«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
консультация на тему
консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_skazki_v_razvitii_i_vospitanii_rebenka.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, потому что дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.
Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.
Предлагаю рассмотреть некоторые из них.
«Встречи героев»
Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.
«Звукорежиссеры»
Эта игра также направлена на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.
После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.
«Новые сказки»
Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.
Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.
«Пропущенный кадр»
Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.
По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
«Сказочная цепочка»
Цель этой игры: научить составлять предложения по предметным картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.
Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.
Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.
Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.
Ёлочка.
Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны
По её веточкам прыгали белки – прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)
Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.
и громко стучал клювом – вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).
Иногда мимо проходил большой медведь – ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)
Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)
Вечером на неё дул ветерок – дуем
Ночью над ней загорались звёздочки – вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)
Летом около неё летали комарики – шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»
Зимой на неё падали белые снежинки – рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).
и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.
Яблонька.
В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – вытягиваем руки в стороны – яблонька.
На цветы прилетали пчёлы – летаем по комнате или жужжим «ж-ж-ж».
Потом лепестки облетели – перебираем пальцами в воздухе сверху вниз (или играем на металлофоне сверху вниз)
И на ветках стали расти маленькие яблочки – пальцы округляем, показываем, как росли яблочки.
Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)
И смотрел на яблоки – поднимаем голову вверх, фыркаем или сопим носиком.
Однажды ночью подул сильный ветер – дуем
Яблоки стали падать на землю – ударяем кулаками по полу (по коленкам)
Утром прибежал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)
И стал грызть самое большое яблоко.
Приключения в маленьком пруду.
Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – звукоподражание ква-ква (высоким голосом).
Над прудом летали маленькие комарики – водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з».
Днём лягушонок ловил комариков – выполняем хватательные движения руками, приговаривая «ам».
А ночью плавал в пруду – подражательные движения или бутылочка с водой.
Однажды лягушонок сказал:
- Я хочу ловить больших комаров!
И запрыгал по травке - прыгаем (или ударяем бубном по ладони).
Шла навстречу корова – приставляем пальцы ко лбу, мычим.
Лягушонок её и спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше - прыгаем (или ударяем бубном по ладони).
Бежала навстречу лошадь – цокаем язычком.
Лягушонок её и спрашивает:
- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?
Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше - прыгаем (или ударяем бубном по ладони).
Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары – водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» (более низким голосом).
И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – проводим палочкой по ксилофону.
На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом – проводим палочкой по ксилофону.
И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд - прыгаем (или ударяем бубном по ладони).
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ.
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
ЗАЯЦ В ЛЕСУ.
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)
Испугался заяц и бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)
Бросился заяц бежать.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.
(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)
Побежал заяц из леса к речке
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.
(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))
«Курочка Ряба».
Жили - были Дед да Баба – МЕТАЛЛОФОН
Да была у них курочка Ряба:
«Кудах-тах, тах,
Кудах-тах,тах» - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Снесла курочка яичко,
Да не простое, а золотое - УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Дед бил, бил-не разбил
Баба била,била -не разбила – металлическая ЛОЖКОЙ
Мышка бежала – КОЛОКОЛЬЧИК
Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось –УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ
Плачет дед, плачет Баба - ТРЕУГОЛЬНИК
А курочка кудахчет:
«Кудах-тах, тах,
Кудах-тах, та» - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ
Не плачь, Дед, не плачь, Баба! - УДАР ЛОЖКАМИ
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое, а простое! - ПРОВЕСТИ ПО МЕТЕЛЛОФОНУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале....
Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Консультация рассказывает родителмя о роли сказки в жазни ребенка...
Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка".
Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенкаДети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природ...
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Сказка для ребен...
Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"
Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"...