Информационно-коммуникационные технологии – предмет и средство обучения
статья на тему
Информационно-коммуникационные технологии – предмет и средство обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии – предмет и средство обучения
Автор: Виноградова Алена Юрьевна, воспитатель, отделение дошкольного образования МБОУ «Лицей №27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова» г. Брянск.
Образование – высшее, БГУ им. академика И.Г. Петровского.
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — общенаучное понятие, связанное с объективными свойствами материи и их отражением в человеческом сознании. Информация – это то, что окружает человека в обществе, обществе информационном и постоянно развивающемся.
Современный всесторонне развитый человек просто не может существовать без постоянного пополнения информационных запасов, обновления уже имеющихся. Сведения об окружающем нас мире, изменениях в мировом сообществе, новости науки, культуры и искусства все это информация, это та основа, которая необходима для личностного развития. Мы черпаем необходимую информацию отовсюду, используя все органы чувств, но, в данный временной промежуток, мы имеем уникальную возможность получать необходимую информацию при помощи современных информационно-коммуникационных технологий.
Массовое распространение ИКТ способствует доступности информации и организации доступа к ней.
Одной из приоритетных линий развития образования является включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, в связи с этим устанавливаются высокие требования профессиональной компетентности педагогов.
Современный педагог не только мгновенно понимает, принимает и осознает новые стандарты, новейшие технологии в обучении, но и максимально быстро варьирует возможности использования этих технологий, следуя при этом основным принципам образования, педагог молниеносно применяет педагогические средства, интегрирующие новые информационные и традиционные образовательные технологии.
Если рассматривать включение ИКТ в систему образования, то, это, прежде всего, отражается на изменении мнемической, мыслительной и творческой деятельности педагога, перестраивается структура этих деятельностей. Педагог «превращает» предмет в средство получения информации: использует ранее усвоенные знания для овладения способами действия предмета, чтобы перестроить этот предмет в информационное средство.
Отделение дошкольного образования МБОУ «Лицей №27 им. Героя Советского Союза И.Е. Кустова» г. Брянска не отходит от приоритета в использовании ИКТ в образовании.
Анализируя современные информационно-коммуникационные средства, можно определенно выявить их влияние на мышление, восприятие, память, речь. Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития всех психических процессов, поэтому, стоя на данной, высокоинформационной, ступени развития общества необходимо четко понимать, что использование ИКТ в дошкольных учреждениях поможет в полной мере раскрыть потенциал каждого воспитанника.
Включение современных технологий в образовательный процесс – это дополнительная мотивация воспитанников к вовлечению их в познавательную деятельность, это широкие возможности индивидуализации образовательного процесса, высокий уровень наглядности, возможности моделирования различных явлений в динамике.
В связи с этим отделение дошкольного образования активно использует современные технические средства в образовательном процессе:
- телевизор;
- аудиосистемы;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивные столы и доски;
- электронные двухэкранные устройства entourage Pocket eDGe.
Как рассматривалось выше, внедрение ИКТ в образовательный процесс, это, прежде всего, большая ответственность, возлагаемая на педагога. В связи с этим, чтобы сократить процесс освоения новых, современных технологий, ускорить переход от предмета в информационное средство, педагоги отделения дошкольного образования Лицея №27 постоянно совершенствую свои умения и навыки владения современными средствами обучения на практико-ориентированных семинарах и курсах повышения квалификации, как очно, так и дистанционно, проводя переговоры и вступая в дискуссии с разработчиками технологий, используемых в учреждении.
Например, не так давно состоялся практико-ориентированный семинар «Особенности использования УМК «Предшкола нового поколения» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (на базе издательства «Академкнига/Учебник», г. Москва), который посетили заместитель директора МБОУ «Лицей №27 им. Героя Советского Союза И.Е.Кустова» Савченко Ольга Владимировна, старший воспитатель Ситникова Галина Анатольевна и воспитатель Виноградова Алена Юрьевна.
Педагоги познакомились с теоретическими и практическими основами УМК из первых уст—идейного вдохновителя и создателя — Чураковой Розы Гельфановны. «Предшкола нового поколения» включает программы социально-личностного, познавательно-речевого и художественно эстетического воспитания, в основе которых лежат события волшебной дидактической сказки, позволяющей дошкольнику проживать каждую ситуацию вместе Кронтиком и его друзьями не только со стороны наблюдателя, но и активного участника.
Данный семинар также осветил возможности использования электронного варианта учебно-методического комплекта: Еntourage Pocket eDGe – уникальное двух-экранное устройство, экраны соединены между собой динамиком, имеют поворотный механизм в 180 градусов. Жидкокристиллический экран и экран, основанный на технологии e-lnk (ридер), дают возможность работы различными способами: рукой и стилусом. Использование электронного курса методического комплекса направлено на формирование универсальных учебных действий. Воспитанники осваивают учебные действия в игровой форме, путешествуя вместе с героями УМК по электронным страницам, осваивая при этом язык условных обозначений, поисковую систему девайса. Освоив всего несколько простых манипулятивных действий, мы можем предоставить дошкольникам «самостоятельное» управление контентом: неоднократное повторение вопросов, выполнение заданий на экране с помощью стилуса, прослушивание и просмотр, предоставленной информации.
По возвращению был организован семинар-практикум для педагогов отделения дошкольного образования. Педагоги познакомились с технологиями управления файловой системой Entourage Pocket eDGe, а освоив теоретическую базу, приступили с большим интересом к изучению электронной составляющей учебно-методического комплекса «Предшкола нового поколения», где познакомились с основами работы с электронным учебником, особенностями работы ридера и планшета, возможностями каждой программы электронного комплекса.
Стоит отметить использование интерактивного стола во время работы с дошкольниками. Демонстрация учебного материала на данном устройстве дает возможность как индивидуально, так и коллективно выполнять задания, чувствительный сенсор позволяет с легкостью перетаскивать тяжелые кирпичи, чтобы воспитанники помогли поросятам построить дом, а интерактивный оркестр наполняет звучанием инструментов всю групповую комнату. По-настоящему живые картины, для создания которых используется анимация, привлекают воспитанников во время складывания пазлов, которые разбиваются на части легким прикосновением руки, упражнения для развития логики, мышления, воображения, все это дает дошкольникам возможность развиваться и получать удовольствие от выполнения заданий, оформленных в игровой форме.
Интерактивная доска-это мощное устройство, сочетающее в себе возможности доски и компьютера, управление системой которого осуществляется непосредственно прикосновением руки или стилуса, а присоединение периферийных устройств открывают практически безграничные возможности работы. Демонстрация учебного материала дает возможность в режиме реального времени делать пометки непосредственно на экране доски, сохраняя изменения в компьютере, рисовать, писать, управлять приложениями с помощью маркера. Динамичность процесса позволяет увеличить возможность взаимодействия с учебными материалами.
В настоящее время данные технологии активно применяются в нашем учреждении, положительный результат, использования которых радует не только воспитанников, родителей, но и, конечно, педагогов, которые прилагают немалые усилия, чтобы данные средства отвечали дидактическим требованиям научности, доступности, проблемности, наглядности, сознательности, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого, систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Информационно-коммуникационные технологии являются современным средством получения информации. Возможность постоянно обновлять свои знания в различных областях используется педагогами постоянно: дистанционное обучение по возможностям работы с сенсорными столами, использование информационного портала при работе с Entourage Pocket eDGe, активное участие педагогов в чат-семинарах на сайтах дошкольных образовательных учреждений России, конкурсах в сети интернет, просветительская деятельность на образовательных сайтах – вот тот фундамент, который позволяет включать информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс отделения дошкольного образования Лицея №27.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технических средств обучения в ДОУ
Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна.О...
Рекомендации для педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технических средств обучения в ДОУ
Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна.О...
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Отчет об использовании современных образовательных (психолого-педагогических), информационно-коммуникационных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
Об использовании современных образовательных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий из опыта работы в образовательном процессе
Из личного опыта работы: применение и использование современных инновационных технологий в работе....
Отчет учителя - логопеда об использовании современных образовательных (психолого -педагогических), информационно - коммуникационных, здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности
В своей практической деятельности использую современные образовательные технологии, оптимально адаптированные к условиям логопедической группы, направленные на развитие всех сторон речи де...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...