Методическая разработка раздела образовательной программы Тема: « Развитие музыкальных способностей детей в процессе формирования певческих навыков»
материал (подготовительная группа) по теме
1. Акуальность
«Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие человека»
В.А.Сухомлинский.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. “Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждает известный педагог В.А.Сухомлинский. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит: Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства и реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования нацеливают нас на поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, в том числе и музыкальной. И эти задачи мы сможем решить, развивая музыкальные способности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_penie.docx | 69.78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации городского округа город Шахунья
Аттестационная работа
Методическая разработка раздела образовательной программы
Тема: « Развитие музыкальных способностей детей в процессе формирования певческих навыков»
Программа: Образовательная программа МБДОУ Вахтанский
детский сад «Одуванчик»
Группа: подготовительная.
Работу выполнила
Музыкальный руководитель
Русова Наталья Анатольевна
МБДОУ Вахтанский
детский сада «Одуванчик»
г. Шахунья
2014 год.
- Пояснительная записка
“Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие человека»
В.А.Сухомлинский.
Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия, обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей. “Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека”, - утверждает известный педагог В.А.Сухомлинский. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый приказом №1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года в требованиях к структуре образовательной программы гласит: Художественно- эстетическое развитие предполагает развитие ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства и реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы дошкольного образования нацеливают нас на поддержку инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, в том числе и музыкальной. И эти задачи мы сможем решить, развивая музыкальные способности детей. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Способности Б.М. Теплов определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность». Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но, в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс специальных, именно музыкальных способностей, Б.М. Теплов указывает на наличие у человека общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие «музыкальная одаренность». Б.М.Теплов подчеркивает, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей — общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности: «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей». У каждого человека имеется оригинальное сочетание способностей, определяющее успех протекания той или иной деятельности. «Проблема музыкальности,— подчеркивает Б.М. Теплов,— это проблема, прежде всего качественная, а не количественная» . У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития. Таким образом, Б.М. Теплов признает врожденными некоторые особенности, предрасположения человека, задатки. Сами же способности всегда являются результатом развития. Способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Она существует только в движении, только в развитии. Способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения. Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления, выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эта проблема привлекла мое внимание своей актуальностью и легла в основу темы моей методической разработки . Я предположила, что формирование певческих навыков способствует развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Пение - основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения.
Их всего сказанного выше, мы можем сделать вывод, что в процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие музыкальных способностей я провела анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста. ( анализ программ)
Проанализировав данную программу, мы видим необходимость формирования певческих навыков , как фактора развития музыкальных способностей, но сталкиваемся с трудностью отсутствия разработанной системой работы в этом направлении, адаптированной к условиям ДОУ, основанной на современных технологиях, учитывающей региональный компонент и нетрадиционные подходы к использованию разнообразных форм работы с детьми. Таким образом возникла необходимость методической разработки раздела «Музыкальная деятельность (Пение)» в контексте воспитательно- образовательной работы в подготовительной группе, исходя из имеющихся в МБДОУ условий.
2.Цели и задачи раздела.
Цель: развитие музыкальных способностей детей через формирование певческих навыков.
Задачи: направлены на развитие музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма)
Образовательные:
- формировать у детей певческие умения, способствующие выразительному, осознанному восприятию и исполнению песен народного, классического и современного репертуара;
- закреплять навык естественного звукооброзования: умение петь легко, свободно, без напряжения;
- учить детей точно попадать на первый звук мелодии песни, самостоятельно начинать петь после вступления;
- закреплять навык звуковысотной ориентировки, добиваясь осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота (выше-ниже);
- формировать умение петь выразительно, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;
- побуждать детей тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песни (лирическая, веселая, шутливая, игровая, радостная, ласковая, и т. п.)
- учить детей использовать средства выразительности (музыкальных: контрастность ритмических рисунков, изменение динамической и тембровой окраски; и внемузыкальных :изменение позы, жестов, выделение главных по смыслу фраз, слов)
- учить петь хором, небольшими группами, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию песенного творчества детей
- развивать память, внимание, мышление, регуляцию процессов возбуждения и торможения.
- укреплять и тренировать артикуляционный аппарат
Воспитательные задачи:
- формировать опыт ценностных ориентиров по отношению к певческому искусству
- воспитывать уверенность в своих силах, выдержку, волевые черты характера;
- способствовать формированию опыта совместных действий;
- воспитывать желание участвовать в концертной деятельности.
- Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.
Реализация раздела «Музыкальная деятельность» ( Пение)»образовательной программы МБДОУ Вахтанского детского сада «Одуванчик» проходила в подготовительной к школе группе. В работе с детьми учитывались возрастные и психологические особенности детей.
На седьмом году жизни ребенок обладает существенными возможностями для проявления себя в пении. Происходит дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышается работоспособность нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно. Для детей этого возраста характерно негромкое, но напевное и звонкое пение.
Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы: до первой октавы- до второй октавы( ре- второй октавы- « проходящая»), хотя дети по прежнему различаются по типу певческого голоса- высокого или низкого.
Большинство детей имеют большой запас песен, выделяют любимые, как правило, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении. Желают осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар. Например, в их исполнении величественно звучит песня о Родине, и в то же время они легко, с юмором передают содержание игровой шуточной песни.
В этом возрасте при эффективном педагогическом воздействии дети могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания они способны чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль почти всегда отличается слаженностью и не вызывает затруднений.
Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно. Взрослым необходимо постоянно заботится об охране детского голоса.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия, а значит, будет стараться добиться лучшего результата в певческой деятельности. Существенно изменение претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих, а значит дети будут активно и с желанием участвовать в концертах, спектаклях, праздниках.
4. Ожидаемые результаты освоения программы:
В результате проведенной работы мы получим ребенка:
- имеющего певческие умения, способствующие выразительному, осознанному восприятию и исполнению песен народного, классического и современного репертуара;
- умеющего петь легко, свободно, без напряжения;
- умеющего точно попадать на первый звук мелодии песни, самостоятельно начинать петь после вступления;
- умеющего осмысленно, быстро и точно пропевать один и тот же мелодический оборот (выше-ниже);
- умеющего петь выразительно, ускоряя и замедляя темп, усиливая и ослабляя звук;
- умеющего тонко реагировать на эмоциональную окрашенность песни (лирическая, веселая, шутливая, игровая, радостная, ласковая, и т. п.)
- использующего средства выразительности (музыкальных: контрастность ритмических рисунков, изменение динамической и тембровой окраски; и внемузыкальных :изменение позы, жестов, выделение главных по смыслу фраз, слов)
- умеющего петь хором, небольшими группами, по одному, с музыкальным сопровождением и без него.
- способного к песенному творчеству
- имеющего опыт ценностных ориентиров по отношению к певческому искусству
- уверенного в своих силах
- стремящегося к совместным действиям;
- желающего участвовать в концертной деятельности.
Из всего сказанного выше мы видим, что в результате проведенной работы мы можем говорить о развитии у детей музыкальных способностей (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма)
5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности воспитанников, в том числе по реализации принципа интеграции.
Среди всего многообразия современных образовательных технологий, можно выделить следующие технологии, регулярное и системное применение которых позволяет полноценно реализовывать музыкальную деятельность. Эти технологии легли в основу методической разработки раздела программы.
Здоровьесберегающие технологии- системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественный анализ педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье воспитанников и педагогов; технологическая основа здоровье сберегающей педагогики. Иными словами любая технология применяемая для развития музыкальных способностей детей должна быть здоровьсберегающей, потому что основной задачей дошкольного образования является обеспечение дошкольнику высокого уровня реального здоровья.
Индивидуальный подход – это подход, предполагающий учет индивидуальных особенностей и способностей воспитанников и использование этих особенностей для составления заданий, посильных и в тоже время в достаточной степени развивающих музыкальные способности каждого из них. А только знание индивидуальных особенностей каждого ребенка обеспечивает посторенние личностно-ориентированной системы воспитания и обучения. Следовательно, исходный пункт в использовании индивидуального подхода - раскрытие индивидуальных способностей каждого воспитанника в развитии его певческих навыков и как следствие развитие его музыкальных способностей.
Дифференцированный подход - в процессе этого подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, их способности и интересы, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с подгруппой детей и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения. А это очень важно для решения задачи по формированию опыта совместных действий.
Необходимость использования современных информационных технологий для музыкального развития детей неоспоримо и может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства. Цель – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху. Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.
Технология проектного обучения представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Применение музыки и как следствие развитие музыкальных способностей детей является неотъемлемой частью всех видов проектов.
Огромная роль в развитии и воспитании принадлежит игровой технологии – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности. В процессе реализации раздела широко использованы: музыкально-дидактические игры, театрализованные игры, подвижные игры с пением, хороводные, сюжетно- ролевые…
Все рассмотренные нами образовательные технологии так или иначе являются личностно-ориентированными. Образовательный процесс предполагает личностное общение педагога с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях, поэтому все образовательные технологии, раннее рассмотренные, ни в коем случае не должны использоваться как самостоятельные методические приемы, используемые единично от случая к случаю, а должны постоянно интегрироваться в соответствии с поставленными целями и задачами и предоставлять педагогу инструмент для развития музыкальных способностей.
При разработке раздела программы учитывались следующие принципы:
-принцип личностной направленности педагога на создании оптимальных условий для музыкального развития;
-принцип тщательного отбора материала в соответствии с возрастными особенностями детей;
-принцип интеграции работы в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей;
-принцип от простого к сложному;
-принцип максимального использования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии
Формы работы по развитию певческих навыков :
- НОД
- Индивидуальные занятия
- Подгрупповые занятия по принципу дифференцированного подхода
- Праздники, досуги, концерты
- Участие в конкурсах
- Проектная деятельность
- Постановка музыкальных спектаклей в театральной студии « В гостях у сказки».
- Включение песенного творчества в занятия кружков дополнительного образования « Акварелька», « Горница».
- Самостоятельная музыкальная деятельность детей.
- Совместная деятельность с воспитателем
- Песенное творчество детей
- Экскурсии в музыкальную школу и Дворец Культуры
- Посещение концертов
- Выставки продуктивной деятельности…
В основе построения моих занятий с детьми лежит принцип диагностики и развития музыкальных способностей в процессе обучения детей пению.
При разработке диагностических методик учитывалось, прежде всего:
- чтобы они были собственно музыкальными,
- соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности детей,
- давали возможность судить об уровне развития исследуемой способности в совокупности составляющих её компонентов (ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма), исходя из структуры музыкальных способностей знаменитого музыкального психолога Б. М. Теплова. ( Приложение 1)- нужно ли говорить о диагностике?
Для успешной реализации раздела программы используются следующие методические приемы:
- Словесные: пение, слушанье песен, беседа, объяснения, указания, вопросы, диалог, дискуссия, напоминания, использование художественного слова…
- Наглядные: использование дидактического материала, схем, ИКТ, картин, картинок, игрушек, природных объектов…
- Практические: музыкально- дидактические игры, игры с пением, подвижные хороводные игры, сюжетно- ролевые и театрализованные игры, упражнения, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация), концертная деятельность…
Основной девиз моей работы — «Учить, играя!»
Так как преобладающим мышлением у ребенка является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны .яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления. Поэтому введение ребенка в атмосферу искусства пения должно быть неожиданным, загадочным и обязательно личным, через обращение к звукам, интонации, слову.
Накопление и выстраивание обучающих игр не только по пению, но и по всем направлениям музыкального воспитания детей помогает легко справиться с трудностями в работе и сохранить собственное здоровье.
Игровая методика воспитания, развития и обучения замечательна тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Они не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они просто интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение, движение.
Игровая методика больше, чем другие средства воздействия, соответствует потребностям растущего организма ребенка, т. к. ставит серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей. Эта преграда — движение.
Физиологическая потребность детей в движении наступает не в строго отведенное время, а постоянно, через очень короткие промежутки времени и, как правило, на занятиях. И если эту потребность вовремя не заметить или проигнорировать, тогда усталость и утомление от однообразной деятельности просигналит нам плохим поведением о срочной необходимости детей в движении.
Воинственным, проблемным и напряженным детям трудно контролировать и сдерживать себя. Им двигательная разрядка нужна систематически: вначале деятельности, в середине и в конце. Поэтому игровое обучение детей пению связано с разнообразными движениями. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объем работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации. Практика доказала, что игровая методика полезна для всех детей, но особенно для детей с проблемами здоровья и развития.
Прежде чем обучать, попробуем на занятиях певческим навыкам дать детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью.
Вот примерная линия усложнения этого процесса:
-сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи,
-затем исследование возможностей речевого и певческого голоса,
-после чего исполнение песен, исходя из своих эмоций, способностей и опыта.
Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:
— артикуляционная гимнастика,
— игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание,
— развивающие игры с голосом,
— речевые зарядки,
— речевые игры и упражнения,
— ритмодекламация.
Их общая цель — легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
— «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата,
— обострить интонационный слух,
— подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков,
— сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
В работе с детьми я систематически использую упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и наиболее характерные интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре для детей данного возраста. А это в свою очередь в дальнейшем облегчит усвоение детьми более сложных песен.
Учитывая особенности восприятия детей дошкольного возраста, нужно ориентироваться на упражнения в форме коротких песен с игровым содержанием. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В.К. Колосовой, Н.Я. Френкелем, Н.А. Метловым, Э.П.Костиной. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е.Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок.
Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами.
Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Все это помогает более прочному закреплению в слуховой памяти детей соответствующих песенных интонаций. Песни-упражнения, применяемые на занятиях, способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен.
Например, мелодия песенки "Прибаутка" (обр.В. Карасевой) построена на контрастном сопоставлении певческих регистров, что помогает научить детей осознанно различать высотные соотношения отдельных частей мелодии, развивает умение произвольно приспосабливать голосовой аппарат к пению как более высоких, так и более низких звуков.
В средней и старшей группе дети знакомились с высокими и низкими звуками. В подготовительной группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение "Бубенчики" Э.П.Костиной помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий - средний - низкий), проигрывают звуки на металлофоне.
Дети 6-7 лет должны определять на слух направление мелодии, ее скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения "Музыкальные лесенки", "Качели" Э.П.Костиной . Для того чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропеть ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений "Смелый пилот", "Небо синее" Е. Тиличеевой, "Сорока-сорока" (русская народная попевка).
Для формирования ладотонального слуха, умения быстро найти тонику незаменимыми являются задания на развитие песенного творчества: "Что ты хочешь, кошечка?"
Г. Зингера, "Зайка, зайка, где бывал?" М. Скребковой, "Зайка", "Самолет", "Мишка", "Лифт" Т. Бырченко. Вопросно-ответная форма упражнений или задание закончить мелодию, начало которой спел педагог, способствуют активизации внутреннего слуха, развитию творческой инициативы.
Песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.
Развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно помогут такие песенки, как "Кукушка" Е. Тиличеевой, "Колыбельная", "Дудочка" В. Карасевой, русские народные песни "Не летай, соловей", "Барашеньки".
Для детей, которые затрудняются в чистоте интонирования мелодии отдельных мелодических ходов (интервалов), лучшими упражнениями будут "Труба", "Конь" Е. Тиличеевой, "Дятел" Н. Леви и др.
Систематическое использование песен-упражнений (не менее 6-7 в квартал) помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.
На занятии детей стараюсь рассаживать следующим образом: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, сажаю детей с плохой вокально-слуховой координацией, новеньких, давно не посещавших дошкольное учреждение; во втором ряду - детей с неустойчивыми певческими навыками; в третьем - детей с чистой интонацией, поющих естественно и непринужденно.
Уровень индивидуального певческого развития каждого ребенка проверяю путем пения по музыкальным фразам ("цепочкой"). Кроме того, этот прием способствует формированию у детей правильного дыхания.
Начинаю разучивать с дошкольниками любую песню с целостного ее восприятия, т.е. первый раз песня должна прозвучать выразительно, со вступлением, с полным аккомпанементом.
Важно обратить внимание детей на содержание песни, ее характер, изобразительность .
Я использую прием воображения .Предлагаю детям представить и нарисовать мысленно картину услышанного, а затем рассказать ребятам, что же получилось.
Приступив к разучиванию, проигрываю трудные мелодические обороты, пропеваю их без музыкального сопровождения, предлагаю прохлопать сложные в ритмическом отношении места (пунктирный ритм), одновременно помогая детям осваивать и текст, и мелодию. На первых занятиях во время разучивания песни лучше не пользоваться аккомпанементом, а играть только мелодию или предлагать запомнить ее с голоса взрослого. Ни когда не разучиваю текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь "речитативом", скандировать.
По этой же причине поручаю воспитателям разучивать текст песен в свободное от занятий время.
Продолжая работать над песней, особое внимание на каждом занятии уделяю трудным местам: играю одну мелодию, пею без сопровождения, но с помощью взрослого, привлекаю к пению хорошо поющих детей, предлагаю всем спеть мелодию без слов (на каком-либо звуке) и т.д. В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием следует использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне «понюхать цветок» и сразу начать петь. Чтобы дети «не разрывали» слово, сравниваем показ правильного и неправильного исполнения.
Много внимания и усилий следует уделять работе над развитием чистоты интонирования мелодии. Ведется она в двух направлениях. С одной стороны – учить детей вслушиваться в мелодию, запоминать ее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координируя голос со слухом . Для этого хорошо использовать ряд приёмов:
-игровой приём «Машина гудит». Небольшой группе детей предлагается спеть заданный звук. Если они не справляются, музыкальный руководитель поднимает красный флажок – «машина ехать не может», если справляются, но не очень хорошо, - поднимает желтый флажок, а если хорошо, то зелёный – «можно проезжать». Если из детей кто-то хорошо различает правильное и неправильное исполнение, роль светофора можно предложить ему.
- игровой приём «Закрытое ушко». Предлагаем ребёнку слегка прикрыть пальчиком слуховой канал одного уха. В этом случае он будет хорошо слышать своё исполнение, а открытое ухо позволит слышать музыкальное сопровождение и пение других детей. В процессе работы с детьми, страдающими речевыми нарушениями, эффективны упражнения - распевки:
-пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком, затем транспонируя мелодию и меняя гласный звук. Например, мелодию «ре – ми – фа – ми – ре» надо пропеть со звуком «а», затем на полтона выше со звуком «о» и т.д.
-пропевание слогов «ми – мэ – ма – мо – му» на одном звуке, затем то же самое на последующих звуках.
-пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а» и т.д.
На одном занятии, кроме разучиваемой песни, должны звучать песни, ранее выученные. При их исполнении от детей следует добиваться точной интонации, выразительности, естественного звучания, пения без поддержки взрослого, а некоторые песни можно петь без сопровождения аккомпанемента. Всего на каждом занятии может звучать 1-2 песни-упражнения; 1-творческое задание, 1 - песня разучиваемая, 1 - песня повторная. Исключение составляют занятия, проводимые непосредственно перед праздничным утренником, когда повторяют 3-4 песни.
У детей любой возрастной группы не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Оказывая индивидуальную помощь каждому ребенку, следует развивать ту способность, которая у него менее развита.
Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слаборазвитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Встречаются такие, которые любят подолгу играть, но неохотно занимаются. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.
Одна из сложных задач - это уметь петь без музыкального сопровождения и воспитателя, как показывает практика, часто не выполняется. Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным пением взрослых (музыкальным руководителем или воспитателем), которые, заглушая детей, поют песню целиком на мерных этапах разучивания и на последующих. Для детей складываются неблагоприятные условия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развиваются активность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчивость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, далее с полным сопровождением, затем без инструмента с помощью педагога, наконец, самостоятельно спеть а капелла.
Эта задача решается на маленьких песенках, попевках, на русских народных песнях, доступных детям.
Можно предложить такой прием - пение в сопровождении металлофона, отрывистое и поверхностное звучание которого приближает детей к условиям, близким к пению без сопровождения.
Полезен и такой прием - петь всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано. При таком пении дети лучше слышат себя. Желательно предлагать хорошо выученные маленькие песенки, а также отдельные музыкальные фразы, запев или припев. При этом особое внимание надо уделить детям, нечисто поющим. Их целесообразно размещать среди хорошо поющих.
Большое воспитательное значение не только для музыкального, но и всестороннего развития ребенка имеют игры с пением. Игровая ситуация усиливает интерес детей к песне,, к певческой деятельности, делает более осознанным восприятие содержания и настроения песни. Кроме того, игры с пением - это коллективная форма общения детей с музыкой на игровой основе, которая воспитывает у них дружеские взаимоотношения, сознательную дисциплину, так как каждый ребенок должен подчиняться правилам игры и точно выполнять их.
Фантазия, воображение, элементы творческих проявлений сопровождают каждую игру детей, а возможность играть без музыкального сопровождения, под собственное пение, делает эти игры наиболее ценным музыкальным материалом.
Игры с пением мы разучиваем на музыкальных занятиях и на занятиях кружка
« Горница». Вначале разучивается песня, постепенно, от занятия к занятию развивается игровая ситуация, связанная с содержанием песни, и, наконец, все дети включаются в игру.
Позднее, при закреплении игры детям представляется возможность играть под пение без музыкального сопровождения, но с поддержкой голоса взрослого, а в дальнейшем они и играют и поют самостоятельно.
В играх с пением дети упражняются в умении петь а капелла. Важно, чтобы воспитатель создавал в группе ситуацию, при которой дети стремились бы повторить игру. Для этого порой достаточно внести необходимые атрибуты, шапочки-маски.
Под влиянием эмоций, вызываемых игрой, ребенок старается точно передать и мелодию, и текст, и, главное, то настроение, которое несет в себе данная песня. Таким образом, игры с пением активизируют детей, побуждают их к самостоятельному пению.
Самостоятельная музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как "Музыкальные занятия", "Праздничный концерт", "Музыкальный магазин", "День рождения Мишки (куклы)" и т.д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Неправильно спетая песня воспринимается как неудача, но она рождает доброе отношение друг к другу, желание помочь товарищу правильно спеть. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения.
Творческие задания на занятиях в процессе обучения пению детям предлагаю в определенной последовательности. Сначала они находят вокальные, интонации: поют, называя свое имя или различные переклички ("Таня, где ты?" - "Я здесь". - "Как тебя зовут?" - "Марина" и т.д.). Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих заданий (импровизации звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинения попевок контрастного характера на заданный текст). Обычно кто-то из ребят импровизирует по предложению педагога. Остальные слушают, оценивают, а затем поют.
Затем дети выполняют более сложные задания:
спеть попевку в двух разных тональностях; проследить, умеет ли ребенок "настроиться";
сочинить музыкальный "ответ" (педагог поет: "Как тебя зовут?" Ребенок отвечает: "Свет-ла-на");
петь звукоподражания (поет маленькая и большая кукушка, мяукает котенок и кошка);
петь свой имена на 2-3 звуках, передавая разнообразные интонации;
импровизировать мотив из 2-3 звуков на слоги "ля-ля", каждый ребенок придумывает свой мотив.;
играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении;
сочинять мелодии, передавая различный характер в соответствии с содержанием ("Веселая песенка", "Грустная песенка" и т.д.).
Охрана детского голоса.
Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье. Поэтому педагогам следует проводить соответствующую работу с родителями, знакомя их с детскими песнями, объясняя вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду. Надо предупреждать родителей, чтобы они не позволял) детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.
Не следует поощрять пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат дома и по радио. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое исполнение наносит вред слабым голосовым связкам ребенка
Ключевым моментом разработки является то, что формы работы по формированию певческих навыков, а следовательно по развитию музыкальных способностей интегрируются во все виды детской деятельности:
Двигательная |
|
Игровая |
|
Продуктивная |
|
Коммуникативная |
|
Трудовая |
|
Познавательно-исследовательская |
|
Музыкальная |
|
Необходимым условием успешной работы является тесное взаимодействие педагогов ДОУ: музыкальный руководитель работает в тесном контакте со старшим воспитателем и воспитателями группы.
Мною был проведен цикл консультаций для воспитателей, подготовлено выступление на педсовете, оформлена картотека музыкально- дидактических игр и проведен семинар- практикум по использованию музыки для здоровьесбережения .
Стараюсь взаимодействовать с социальными партнерами: Вахтанской ДМШ, Вахтанским Дворцом Культуры.
Каждый год наши дети посещают концерты музыкальной школы, принимаем учащихся ДМШ у себя, наши дети выступают на сцене Дворца культуры, участвуют в концертах и конкурсах.
Ведется и взаимодействие с родителями в этом направлении. Использую разнообразные её формы: наглядную агитацию, консультации, семинары- практикумы, выставки, конкурсы дни открытых дверей, участие родителей в развлечениях досугах, праздниках, создании развивающей предметно- пространственной среды.
Вопросы развития музыкальных способностей неоднократно выносились на родительское собрание и заседания родительского клуба « В контакте». Очень интересно прошел конкурс « Всюду музыка звучит» - во время которого родители со своими детьми изготовили музыкальные инструменты для самостоятельного музицирования детей и их песенного творчества. Ежегодно участвуем в районном конкурсе « Маленькие патриоты России», используем совместные выступления родителей и детей. Родители посещают занятия, занятия театральной студии и конечно же являются активными участниками всех мероприятий детского сада. Привлекаю родителей с хорошими вокальными данными к пению во время досугов и развлечений . Активно участвуют родители в реализации проектов. Ярким примером совместных действий детей, родителей, педагогов явился проект « Колыбельной песни добрый свет», в процессе реализации которого и дети, и родители разучили и спели большое количество колыбельных песен. Важным условием успешной деятельности является подготовка и проведение праздников, развлечений, театрализованных представлений. В процессе подготовки к ним дети в непринужденной обстановке получают большое количество новых знаний, а также развиваются музыкальные способности ребенка, коммуникативные и нравственно- волевые качества.
Работу значительно облегчит и сделает более эффективной целенаправленное создание развивающей предметно- пространственной среды, которая будет способствовать развитию музыкальности детей через их ознакомление формирование их певческих навыков. В группе оформлен музыкальный уголок с разнообразным оборудованием для самостоятельного пения и творческой деятельности .
Основное оборудование музыкального уголка
- музыкальные инструменты;
- шумовые инструменты (самодельные);
- детские рисунки к знакомым песням ;
- музыкально-дидактические игры;
- атрибуты к песенно- танцевальным импровизациям: осенние листочки, снежинки,
султанчики, платочки, ленточки, цветы, флажки;
- портреты композиторов- песенников;
- альбомы с иллюстрациями по тематике разучиваемых песен;
- магнитофон, диски, аудиозаписи с детским репертуаром и др.
6.Система знаний и система деятельности.
В процессе работы над разделом « Музыкальная деятельность» у детей формируется определенная система знаний.
Система знаний включает в себя:
-общенаучные знания, доступные старшему возрасту дошкольников знания, учитывающие способности и интересы воспитанников: звук, движение, пространство, время.
- знания о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- знания о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; освоение знаний о воздействии музыки на человека; освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- знания их области наук: истории, биологии, географии.
-знания о окружающем мире, географические представления, представления о нравственности, морали, эстетике, культуре.
Конструктивно выполнить задачи обучающего воспитания помогает система деятельности:
Познавательная деятельность: деятельность по созданию положительной мотивации музыкальной деятельности, восприятие новых знаний, умений, навыков, анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация, познание закономерностей…
Общеучебная деятельность: приобретение знаний, умений, навыков, их систематизация…
Коммуникативная деятельность: диалог, пение в парах, группах, планирование деятельность по подготовке к конкурсам, выступлениям, формирование желания добиться лучшего результата, поиск информации, текстов..
Самоорганизующая деятельность: самоконтроль, самооценка, самодиагностика достижений ( « Правильно спел», « Сочинил», « Смог спеть вместе, хором»…) .
7.Характеристика эффективности данной методической разработки
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые занятия, развлечения, досуги, праздники, участие в концертах, конкурсах . Именно чистота пения, сложность репертуара, сольное пение является оценкой качества работы педагога.( графики мониторинга – можно или нет?)
Эффективностость этой разработки для меня состоит в том, что повысился мой педагогический опыт. Мною разработаны:
- Комплексно- тематическое планирование по разделу « Пение» в подготовительной группе.
- Конспекты НОД по музыкальной деятельности.
- Сценарии развлечений, досугов, праздников.
- Доклады для родительских собраний, конспекты консультаций, семинаров- практикумов.
- Предметно- развивающая среда в группе и музыкальном зале.
Однако я столкнулась с трудностью нехватки времени для занятий с музыкально- одаренными детьми.
Поэтому я решила разработать программу дополнительного образования – вокальной студии. Считаю, что работа этой студии поможет мне решить проблему включения данной темы в педагогический процесс.
Таким образом, путем использования в работе современных технологий, методов и приемов ,а так же интеграции детского пения во все виды детской деятельности цели и задачи раздела программы будут решены. Результаты будут представлены в обобщении опыта работы на моих страницах на сайте МБДОУ и в социальной сети работников образования.
Список используемой литературы
- А. Вербов. Техника постановки голоса. - Государственное музыкальное издательство, 1961.
- Д. Люш. Развитие и сохранение певческого голоса. – М. : Издательство ГИТИС, 1993.
- Т. Ю. Амосова. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. – М. : РИПОЛ классик, 2007.
- С. И. Мерзлякова. Воспитание и дополнительное образование детей. Фольклор – музыка – дети. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л. Абелян. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие. - Москва «Советский композитор». 1989.
- Н. Ветлугина «Музыкальный букварь», Москва «Музыка» 1998 г.
- Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
- Э.П.Костина. Музыкально-дидактические игры.
- Э.П.Костина. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».
Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной в работе....
методическая разработка "Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста"
Играя, ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения....
Методическая разработка "Лепбук как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"
Статья посвящена созданию лэпбуков как новому средству познавательного развития детей дошкольного. Задания и занимательный материал по разным темам можно использовать как в совместной деятельнос...
Методическая разработка. Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей разновозрастной группы с ОВЗ по теме: «Путешествие Незнайки в страну веселой математики»
В детском саду наряду с традиционными формами обучения дошкольников все чаще применяются информационно-коммуникативные технологии. Данный конспект НОД составлен на основе MIMIO презентации по развитию...
Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Методическая разработка. Тема: «Экспериментирование - средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста»...
Методическая разработка “Современные ИКТ в развитии музыкaльных способностей детей дошкольного возрaстa»
Методическая разработка “Современные ИКТ в развитии музыкaльных способностей детей дошкольного возрaстa»Что же такое ИКТ и как его применять на музыкaльных зaнятиях?Как всем уже известно м...
Методическая разработка Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себ...