринятым нормам поведения. Из игрушек неконтактные дети часто отдают предпочтение тем, которые звучат, катаются и где можно было нажимать кнопки. У неконтактного ребёнка есть любимые игры – одна или несколько. В таких играх он может часами манипулировать предметами, совершая «странные» действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

  • цель, логика, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребёнок;
  • повторяемость одних и тех же действий и манипуляций, перенос игры в другой вид деятельности;
  • неизменность в игре остаётся на протяжении очень длительного времени.

Интерес строится на желании извлекать из окружающих предметов разнообразные сенсорные эффекты. Выделение ребёнком отдельных сенсорных свойств, которые ребёнку приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, дающих новые возможности развития.

Сенсорные игры вводятся в совместную деятельность в первую очередь, т.к.развивают новые чувственные ощущения:

  • зрительные (ребёнок видит яркие цвета, их смешивание друг с другом);
  • слуховые (ребёнок слышит и учится различать разнообразные звуки);
  • тактильные (различные по фактуре материалы, предметы, различные по величине, форме);
  • двигательные (ощущения от движения тела в пространстве чувства ритма).

Терапевтические игры: игры с водой и песком, рисование, смешивание красок. Очень нравятся игры с песком. Такие игры не требуют от ребёнка ничего, не ставят перед ним никаких задач, не имеют критериев оценки – они всегда приятны и успешны. За фасадом этой бездумности, в зачарованности свободной игрой происходят глубокие процессы внутреннего очищения и успокоения – это своего рода медитация. Такие игры приносят внутренний покой и радость.

Игры – драматизации, театрализованные игры. Они позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить укрытые страхи и в целом являются первым шагом ребёнка к контролю над собственным поведением.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • последовательность действий, повторяемость;
  • путь «от ребёнка»: недопустимо навязывать ребёнку игру. Игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребёнок сам захотел в неё играть;
  • каждая игра требует развития внутри себя – введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использования новых различных приёмов и методов;
  • для закрепления навыков каждую игру следует проиграть, она должна стать ритуалом, проговаривать свои действия и действия ребёнка.

При организации педагогического процесса стоит уделять особое внимание формированию мотивации на совместную игровую деятельность. Наиболее адекватна ситуация взаимодействия с одним общим игровым предметом. Эти ситуации позволяют ребёнку выделить сверстника как партнёра по игре. Очень привлекательна игра в «Волшебный мешочек». Правила игры заключаются в том, чтобы из мешочка достать заданный предмет. Если ребенок знает основные геометрические фигуры, можно использовать сначала шарик и кубик, потом добавить овал. Усложнения добавлять по мере ознакомления с другими игрушками и предметами, которые интересны.

Путь осознания себя, своего тела, своей ценности длителен и сложен. В образе «Я» слиты как переживания ребёнком своих органов, действий, поступков, так и представлений о себе (внешний вид, строение). Отсутствие полного представления о себе, своём теле затрудняет построение адекватного, целостного представления образа «Я». Наиболее удачный метод осознания собственного «Я» - работа с куклой. Сначала ребёнок знакомится с кукольной семьёй, состоящей из трёх членов. Взрослый отождествляет себя с одной из кукол, называется её именем и совместно с ребёнком анализирует образовавшиеся родственные отношения, затем называет себя именем другой куклы и ситуация анализируется снова. После этого уже ребёнок с помощью взрослого принимает на себя роль одной из кукол. Неконтактный ребёнок узнаёт о себе не «изнутри», а через оценку его деятельности других людей.

Большое развивающее значение имеет деловое отношение с взрослыми, в ходе которого ребёнку передаются способы действий с предметами, строительным материалом, оцениваются результаты его деятельности. Необходимо привлекать внимание ребёнка к результатам своей или его деятельности, учитывая тот факт, что взрослый во многом является «зеркалом» для ребёнка: «Этот домик сделала я!» Таким образом, у детей формируются представления о ценности продукта деятельности, гордость за успех.

Развитие самосознания ребёнка, построение его образа «Я» связано непосредственно с другим важным процессом – речью. Одно из основных условий, способствующих установлению связей между предметом и словом, является наглядность.

Одной из форм непосредственной образовательной деятельности является «Общий круг», в ее основе лежит принцип зеркального отражения, что способствует самоосознанию ребенка. В общем круге можно играть в пальчиковые игры, разучивать стихи в движении, короткие песенки под музыкальное сопровождение, играть в дидактические игры. Тактильный контакт является одним из важных методов в работе с ребёнком. Прикосновения бывают понятнее, чем слово, объяснения и нотации.

Погладить ласково или твёрдо взять за руку – это сигнал на поощрение или остановку неправильных действий, совершаемых ребёнком. Тактильные прикосновения помогают «включить» внимание, бывают сдерживающим фактором.

Общий круг всегда заканчивается какой-нибудь коммуникативной игрой. Все действия необходимо комментировать короткими фразами, независимо от того, чем с ним занимаются, любой контакт сопровождался речью. Многократные повторения, проговаривания, проигрывание определённых ситуаций способствуют созданию у ребёнка новых стереотипов, которые помогут в дальнейшем перейти на новый уровень развития. Даже если, на первый взгляд, покажется, что ребёнок никак не реагирует на старания, надо как можно больше говорить, облекая в слова все его действия: каждый жест и переживания. Если ребёнок не хочет или не может что-то сделать сам, взрослые действуют его руками. Этот метод называется «рука в руку».

Коррекционная работа с неконтактным ребёнком требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер.

Поэтому бывает и так, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, опускают руки, испытывают психологический дискомфорт. Им необходима постоянная поддержка педагога, который работает с ребёнком. В работе с родителями нужно работать в двух направлениях:

  • информационном (обсуждение эффективности принятых мер, планирование следующих шагов в обучении);
  • практическом (совместное выяснение перцептивных процессов).

В заключении хочу подчеркнуть, что успех социальной адаптации неконтактного ребёнка возможен только при координации работы педагогов,

дефектолога, психолога и медицинских работников. Это должна быть команда, объединённая одной целью и стремлением помочь ребёнку преодолеть свои затруднения.

Основой воспитания и обучения служит эмоциональный контакт и индивидуальный подход к ребёнку. На начальных этапах обучения главной задачей является формирование мотивации на выполнение задания. Все успехи ребёнка подкреплять, поощрять, создавать условия переживания успешности, стимулировать похвалой и наградой. Важно быть последовательным в своих требованиях. Они должны быть разумными и по силам ребёнку. Следует чутко дозировать нагрузку, приспосабливая её к внутреннему ритму ребёнка.

Процесс освоения неконтактным ребёнком необходимых жизненно важных умений и навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

 

Список литературы.

1. Верещагина Н.В. Работа с родителями детей с ранним аутизмом //Дошкольная педагогика. -2009.-№6

2. Иль О.В., Кондратьева С.Ю. Игра в жизни дошкольника с ранним аутизмом //Дошкольная педагогика. – 2009-№5.

3. Каган В.Е. Преодоление. Неконтактный ребенок в семье. – СПб.: «Фолиант», 1996.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р,Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм. - М., 1989.

5. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интелектуальной недостаточностью. – СПб.: «Речь», 2008.

6. Свирская Л. «Шпаргалка для родителей» //приложение к журналу «Обруч». – 2009.

7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб.: Лань,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Нарушения монологической речи дошкольников и пути педагогической работы"

В исследовании рассматривается современное состояние проблемы изучения нарушений связной речи детей с речевым недоразвитием. Выявлены особенности нарушений монологической речи старших дошкольников с О...

Подготовка руки ребенка к письму как один из путей педагогической готовности ребенка к школьному обучению

        Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышени...

Консультация для родителей "Неконтактный ребенок"

Материал для родителей ребенка аутиста....

Консультация для родителей "Неконтактный ребенок"

Материал для родителей ребенка аутиста....

Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.

Консультация для родителей и специалистов...

Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.

Нарушения общения.Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.Нарушения в способности к общению у детей встреча...

Чем можно помочь неконтактному ребенку?

ЧемЧ можно помочь неконтактному ребенку?...