"Игры исследовательского характера (картотека)"
картотека (старшая группа) на тему
В работе представлены игры, которые можно использовать в изобразительной деятельности.Предложенные игры носят исследовательский характер, так как дети знакомятся со свойствами разных материалов - карандашей, красок, смешивают их; узнают что линии тоже бывают разные, учатся их изображать. Также игры знакомят детей с формой предметов и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека | 41.5 КБ |
igry_issledovatelskogo_kharaktera.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры исследовательского характера (картотека)
Самонкина Е. А., воспитатель
МБДОУ ЦРР –д\с № 6 «Оленёнок»
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНИЙ
Цель: Дать представление детям о многообразии линий. Научить рисовать разные линии.
Использование: Воспитатель предлагает детям, рассматривают карточки с изображением разных линий. Существует много линий и называются они по-разному. Можно сравнить их между собой. Как ты думаешь, как их можно назвать? Что можно нарисовать при помощи такой линии? Попробуй.
ФОРМА ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель: Знакомить детей с предметами разной формы, учить квалифицировать карточки с предметами по разным признакам.
Использование: Все предметы имеют разную форму, но условно их можно разделить на 5 видов. Сравнить предметы и фигуры между собой, сгруппировать по какому-либо признаку – по форме, по цвету, по величине.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА
Цель: Помочь детям увидеть красивые цветосочетания, определять наиболее удачные сочетания, как один цвет влияет на другой. Развивать чувство цвета.
Использование: Воспитатель предлагает детям вырезанные из картона геометрические фигуры. Знаете ли вы, что контрастные цвета придают яркость друг другу. Подбери контрастный фон для геометрических фигур. Какой фон наиболее удачный и почему? Какие цвета вместе не сочетаются.
ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОГО ЦВЕТА
Цель: Показать возможности получения нового цвета.
Использование: Воспитатель предлагает нарисовать 3 треугольника так, чтобы угол каждого из них заходил на предыдущий треугольник. Раскрасить 1 треугольник синей акварельной краской, и дать ей просохнуть. Потом жёлтой краской разукрасить 2 треугольник. Что получилось на пересечении углов? Какого цвета маленький треугольник? (зелёный) Потом красной краской закрасить 3 треугольник, какой цвет получился?
ТАБЛИЦА ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТОВ
Цель: Закрепить знание детьми основных и дополнительных цветов, теплых и холодных . Упражнять в приёмах смешивания красок для получения новых цветов. Развивать у детей желание экспериментировать с цветом.
Использование: Воспитатель –можно ли получить новые цвета, если смешивать три основные краски? Попробуй. Если разбавлять краски водой что получится? Тон их будет бледнее, например: из красной получится розовый, из синей – голубой. Подумай, как ещё можно получить розовый, голубой? (смешать краски с белой краской).
ЧУДО – ПРИЩЕПКИ
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, воображение. Закреплять знание цвета, формы.
Применение: Воспитатель предлагает детям подумать, как можно выложить изображение солнца, ёлки и т.д. с помощью прищепок и фигур из картона. Дети составляют сюжет.
ЗНАКОМСТВО С ВОЛШЕБНОЙ БУМАГОЙ
Цель: Знакомить с техникой процарапывания. Подвести к пониманию того, что рисовать можно разными предметами. Развивать воображение.
Использование: Дети рассматриваем рисунок , пробуют на ощупь. Какая бумага? Как можно сделать такой рисунок? Посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Варианты детей. Воспитатель предлагает детям натереть бумагу свечой и затонировать лист гуашью. Для чего нужны эти палочки? Правильно ими можно рисовать (процарапывать). Дети «рисуют» палочкой свою картину.
ИГРЫ С КРЫШКАМИ
Цель: Закреплять знания разных форм. Развивать фантазию, чувство цвета.
Применение: Воспитатель предлагает детям набор крышек разного цвета. Дети выкладывают изображение разных предметов. ( по заданию определённого цвета,). Составление сказочного города.
Исследование картин
Цель: Развитие мыслительных процессов: сравнение, классификация, анализирование предметов, изображения.
1.Перед детьми две картины – пейзажи. Дети рассматривают, сравнивают
-Чем похожи картины?
-Что их объединяет?
2.Среди предложенных картин ( 2 пейзажа -осень, натюрморт, портрет). Детям, надо найти, по какому признаку можно объединить эти картины.
-по времени года,
-по жанру изобразительного искусства,
-по цвету (какие краски)
Исследование изобразительного материала
Цель. Познакомить детей со способами изображения разнообразным материалом. Развивать интерес к экспериментированию.
Ход:
- Предложить детям разный изобразительный материал – простой карандаш , восковые мелки, цветные карандаши. Какой след на бумаге остаётся от карандаша?..(образцы)
- Предложить детям разный материал – тёрка, досточки в клеточку, наждачную бумагу, расческу и т. д. Дети пробуют заштриховывать поверхность карандашами. Какой отпечаток остаётся? (тиснение).
Играем с красками
Цель: Продолжать знакомить с процессом растворения красок в воде. Развивать наблюдательность, сообразительность, усидчивость, любознательность. Продолжать вызывать желание исследовать свойства красок, получая новые цвета.
Материал. Баночки с прозрачной водой, краски, кисточки, салфетки из ткани, листы бумаги, карандаши.(на каждого ребёнка)
Ход
Воспитатель:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные – разные.
Первый эксперимент. В баночку с водой дети добавляют немного красной краски. Что произошло? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавляют немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой.)
Четвёртый эксперимент. Какие краски надо смешать, чтобы получилась оранжевая? (фиолетовая, зелёная, серая и т. д.)
Итог. Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. Краски при смешивании друг с другом дают новые цвета. Насыщенность цвета зависит от того, сколько краски взяли.
Волшебная капля
Цель: Закреплять знание детьми основных красок. Показать плавность перехода цвета на мокром листе. Продолжать вызывать желание смешивать краски. Развивать абстрактное мышление.
Материал. Альбомные листы, гуашь, кисточки, палитры, баночки с водой.
Ход.
Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это.
А где нам зелёный, оранжевый взять,
А если нам краски по парам смешать.
Первый эксперимент. Как нам получить фиолетовый цвет? Варианты детей, пробуют смешать две краски. Какой цвет получился?
Второй эксперимент. Смачиваем лист водой, капаем несколько капель краски. Что происходит? (краска растекается по листу). А что произойдёт, если капнем краски другого цвета? (краски растекаясь по листу, смешиваются, получаются новые оттенки). На что похоже изображение, дорисуй.
Третий эксперимент. Предложить поэкспериментировать с тремя основными красками. Новый цвет зависит от количества взятого цвета. (Жёлтая и много красной краски – получается красновато-оранжевая).
Четвёртый эксперимент. Дети наносят на белый лист пятна белой гуаши. Затем, каждый раз промывая кисть, смешивают пятно гуаши с одной из красок, набирая её на кончик кисти. В результате белые пятна становятся розовыми, голубыми, светло-зелёными и т. д.
Пятый эксперимент. Каждый ребёнок «оживляет» цветные пятна, создавая с помощью разного материала, предметные картинки по собственному замыслу.
Предварительный просмотр:
Игры исследовательского характера (картотека)
Самонкина Е. А., воспитатель
МБДОУ ЦРР –д\с № 6 «Оленёнок»
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИНИЙ
Цель: Дать представление детям о многообразии линий. Научить рисовать разные линии.
Использование: Воспитатель предлагает детям, рассматривают карточки с изображением разных линий. Существует много линий и называются они по-разному. Можно сравнить их между собой. Как ты думаешь, как их можно назвать? Что можно нарисовать при помощи такой линии? Попробуй.
ФОРМА ИЗОБРАЖАЕМЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель: Знакомить детей с предметами разной формы, учить квалифицировать карточки с предметами по разным признакам.
Использование: Все предметы имеют разную форму, но условно их можно разделить на 5 видов. Сравнить предметы и фигуры между собой, сгруппировать по какому-либо признаку – по форме, по цвету, по величине.
КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА
Цель: Помочь детям увидеть красивые цветосочетания, определять наиболее удачные сочетания, как один цвет влияет на другой. Развивать чувство цвета.
Использование: Воспитатель предлагает детям вырезанные из картона геометрические фигуры. Знаете ли вы, что контрастные цвета придают яркость друг другу. Подбери контрастный фон для геометрических фигур. Какой фон наиболее удачный и почему? Какие цвета вместе не сочетаются.
ОПЫТ ПОЛУЧЕНИЯ НОВОГО ЦВЕТА
Цель: Показать возможности получения нового цвета.
Использование: Воспитатель предлагает нарисовать 3 треугольника так, чтобы угол каждого из них заходил на предыдущий треугольник. Раскрасить 1 треугольник синей акварельной краской, и дать ей просохнуть. Потом жёлтой краской разукрасить 2 треугольник. Что получилось на пересечении углов? Какого цвета маленький треугольник? (зелёный) Потом красной краской закрасить 3 треугольник, какой цвет получился?
ТАБЛИЦА ПОЛУЧЕНИЯ ЦВЕТОВ
Цель: Закрепить знание детьми основных и дополнительных цветов, теплых и холодных . Упражнять в приёмах смешивания красок для получения новых цветов. Развивать у детей желание экспериментировать с цветом.
Использование: Воспитатель –можно ли получить новые цвета, если смешивать три основные краски? Попробуй. Если разбавлять краски водой что получится? Тон их будет бледнее, например: из красной получится розовый, из синей – голубой. Подумай, как ещё можно получить розовый, голубой? (смешать краски с белой краской).
ЧУДО – ПРИЩЕПКИ
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев, воображение. Закреплять знание цвета, формы.
Применение: Воспитатель предлагает детям подумать, как можно выложить изображение солнца, ёлки и т.д. с помощью прищепок и фигур из картона. Дети составляют сюжет.
ЗНАКОМСТВО С ВОЛШЕБНОЙ БУМАГОЙ
Цель: Знакомить с техникой процарапывания. Подвести к пониманию того, что рисовать можно разными предметами. Развивать воображение.
Использование: Дети рассматриваем рисунок , пробуют на ощупь. Какая бумага? Как можно сделать такой рисунок? Посмотрите на предметы, которые лежат на столе. Варианты детей. Воспитатель предлагает детям натереть бумагу свечой и затонировать лист гуашью. Для чего нужны эти палочки? Правильно ими можно рисовать (процарапывать). Дети «рисуют» палочкой свою картину.
ИГРЫ С КРЫШКАМИ
Цель: Закреплять знания разных форм. Развивать фантазию, чувство цвета.
Применение: Воспитатель предлагает детям набор крышек разного цвета. Дети выкладывают изображение разных предметов. ( по заданию определённого цвета,). Составление сказочного города.
Исследование картин
Цель: Развитие мыслительных процессов: сравнение, классификация, анализирование предметов, изображения.
1.Перед детьми две картины – пейзажи. Дети рассматривают, сравнивают
-Чем похожи картины?
-Что их объединяет?
2.Среди предложенных картин ( 2 пейзажа -осень, натюрморт, портрет). Детям, надо найти, по какому признаку можно объединить эти картины.
-по времени года,
-по жанру изобразительного искусства,
-по цвету (какие краски)
Исследование изобразительного материала
Цель. Познакомить детей со способами изображения разнообразным материалом. Развивать интерес к экспериментированию.
Ход:
- Предложить детям разный изобразительный материал – простой карандаш , восковые мелки, цветные карандаши. Какой след на бумаге остаётся от карандаша?..(образцы)
- Предложить детям разный материал – тёрка, досточки в клеточку, наждачную бумагу, расческу и т. д. Дети пробуют заштриховывать поверхность карандашами. Какой отпечаток остаётся? (тиснение).
Играем с красками
Цель: Продолжать знакомить с процессом растворения красок в воде. Развивать наблюдательность, сообразительность, усидчивость, любознательность. Продолжать вызывать желание исследовать свойства красок, получая новые цвета.
Материал. Баночки с прозрачной водой, краски, кисточки, салфетки из ткани, листы бумаги, карандаши.(на каждого ребёнка)
Ход
Воспитатель:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют.
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные – разные.
Первый эксперимент. В баночку с водой дети добавляют немного красной краски. Что произошло? (Краска медленно, неравномерно растворяется).
Второй эксперимент. В другую баночку с водой добавляют немного синей краски, размешать. Что происходит? (Краска растворяется равномерно).
Третий эксперимент. Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (При соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой.)
Четвёртый эксперимент. Какие краски надо смешать, чтобы получилась оранжевая? (фиолетовая, зелёная, серая и т. д.)
Итог. Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно. Краски при смешивании друг с другом дают новые цвета. Насыщенность цвета зависит от того, сколько краски взяли.
Волшебная капля
Цель: Закреплять знание детьми основных красок. Показать плавность перехода цвета на мокром листе. Продолжать вызывать желание смешивать краски. Развивать абстрактное мышление.
Материал. Альбомные листы, гуашь, кисточки, палитры, баночки с водой.
Ход.
Три цвета, три цвета, три цвета,
Ребята, не мало ли это.
А где нам зелёный, оранжевый взять,
А если нам краски по парам смешать.
Первый эксперимент. Как нам получить фиолетовый цвет? Варианты детей, пробуют смешать две краски. Какой цвет получился?
Второй эксперимент. Смачиваем лист водой, капаем несколько капель краски. Что происходит? (краска растекается по листу). А что произойдёт, если капнем краски другого цвета? (краски растекаясь по листу, смешиваются, получаются новые оттенки). На что похоже изображение, дорисуй.
Третий эксперимент. Предложить поэкспериментировать с тремя основными красками. Новый цвет зависит от количества взятого цвета. (Жёлтая и много красной краски – получается красновато-оранжевая).
Четвёртый эксперимент. Дети наносят на белый лист пятна белой гуаши. Затем, каждый раз промывая кисть, смешивают пятно гуаши с одной из красок, набирая её на кончик кисти. В результате белые пятна становятся розовыми, голубыми, светло-зелёными и т. д.
Пятый эксперимент. Каждый ребёнок «оживляет» цветные пятна, создавая с помощью разного материала, предметные картинки по собственному замыслу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок совместной деятельности воспитателя со старшими дошкольниками поисково-исследовательского характера "Странное письмо"
Цель: посредством поисково – исследовательской деятельности поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.Задачи:Развив...
Картотека игр познавательно - исследовательского характера
Данная разработка позволяет через экперимент и наблюдения повысить познавательный уровень ребенка...
Конспект НОД познавательно-исследовательского характера в средней группе на тему: "Удивительное рядом"
Из цикла познавательных исследований : "Удивительное рядом. Знакомство с интересными данными из "жизни" фонтанов города"...
Доклад "Об исследовательском характере образовательного процесса в ДОУ"
О возможностях применения исследования в различных образовательных областях....
Образовательный проект познавательно - исследовательского характера «Это удивительная соль»
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятел...
ООД познавательно-исследовательского характера "Тайна сокровищ"
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредством опытно-экспериментальной деятельности.Задачи:• Учить наблюдать причинно - следств...
КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Цель: развивать у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...