кружок по рисованию
элективный курс (старшая группа) на тему
тема
Скачать:
Предварительный просмотр:
на педагогическом совете Заведующий
№__ от ___ августа 2013г. МДОУ «Детский сад №15 «Лужок»
________ Н. П. Суконкина.
«_____»________2013г.
Приказ № _____ от_____________
Положение изобразительного кружка
«Волшебная кисточка»
в подготовительной к школе группе
Руководитель: Купцова Елена Владимировна.
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Декоративно – прикладное искусство – это источник прекрасного, который оставляет в душе ребенка глубокий след, вызывает устойчивый интерес, красоту родной природы, особенности быта русского народа, его трудолюбие и оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Само название - «Декоративно – прикладное искусство» подсказывает его значение. Это деятельность прикладная, т.е. направлена на улучшение качества предметов. В этом сказывается её характер.
Дошкольник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы детей, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать их техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Декоративно – прикладное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроя), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Эти качества народного декоративно прикладного искусства в отличие от детского творчества, в народном искусстве это не случайность, а выработанная и отточенная веками традиция.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты художественного творчества дошкольников (рисование, лепка, аппликация, труд). Программой предусмотрено не только эстетическое просвещение детей дошкольного возраста, но и возможность знать истоки и традиции национальной культуры и искусства России.
Актуальность данной программы заключается в том, что художественное творчество детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени. Дети практически не знают историю своей Родины.
По своему происхождению декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства. Оно является средством формирования у детей исторической памяти, через века проносящий представление народа о прекрасном, о доброте и зле, о торжестве гармонии, творческом мышлении, чувстве патриотизма, эстетического идеала, потребности трудиться, готовности беречь и развивать народные художественные традиции.
Программно - методическое обеспечение.
Декоративно – прикладное искусство является содержанием образовательной области «Художественное творчество» основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Программа изобразительного кружка «Волшебная кисточка» разработана на основе авторской программы по изобразительной деятельности в детском саду «Цветные ладошки» под редакцией Лыковой Ирины Александровны.
Цель: Приобщить детей к декоративно – прикладному искусству. Развивать художественно – творческие способности. Учить создавать своими руками изделия средствами декоративно – прикладного искусства. Сделать жизнь детей интересней и содержательной, наполнить яркими красками и впечатлениями, радостью творчества. Стремиться к тому, чтобы дети не забыли историю и традиции нашей страны.
Задачи изобразительного кружка.
- Познакомить детей с историей создания игрушек, с характерными особенностями народных росписей, цветовой гаммой и элементами. Учить детей анализировать, сравнивать, находить сходства и различия.
- Развивать психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, фантазию, а так же мелкую моторику рук.
- Обобщать и обогащать опыт детей, развивая самостоятельность, творческую активность и умение использовать технические навыки и приемы народных мастеров в своей творческой деятельности.
- Воспитывать любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, к народным мастерам.
- Развивать умение самостоятельно определять замысел и сохранять на протяжении всей работы: передавать свои впечатления и отражать свои эстетические чувства, настроение и характер народных игрушек.
Организация деятельности изобразительного кружка.
Занятия проводятся в подготовительной к школе группе с детьми 6 - 7 лет, 1 раз в неделю, 4 занятия в месяц.
Тематика занятий в перспективных планах изобразительно кружка «Волшебная кисточка» в подготовительной к школе группе с детьми 6 - 7 лет построена с учетом возрастных особенностей дошкольников и по тематическим блокам:
- Матрешка: ( Загорская, Семеновская, Полхов – Майданская).
- Дымковская игрушка.
- Филимоновская игрушка.
- Веселый городец.
- Волшебное кружево.
- Каргопольская игрушка.
- Небесная гжель.
- Золотая хохлома.
- Жостовские подносы.
- Вышивка.
Режим работы изобразительного кружка.
Среда в 15:40 – 16:10ч продолжительностью 30 мин.
Доля воспитанников охваченных студийно – кружковой работы.
Формы работы изобразительного кружка:
∙ игровые ситуации, дидактические игры;
∙ исследовательская деятельность;
∙ продуктивная деятельность, конструирование;
∙ выставки готовых детских работ;
∙ развлечения, конкурсы, викторины.
Предполагаемый результат.
Главным результатом является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами декоративно-прикладного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
В результате обучения в рамках изобразительного кружка «Волшебная кисточка» дети должны знать:
- виды и элементы декоративно – прикладного творчества;
- народные художественные промыслы России и их историю;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Результаты эстетического развития детей изобразительного кружка «Волшебная кисточка» предполагается отслеживать с помощью диагностики два раза в начале и в конце учебного года. За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
Перспективный план работы изобразительного кружка
«Волшебная кисточка» в подготовительной к школе группе
Неделя | Сентябрь | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | Вводное занятие: «Народные промыслы». | Дать представление о декоративно – прикладном искусстве. Вовлечь в увлекательный мир искусства. |
2 занятие 2 неделя | «Веселые матрешки». | Познакомить с видами матрешек (Полхов - Майданская, Семеновская, Загорская), с историей её создания. Учить сравнивать их. |
3 занятие 3 неделя | Роспись силуэтов разных матрешек. | Закрепить умение аккуратно прорисовывать узоры с разным нажимом на кисть. |
4 занятие 4 неделя | Развлечение «Путешествие матрешки». | Развлечь детей. Развивать логическое мышление, воображение. Закрепить полученные знания о матрешках. |
Неделя | Октябрь | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Дымковская игрушка». Рисование элементов. | Закрепить элементы, цветовую гамму дымковских игрушек. Развивать умение составлять описательный рассказ об этих игрушках. |
2 занятие 2 неделя | Украшение силуэтов игрушек дымковской росписью. | Отработать технику выполнения элементов на силуэтах животных и птиц. Развивать аккуратность, творческий подход. |
3 занятие 3 неделя | Лепка дымковской игрушки. | Закрепить свойства материала, из которого лепятся игрушки. Развивать мелкую моторику |
4 занятие 4 неделя | Роспись дымковской игрушки. | Развивать самостоятельность, чувство радости и восхищения от получившейся игрушки. |
Неделя | Ноябрь | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Филимоновская игрушка». Рисование элементов. | Развивать речь детей, умение описывать игрушки. Закрепить элементы и характерные особенности филимоновских игрушек. |
2 занятие 2 неделя | Украшение силуэтов игрушек филимоновской росписью. | Развивать умение отмечать изящество линий, красоту цветосочетаний. |
3 занятие 3 неделя | Лепка филимоновской игрушки. | Учить вытягивать шей у животных, передавать характерные особенности филимоновских игрушек. |
4 занятие 4 неделя | Роспись филимоновской игрушки. | Развивать творчество, аккуратность при расписывании игрушки. |
Неделя | Декабрь | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Весёлый Городец». Рисование элементов. | Познакомить с новыми элементами, цветосочетанием, историей создания. Учить отвечать на вопросы полным предложением. |
2 занятие 2 неделя | Украшение силуэтов деревенской утвари городецкой росписью. | Отработать технику выполнения элементов и оживок белой гуашью с помощью тонкой кисти. |
3 занятие 3 неделя | Роспись деревянных дощечек городецкими узорами. | Вызвать радость от получившейся поделки. Развивать самостоятельность у детей. |
4 занятие 4 неделя | Развлечение: «Веселые посиделки». | Развлечь детей, доставить радость от полученных знаний. Развивать желание играть в народные игры, петь частушки. |
Неделя | Январь | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Волшебное кружево». Рисование элементов. | Познакомить с красотой переплетения тонких нитей – кружевом, с разновидностями их узоров, с историей создания и свойствами материала. |
2 занятие 2 неделя | Украшение снежинок и салфеток кружевом. | Отработать технику работы концом кисти для плетения кружева. Развивать моторику рук, внимательность. |
3 занятие 3 неделя | «Каргопольская игрушка». | Познакомить с необычной игрушкой. Учить сравнивать с дымковской и филиминовской игрушками. |
4 занятие 4 неделя | Лепка каргопольской игрушки. | Развивать интерес, самостоятельность, умение вытягивать глину, сглаживать пальцами. |
Неделя | Февраль | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Небесная Гжель». Рисование элементов. | Познакомить с элементами, цветосочетанием сине голубого цвета. Развивать речь детей, умение видеть красоту. |
2 занятие 2 неделя | Украшение силуэтов посуды гжельской росписью. | Отработать технику выполнения элементов и оживок белой гуашью с помощью тонкой кисти. |
3 занятие 3 неделя | Лепка посуды. | Учить передавать форму и величину посуды. Закрепить умение сглаживать поверхность, пользоваться стекой. |
4 занятие 4 неделя | Роспись посуды гжельскими узорами. | Развивать творческий подход, фантазию, умение передавать композицию в декоративном узоре. |
Неделя | Март | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Золотая Хохлома». Рисование элементов. | Показать выразительные средства хохломской росписи – цвет, форма элементов, композиции, историю возникновения. |
2 занятие 2 неделя | Украшение силуэтов посуды хохломской росписью. | Развивать эмоциональную отзывчивость при украшении силуэтов посуды. Закрепить название элементов, умение сочетать узоры. |
3 занятие 3 неделя | Роспись деревянных дощечек хохломскими узорами. | Вызвать желание и восхищение от росписи подарка для мамы своими руками. |
4 занятие 4 неделя | Развлечение: «Веселая ярмарка». | Учить нахваливать изделия народных мастеров, находить сходства и различия. Развивать у любовь к прикладному искусству. |
Неделя | Апрель | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | «Жостовская роспись». Рисование элементов. | Познакомить с последовательностью изображения цветов, в сочетании их с травкой, фруктами. |
2 занятие 2 неделя | Роспись силуэтов подносов жостовскими цветами. | Развивать технические навыки у детей, умение владеть разным нажимом на кисть, для изящности узора. |
3 занятие 3 неделя | «Волшебная вышивка». | Познакомить с необходимыми материалами, техникой выполнения изображения. |
4 занятие 4 неделя | Роспись салфеточки декоративным узором. | Развивать декоративное творчество на основе усвоения народного искусства, умение располагать узор на салфетке. |
Неделя | Май | |
Содержание | Задачи | |
1 занятие 1 неделя | Развлечение: «Золотые руки русских мастеров». | Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы с кистью в изображении знакомых элементов. |
2 занятие 2 неделя | Викторина : «Народные промыслы». | Развивать образное мышление, художественный вкус, воображение. Закрепить знания о народных промыслах. |
3 занятие 3 неделя | Развлечение: «Игрушки не простые – глиняные, расписные». | Закрепить знания об народных игрушках, истории создания, украшения, характерных особенностей для той или иной игрушки. |
4 занятие 4 неделя | Итоговое занятие для родителей: «Маленькие мастера и художники». | Развивать художественно – творческие способности. Воспитывать любовь и уважение к традициям, к народным мастерам. |
Показатели диагностических исследований определения уровней развития детей изобразительного кружка
«Волшебная кисточка» в подготовительной к школе группе
Механизм определения уровней развития детей изобразительного кружка «Волшебная кисточка» в подготовительной к школе группе.
За каждый показатель диагностических исследований, определения уровней развития детей, ставится соответствующий балл.
Уровень | За каждый показатель. | Общий балл. | Описание |
Высокий уровень | 3 балла | от 18 до 21 баллов | Ярко выраженная эмоциональная отзывчивость. Радостно воспринимает произведения ДПИ, понимает их назначение. Уверенно выполняет задания, достаточно точно передает форму, цвет узора, линия, достаточно уверенная, четкая; знает основные и составные цвета, уверенно работает с красками, смешивая их и получая оттенки цвета; чувствует и использует в рисунке пространство и место узора. |
Средний уровень | 2 балла | от 12 до 17 баллов | Эмоции выражены слабо. Называет увиденный образ, но слабо понимает его назначение, выполняет легкие задания, линия достаточно уверенная, но напряженная; рука воспроизводит прямые линии, но ломанные, волнистые, с трудом; знает основные цвета, умеет смешивать краски для получения оттенков, но путает названия составных; техническая сторона требует контроля со стороны |
Низкий уровень | 1 балл | от 7 до 11 баллов | Равнодушен к произведениям ДПИ, Не воспринимает увиденное как художественный образ. Изобразительные умения развиты слабо, формы расплывчаты, пропорции нарушены, путает названия цветов, не знает, как получить оттенки цвета. |
Карта индивидуального развития детей изобразительного кружка
«Волшебная кисточка»
в подготовительной к школе группе
Доля воспитанников охваченных студийно – кружковой работы
Руководитель. Купцова Е. В.
Показатели | Вид народной игрушки, росписи. | Описание народной игрушки, росписи. | Сравнение по сходству и различию народной игрушки, росписи. | Выражение своего отношения к народно-прикладному искусству. | Анализ выполнения узора. | Общий балл. | Уровень развития. | Динамика | ||||||||||||
№ | Ф.И ребенка | Соответствие элементов. | Уровень завершенности. | Техника исполнения. | ||||||||||||||||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||
15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по рисованию
Целью работы кружка является - совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала ребенка, используя различные техники и жанры изобразительного искусства, формиро...
Кружок по рисованию "Палитра"
Кружок расчитан на детей старшей и подготовительной к школе группы, 2 часа в неделю, содержит 4 раздела: ДПИ, классические знание по изобразительному искусству, работа с нетрадиционными материалами, р...
Кружок нетрадиционного рисования "Веселые пальчики"
Во второй младшей группе с детьми проводится кружок по нетрадиционному рисованию «Веселые пальчики». Во время этого кружка детки рисуют различные тематические картинки пальчиками и ладошками. Акт...
Кружок по рисованию в средней группе " Пальчиковая палитра"
Кружковая работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности....
Кружок "Нетрадиционное рисование"
все по кружку...
Буклет "Кружок по рисованию нетрадиционными техниками для старшего дошкольного возраста «АКВАРЕЛЬКА»"
Буклет "Кружок по рисованию нетрадиционными техниками для старшего дошкольного возраста «АКВАРЕЛЬКА»"...
Кружок нетрадиционного рисования "Семицветик" рисование "Кактус"
С большим удовольствием дети рисовали "Кактус" Закрепили различные методы нетрадиционного рисования. В конце занятия организовали выставку рисунков, где дети высказывали своё мнение о работах других ...