Педагогический проект «Почему берёза – символ России?»
презентация к уроку по теме
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей страной.
Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_2.docx | 34.35 КБ |
prezentatsiya_ped.proekta_pochemu_bereza_simvol_rossii_balakhonkina_n.i.ppt | 884.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Почему берёза – символ России?»
Выполнила:
Балахонкина Наталья Илларионовна,
воспитатель СП ГБОУ гимназии
«ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный
Самарской области «Детский сад №13»
Введение.
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Мы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы: герб, флаг, гимн и гордиться своей страной.
Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке, пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.
А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни.
Актуальность проекта «Почему берёза - символ России?»
Актуальность заключается в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
Цель:
Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.
Задачи:
Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России.
Расширять знания детей о дереве березе, его качествах, свойствах.
Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов
связанных с русской березой.
Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом
1. Погружение в проект
Идею с темой проекта дали сами дети, так как, смотря познавательную передачу по телевизору, один мальчик узнал, что берёзы растут в России, а на Кипре нет, а одна девочка сказала, что берёзу считают символом России. Отсюда сам собой и возник вопрос: «Почему берёза- символ России?».
Хотя зачастую и многие взрослые не могут сразу дать ответ на этот вопрос.
Цель:
Вызвать интерес детей к изучению берёзы - как символа России.
Задачи:
* Вспомнить с детьми все знакомые им символы России. (флаг, герб, гимн)
* Познакомить с деревьями –символами других стран (Канада-клён, Латвия- липа и дуб, Австралия- эвкалипт и т.п.)
* Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу с другими деревьями.
2.Планирование деятельности:
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?
Провести беседы «Россия - наша Родина», « Клён символ –Канады», «Берёза-дерево жизни», "Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой».
Просмотр презентации « Берёза – глазами великих художников».
Выяснить, где можно найти информацию для работы над проектом
* Прочитаем в энциклопедиях , журналах и художественной литературе.
* Посещение библиотеки.
* Посмотрим в интернете.
*Узнаем на занятии.
*Узнаем на экскурсии.
*Спросим у родителей, у воспитателей, старшего воспитателя.
Составлен план работы с детьми и родителями :
• Сбор информации.
• Подбор иллюстративного материала.
• Отбор художественной литературы, историко – публицистического материала.
• Организованная и неорганизованная деятельность.
• Совместная и самостоятельная деятельность.
• Создание в группе мини- музея « Русская берёзка- символ России»
• Презентация проекта.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
1. Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации)
Были сформированы группы детей по интересам.
- Первая группа детей с родителями искали информацию в энциклопедиях, журналах и художественной литературе.
История происхождения слова «берёза».
«Троица» – праздник русской берёзки.
«Берёзовое царство» – хорошее лекарство.
Берёза в народных приметах.
Стихи, загадки, пословицы, поговорки, частушки о берёзе.
2. Вторая группа детей и родителей искали интересную информацию в интернете о том, почему ствол берёзы белый.
3. Третья группа детей с родителями сходили на экскурсию «Берёзы нашего города» с целью оформления фотовыставки «Берёзки города Отрадного», сбора опавших листьев для гербария «Деревья нашего города»
2. Взаимодействие со специалистами детского сада
- Музыкальный руководитель:
знакомство с песнями о берёзе, хороводом
- Педагог-предметник по обучению грамоте:
Словесные игры «Составь предложение со словом «береза», «Подбери родное слово» (подбор однокоренных слов).
составление мини- рассказов, придумывание сказок о берёзке,
чтение произведений о берёзе. «Березовый лес» И.Бунин,
Беседа по картине «Березовая роща»,
Заучивание наизусть стихотворения С.Есенина «Белая береза»
Заучивание стихотворения «Люблю березку русскую» А. Прокофьева
- Педагог-предметник по ИЗО.
Рисование на тему:
- Рисование акварелью «Золотая березка».
Рисование по стихотворению «Белая береза» С. Есенина.
- Физинструктор:
спортивное развлечение "Осенний марафон"
Эстафета "Будь здоров"
3. Работа с родителями
1. Задание для родителей (совместно с детьми):
изготовить книжки-малышки «Берёза- символ России»».
2. Конкурс рисунков и поделок «Белая берёза под моим окном..».
3. Совместная экскурсия с родителями в большой парк г. Отрадного.
4. Сбор книжек для оформления книжной выставки «Белая берёза».
5. Подготовить спилы берёзы, для детского творчества
6. Папка-передвижка «Все о русской березе».
7. Изготовление дидактических игр по теме.
4. Деятельность педагогов и детей
1. Просмотр презентаций, фотографий, герба и флага России.
2. Знакомство с разновидностями берёз.
3. Экскурсия на бульвар Узилова, в городской сквер , в городской парк культуры и отдыха.
4. Игровая деятельность по теме ( Картотека дидактических игр).
5. Непосредственно образовательная деятельность.
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация «Русская берёза» ,«Деревья родного города»,
- Конструирование "Объемное деревце"
- Совместный коллаж «Кудрявые деревья- берёзки»
- Изготовление макета бульвара Узилова.
- Изготовление осеннего коллажа. (с использованием листьев берёзы)
-Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла...».
- Оформление спилов (рисование «Берёзка»)
Познавательное и социально-коммуникативное развитие:
- Викторина «Русская березка» (использование малых фольклорных форм).
- Беседы «Мой любимый город», «Деревья нашего города», «Улица, на которой я живу», «Традиции и обычаи связанные с берёзой», «Деревья родного края», «Береза-помощник человека», «Березы тоже плачут».
Рассказ воспитателя о лечебных свойствах березы. (презентация «Берёза –лекарь»)
- Чтение художественной литературы по теме.
- Составление с детьми рассказов о любимых местах в городе Отрадный.
Оформление и презентация проекта
1. Самодельные дидактические игры
2. Оформление фотовыставки «Берёзы нашего города».
3. Оформление книжек- малышек «Русская берёзка»
4. Оформление мини-музея «Русская берёзка –символ России».
5. Литературная гостиная « Белая берёза под моим окном…»
6. Участие в акции «Посади деревце»
6 этап
Оценка результатов и процесса проектной деятельностиВ ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность.
3. Заключение
Внедрение данного проекта обеспечило:
Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и придти к выводу, что «Берёза символ -России».
Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Дети рассказывали о том, что они часто стали выходить на прогулки по родному городу, многие родители занялись облагораживанием территории родного двора, а все это укрепляет семьи и воспитывает в детях бережное отношение к родному городу и гордость за свою малую Родину.
Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности при изготовлении книг, альбомов и презентаций о берёзе.
У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.
Дети приобрели навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
Литература
1. С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Воспитательная работа в начальной школе: «Учитель». Воронеж, 2001.
2. Н. Т. Брыкина. Нестандартные и интегрированный уроки. М.: Вако, 2004
3. А. А. Рутковская. Рисование в начальных классах. С-П: Дон Нева,2001
4. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М.: ГНОМ, 2003.
5. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
6. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
7. Е. М. Тихомирова. Сценарии школьных праздников. М.: Экзамен 2006.
8. О. А. Шаповалова. Сценарии праздников в начальной школе. Саратов: Лицей, 2005.
11. http://center.fio.ru
Приложение № 1
Пословицы и поговорки о березе
- Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
- Ельник, березник чем не дрова?
- За белыми березами тарара живет (язык).
- Когда лист с дуба и березы опал чисто, будет легкий год для людей и скота.
- Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
- Услан березки считать (по дороге, т. е. сослан в Сибирь).
- Узнаешь вкус березовой каши.
- Пошел по широкой, где березки посажены.
- Березовицы на грош, а лесу и рублем не уплатишь.
- Бог создал человека и создал тальник и березник.
- Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
- На вознесенье завивают березку: если она не завянет до дня пятидесятницы, то тот, на кого она завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.
- Когда береза станет распускаться, сей овес.
- Толкуй про еловый, а березовый крепче.
- Накормить кого березовой кашей.
- Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.
- Морозко скачет по ельничкам, по березничкам, по сырым боркам, по веретейкам.
- Плотва трется в первый раз на вербной; в другой — когда распустится береза; в третий — на вознесенье.
- Около меня свищет; я туда — свищет, я сюда — свищет; беда, думаю, влез на березу, сижу — свищет; ан это у меня в носу.
- Свинка ходит по бору, щиплет лебеду траву: она рвет, не берет, под березку кладет.
- На сошествие св. духа развивают березки, бросают венки в воду; если тонет — к несчастью, плавает — к добру.
Приложение №2
Дидактические игры:
Словесная игра «Бусы для берёзки»
Цель игры: расширение словаря прилагательных, описывающих берёзу.
Материалы: шнурок, бусины.
Игровая задача. Чтобы нарядить берёзку необходимо собрать бусы из отдельных бусин. Правила игры. Детям предлагается собрать красивые бусы для берёзки, но надеть бусину на шнурок можно в том случае, если называется прилагательное, характеризующее образ берёзки. При этом нельзя повторять уже сказанные слова. Выигрывает тот, кто больше назовёт слов.
«Что сделано из берёзы?»
Цель игры: расширение знаний детей об изделиях, изготовляемых из берёзы.
Материалы: изделия из деревьев разных пород: ложка, шкатулка, поделки сувенирные и спички, палочки для мороженого, китайские палочки.(изделия могут меняться или добавляться)
Игровая задача. Домовёнок Кузька решил в доме найти всё, что из берёзы сделано. Правила игры. Детям предлагается определить, какие из предлагаемых вещей могут быть сделаны из берёзы и почему. Поощряется тот ребёнок, который даёт более точный и обоснованный ответ.
«Из чего это сделано?»
Цель игры: расширение словаря редко употребляемыми словами, знаний детей о структуре дерева, об изделиях, изготовляемых из берёзы.
Материалы: две карточки с изображением веточек берёзки и коры (либо можно использовать саму веточку и кусочек бересты); изделия из бересты: туески, лапти, короб; из веток: дудочка, веник березовый (изделия могут меняться или добавляться)
Игровая задача. Домовёнок Кузька не может разобраться: что из чего сделано.
Правила игры. К карточке с изображением веток берёзки необходимо положить предметы, которые сделаны из веток, а карточке с изображением бересты – предметы, которые сделаны из бересты.
«Листики берёзки»
Цель игры: закрепление знаний детей о форме, размере и цвете берёзовых листьев. Материалы: высушенные листья разных цветов и размеров берёзы, клёна, боярышника, тополя.
Игровая задача: Домовёнок Кузька решил навести порядок и разложить листья по четырём коробочкам
Правила игры: Необходимо разложить листья в зависимости от породы дерева и объяснить своё решение.
«Для чего это нужно»
Цель игры: расширять представления детей о спектре применения берёзы в жизни человека, уточнить знания детей о применении некоторых изделий из берёзы.
Материалы: фармакологические: деготь, настойка из березовых почек, березовые почки, чай из березовых листьев, угольные таблетки. косметологические: крем, мыло, шампунь. Игровая задача. Домовёнок Кузька решил познакомить ребят с изделиями из берёзы и предлагает им отгадать, где их можно применять.
Правила игры: Домовёнок Кузька показывает и называет, что у него храниться в волшебном сундучке, а ребята отгадывают, где применяется то, что показал Кузька. За правильный ответ домовёнок вручает берёзовый листочек. Тот, кто соберёт больше всех берёзовых листочков получает «берёзовый» подарок (уголёк для рисования).
Приложение №3
Русские народные игры
Русская народная хороводная игра «Березка»
Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичей. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.
Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:
Ты, березка, белена, белена,
А макушка зелена, зелена.
Летом-то мохнатенька,
Зимой сучковатенька.
Где ты стоишь, там и шумишь!
Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:
Березка зеленеька,
По весне веселенька,
В чистом полюшке стоит
Да листочками шумит.
Ветки завивает,
С ветрами играет.
Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:
А осенью слякотной,
Осенью холодною,
Березка нарядная,
Краса ненаглядная,
Дождем умывается,
С красотой прощается.
Корни усыхают,
Листья опадают.
Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.
Хороводная игра «Березка».
(Дети ставновятся в круг и поют)
Березка белена,
Маковка зелена,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
(Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают)
Березка зелененькая,
Весной веселенькая,
Среди поля стоит,
Листочками шумит,
Гремит, гудит,
Золотым венчиком звенит,-
«березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками.
Под приговор: «А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают!» — девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Эта старинная хороводная игра Калужской области.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект Тема: «Берёза – символ России».
В своей работе с детьми мы остановились на выборе проекта о березе – символе нашей Родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а...
Проект "Белая берёза - символ Родины моей"
Расширять представления о самом почитаемом дереве России - берёзе, о её значении в жизни человека ( оздоровительном, эстетическом, хозяйственном)....
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Почему берёза – символ России?»
Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России....
Проект "Почему медведь символ России"
Цель: Выяснить, почему медведь является символом России.Гипотеза: Предполагаю, что медведь – это красивый и сильный зверь. Являясь символом страны, он показывает её силу, мощь, способность защит...
Наименование проекта «Почему берёза – символ России»
Проект «Почему берёза – символ России» посвящён актуальной теме по патриотическому, экологическому и духовно – нравственному воспитанию и способствует приобщению детей к народн...
Проект: «Русская берёза – символ Родины моей» (старшая группа)
Проект для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей представлений о берёзе, как о дереве – символе России через разные виды деятельности; развиватию познавательно...
Фотоотчёт к проекту «Русская берёза – символ Родины моей»
Фотоотчёт содержит фотографии по теме к проекту «Русская берёза – символ Родины моей»....