Наименование проекта «Почему берёза – символ России»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект «Почему берёза – символ России» посвящён актуальной теме по патриотическому, экологическому и духовно – нравственному воспитанию и способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pochemu_beryoza_-_simvol_rossii.docx | 158.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Администрации г. Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»
Наименование проекта «Почему берёза – символ России»
Автор: Леднева Ольга Викторовна
воспитатель, высшая квалификационная категория
МБДОУ ДС КВ № 31 «Берёзка»
Юргинский городской округ
2023 год
- ПАСПОРТ
проекта «Почему берёза – символ России»
- Основные положения
Название проекта | «Почему берёза - символ России?» |
Наименование направления | познавательно-исследовательское |
Разработчик проекта | О.В. Леднева - воспитатель, высшая квалификационная категория; |
Целевая аудитория | Дети 4 - 5 лет, воспитатели, родители. |
Нормативные и правовые документы |
(ред. От 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
|
Межпредметные связи интеграция творческой деятельности детей в структуре и процессе реализации проекта |
|
Аннотация | Проект «Почему берёза – символ России» посвящён актуальной теме по патриотическому, экологическому и духовно – нравственному воспитанию и способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России. |
Методы, приемы, средства оценки результативности проекта | Методы: Наглядные – наблюдение, целевые прогулки, демонстрация наглядных пособий. Словесные – рассказ, беседа, чтение художественной литературы, словесные игры, упражнения, Практические – дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра. Приёмы –показ способов, действий, вопросы, указания, объяснение, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации. |
Ресурсы проекта (по видам: материальные, информационные, интеллектуальные, организационные) | Материальные:
Информационные:
Организационные:
|
Риски и ограничения по достижению целей проекта | Слабая активность родителей в участии. Незаинтересованность некоторых детей в отдельных видах занятий. |
Перспективы развития проекта, в том числе в онлайн формате | Данный проект способствует дальнейшему развитию работы в ДОУ по патриотическому, экологическому и духовно – нравственному воспитанию и будет способствовать приобщению детей к народной культуре, желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволит научить детей видеть себя потомками и наследниками России. А также он стал первой ступенью в помощь родителям. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Продолжить работу по данной теме. |
- Цель и задачи проекта
Цель: формирование у детей любви к родной природе посредством расширения знаний о берёзе, как символе России.
№ п/п | Наименование задачи | Ожидаемый результат |
1. | Формировать представление детей о русской березе как символе России. | Данный проект позволит восполнить представления детей о русской берёзе - символе нашей Родины. Углубленные знания и представления детей о березе, ее удивительных полезных свойствах. |
2. | Расширять и активизировать словарный запас детей. | Повышение речевой активности, активизация словаря по теме: «Почему берёза – символ России», |
3. | Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. | Дети получат информацию и расширят познавательный интерес к исследовательской деятельности, мышление, повышение духовно-нравственных качеств. |
4. | Воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, уважение к русским традициям. | Родители активно участвуют в реализации проекта, заинтересованы в развитии познавательной сферы детей. |
- Актуальность
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Как бы, не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Любовь к Родине начинается с любви к природе, к родному краю, жизнь в гармонии с законами природы нравственна с точки зрения человека. Надо обязательно знать и соблюдать законы природы, только тогда моральные качества людей будут сочетаться с экологическими знаниями и поведение каждого будет экологически целесообразным.
Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы
Главный принцип жизни человека: «Не навреди!». Поэтому хотела поделиться своими исследованиями в области сохранения березы как символа России.
Работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
- Целевые группы
№ п/п | Наименование группы | Характеристика проблемы |
1. | Дети 4 – 5 лет | Недостаточные знания детей и отсутствие интереса к удивительному «рядом», к русскому дереву - березе, как символу России. |
2. | Воспитатели | Отсутствие методических материалов по теме «Почему берёза – символ России». |
3. | Родители | Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в семьях детей. |
- ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы | Мероприятия реализации | |
Первый этап 18.09.23 – 19.09.23 | Постановка цели и задач. Определение методов исследования. Диагностика Подбор наглядно-иллюстративного материала и художественной литературы по теме. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Создание картотеки дидактических игр. Подбор материала для продуктивной деятельности. Консультации для родителей. | |
Второй этап 20.09.23-11.10.23 | Образовательная область | Мероприятия по реализации проекта |
Познавательное |
| |
Речевое развитие |
М. Скребцовой «Как листочек берёзу спас», М. Пришвина «Берёзкам зябко».
О. Калашниковой «Весенние берёзы», А. Пластова «Берёзы», В. Поленова «Золотая осень», Куинджи «Берёзовая роща».
| |
Социально - коммуникативное развитие |
Дидактические игры: «С какой ветки детка», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Что с начала, что потом?» «Найди листок березы», «С кем дружит береза?», «Подбери пару», «Бусы для берёзы», «Что сделано из берёзы?», «Для чего это нужно?», «Вырасти дерево».
| |
Физическое развитие |
| |
Художественно- эстетическое развитие |
Аппликация из осенних листьев берёзы «Портрет осени»; Рисование: «Русская береза».
| |
Взаимодействие с семьёй:
| ||
Третий этап 12.10.23-13.10.23 | Форма проведения итогового мероприятия проекта: Аппликация из осенних листьев берёзы «Портрет осени». Название итогового мероприятия проекта: Развлечение «В гостях у берёзки». Продукты проекта для детей: Аппликация из осенних листьев берёзы «Красавица Осень». Продукты проекта для воспитателей: Кубики Блума «Какие русские народные символы России, ты знаешь?», «Какие деревья ты знаешь?». Продукты проекта для родителей: Папка-передвижка: «О берёзе - детям». |
Результаты проекта | Результатом проекта стало не просто познакомить детей с берёзой, но и формировать у ребёнка возможности познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и придти к выводу, что «Берёза символ -России», жизнь русского народа тесно связана с березой. Береза дает самое необходимое в его жизни: здоровье, тепло, свет, кров, предметы обихода, бумагу, деготь, краску. Она послужила источником вдохновения для писателей, поэтов, художников, музыкантов. Для решения задач проекта, были проведены различные мероприятия, где активное участие принимали родители, благодаря которым в группе была организована соответствующая развивающая среда. Педагоги используют методические материалы для проведения различных игр, занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Считаю, что реализация данного проекта, способствовала организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников поисково -исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали берёзу, любовались её красотой, узнали о роли берёзы, как лекарственного сырья, изучали лечебное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо гордиться, сохранять и бережно относиться к символу России – берёзе. Убедилась, что такая система работы по ознакомлению детей с символом России, дало, положительные результаты, самое главное в проекте, то, что смогла заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по формированию у детей чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края и России. Продукты проекта: Для детей: Аппликация из осенних листьев берёзы «Красавица Осень». Для воспитателей: Кубики Блума «Какие русские народные символы России, ты знаешь?», «Какие деревья ты знаешь?». Для родителей: Папка – передвижка «О берёзе - детям». |
Список литературы
- Авдеев Н.С. «Русские пословицы и поговорки». Детская литература, 1996
- Акулова О.В., Солнцева О.В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство — Пресс», 2012г.
- Алешина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом» — М.ТЦ «Сфера», 2003г.
- Вахрушев А.А., Кочемасова Е,Е. и др. «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М.: Баласс, 2011г.
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2008г
- Данилков Н. «Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы».
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
- Кодрикинский Л.А.«С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ).
- Поликарпова Т. «Две берёзы на холме». Детская литература, 2003
- Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.
- Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» М.: ГНОМ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Берёза - символ России"
Презентация проектной деятельности в старшей группе детского сада на тему "Берёза - символ России"...
Педагогический проект для детей старшей группы "Русская берёза - символ России"
Задача воспитателя – сформировать эстетическое отношение к этому чудесному дереву, расширить представления о нем, воспитывать чувство гордости за родную природу, вызывать желание об...
Педагогический проект «Почему берёза – символ России?»
Ты до того, березонька, красива! И в полдень жаркий, и в часы росы,...
Проект "Берёза - символ России"
Проект "Берёза - символ России"Цели и задачиЦель: показать взаимосвязь человека и природы, невозможность их раздельного существования на Земле.Задачи: развивать глубокое понимание красоты и бога...
Практико-значимый проект Тема: «Берёза – символ России».
В своей работе с детьми мы остановились на выборе проекта о березе – символе нашей Родины с целью углубления естественнонаучных знаний детей о березе, привлечения знаний детей не по одному предмету, а...
Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Почему берёза – символ России?»
Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России....
Проект "Почему медведь символ России"
Цель: Выяснить, почему медведь является символом России.Гипотеза: Предполагаю, что медведь – это красивый и сильный зверь. Являясь символом страны, он показывает её силу, мощь, способность защит...