Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему

Цыганкова Жанна Валерьевна

Консультация для родителей и специалистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekontaktnyy_rebenok.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.

Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны: неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи, в связи с его помещением в больницу, и тому подобные ситуации, могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении. Одной из форм таких нарушений является мутизм - отказ ребенка от общения, - который может быть общим или избирательным, когда ребенок не контактирует с отдельными лицами, например, с учителем, с кем-либо из близких и т.п.

Кроме этих форм нарушения способности к общению у детей встречаются и особые стойкие нарушения, возникающие без видимой причины и преобладающие во всем поведении ребенка. Это дети с так называемым ранним детским аутизмом (от латинского слова autos - «сам», аутизм - погружение в себя). При аутизме у ребенка наблюдается особое нарушение его психического развития. Эти дети избегают общения даже с близкими людьми, у них отсутствует интерес к окружающему миру, явно выражены страхи, особенности поведения. Для них характерны повышенные затруднения в формировании социально-бытовых навыков при сохранном, а часто даже при опережающем биологический возраст интеллекте.

Детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами.

Отличительной особенностью детей с аутизмом является также однообразное (стереотипное), часто ритуальное поведение, которое проявляется в однообразном повторении одних и тех же простых движений или более сложных ритуальных действий. Многие из этих детей отличаются также чрезмерной психомоторной возбудимостью, двигательной расторможенностью, которая нередко сочетается с импульсивностью и агрессивным поведением.

Другие, напротив, заторможены, пассивны, слабо реагируют на внешние стимулы.

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда. У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша. Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности. Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает его. Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны, у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой - у него может отсутствовать чувство реальной опасности. Он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм - стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Во время чтения желательно посадить ребенка на руки. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят уверенность в себе.

Сторонники оперантного обучения в качестве одной из первых задач организации поведения выделяют установки на выполнении требований взрослого, заинтересованности ребенка в этом выполнении. И в благоприятных условиях при поощрении, ласковом побуждении ребенок охотнее будет выполнять необходимые действия, у него скорее проявится стремление к самостоятельности.

При работе с аутичным ребенком важен ритм занятия. Аутичный ребенок способен очень ненадолго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть очень короткими (3-5 мин.), но необходимо, чтобы ребенок сразу испытал успех. По мнению сторонников самых разных подходов, крайне важно создать у ребенка ощущение успеха. Оперантный и, особенно, эмоционально – коррекционный подходы рекомендуют эмоционально обыгрывать удачу (''Ты так быстро надел ботинки, топ, топ, обутые ножки побежали по дорожке''). В это время взрослый находится впереди ребенка, облегчая этим зрительный контакт с ребенком, радуясь и заряжая ребенка своей радостью от его успеха.

В работе с аутичным ребенком желательно участие одновременно двух взрослых для отлаживания у малышей различных форм реагирования. Распределение ролей между ними происходит следующим образом: один берет на себя как бы внешний контакт с ребенком – пытается войти с ним во взаимодействие, спровоцировать его активность, подключиться к его аутостимуляции, поддержать адекватно его спонтанное проявление; второй – активно помогает ребенку войти в это взаимодействие, работая его телом, руками, ногами, вокализируя за него и вместе с ним, оформляя его звуки в нужные по смыслу ситуации слова, эмоционально реагируя за него, поддерживая и усиливая его малейшие намеки на вступление в контакт. По мнению многих педагогов именно таким путем у ребенка формировались элементы подражания, игры, моторных навыков, вызывалась и развивалась речь.

Как показал опыт поведенческих терапевтов, для успешного обучения навыку необходима единая последовательность действий, которой должны придерживаться все взрослые, работающие с ребенком. При обучении навыкам речь должна быть четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом. Стереотипность аутичного ребенка можно хорошо использовать для формирования бытовых стереотипов.

Для аутичного ребенка с его нецеленаправленным поведением, отвлекаемостью, тревожностью большое значение имеет зрительно-пространственная организация в работе по формированию навыков социально-бытового поведения, которая проясняет ребенку, где, что и как должен делать. Кроме того, зрительная поддержка может служить хорошим средством организации и самоорганизации для аутичных детей и взрослых.

Структурировать жизнь аутичного человека поможет дневник, еженедельник, составленный вместе с ребенком распорядок дня, расписание в словесной форме или в виде рисунков, пиктограмм, символов, фотографий. Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного ребенка способствует временная организация его жизни, существование четкого распорядка дня, семейные привычки, традиции.

Постоянство места и времени соблюдается аутичными детьми очень жестко и неукоснительно, причем основная забота ребенка, чтобы были сохранены все детали, иначе - возникает тревога, дискомфорт. Взрослый не должен допускать механического выполнения действий, следует помочь ребенку эмоционально их осмыслить.

Сочетание четкой пространственной организации, расписаний, игровых моментов может заметно облегчить обучение аутичного ребенка навыкам бытового поведения.   Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

Нейропсихологическая диагностика ребенка с ранним детским аутизмом.

При отсутствии своевременной диагностики и адекватной помощи большая часть аутичных детей в итоге признается необучаемой и не адаптируется социально. В то же время в результате своевременно начатой ко...

Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма

В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...

Диагностическая карта. Исследование ребенка при предположении у него раннего детского аутизма

Обобщение психолого-педагогического опыта Лебединской К.С., Никольской О.С....

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма (РДА) в дошкольном образовательном учреждении.

Ребенок с синдромом РДА в дошкольном образовательном учреждении. Как распознать? Что делать?...

Неконтактный ребенок. Ранний детский аутизм.

Нарушения общения.Для развития речи важное значение имеет правильное эмоциональное развитие ребенка и его желание и потребность общаться с окружающими.Нарушения в способности к общению у детей встреча...

конспект самообразования "Особенности развития ребенка с ранним детским аутизмом"

Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний....