«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
методическая разработка на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
(Методическая разработка)
Основное название музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, танцевать и играть. В процессе игр дети не только приобретаются специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности. В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по-разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие - легко или напевно. Использование приема исполнения песни подгруппами или с солистом окажет действенную помощь. Дети часто обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение. При исполнении песен ребят учу правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии, особенно, когда песня звучит тихо. Музыкально-дидактических игр много, и дети с удовольствием в них играют, развивая своеобразное творческое отношение к музыкальным произведениям.Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки. В старшем дошкольном возрасте провоху более разнообразную работу по различению звуков по высоте и длительности. Попевки помогают детям определить направление мелодии, они учатся находить в мелодии два коротких и один длинный звук. Для развития ритмического чувства использую различные музыкальные инструменты. Начинаю с простейших мелодий на одном звуке. Музыкально-дидактические игры направлены на развитие разных музыкальных способностей детей. Существуют игры для развития звуковысотного слуха, для развития чувства ритма, тембрового слуха, диатонического слуха, для развития детского творчества.
Цикл игр на МУЗЫКАЛЬНЫХ НОД
Комплексное профилактическое упражнение для развития дыхания, укрепления связок гортани с элементами логоритмики «Паровоз».
- Паровоз привез нас в лес. Чух – чух – чух! Чух – чух – чух! (Ходьба по залу с согнутыми в локтях руками).
- Там полным – полно чудес. (Удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа).
- Вот идет навстречу ёж.
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (Низко наклониться, обхватив руками грудь, – свернувшийся в клубок ежик). Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р-! Ф-ф-р!
- Вот веселая пчела детям меду принесла. З-з-з! З-з-з! (Звук и взгляд направлять по тексту).
- Села нам на локоток. «З-з-з! З-з-з! Полетела на носок. «З-з-з! З-з-з!»
- Пчелу ослик испугал: «Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!» (Укрепление связок гортани).
- На весь лес он закричал: «Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!»
- Гуси по небу летят: «Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!»
- Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (Медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком).
- Устали? Нужно отдыхать, сладко - сладко позевать. (Дети несколько раз зевают).
Упражнения на дыхание и развитие голоса (По технологии В. Емельянова)
1. «Открываем скрипучую дверь»
Изображаем голосовыми связками скрипучую дверь, как бы она сначала никак не поддаётся, а потом всё же её удалось открыть (снимаем напряжение).
2. «Рисуем голосом картинки»
Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Голосом изображаем, рукой показываем, как бы рисуя в воздухе (например, домик с трубой и дымом, зайчика с длинными ушами и т. д.) Чем выше рука рисует рисунок, тем выше становится голос, чем ниже рука, тем ниже тембр голоса.
3. «Непослушная свечка».
Сделав бесшумный вдох через нос, подуть на воображаемую свечу тихонько, через улыбку. Свеча не гаснет. Сложить губы в трубочку и дунуть чуть сильнее.
Зарядка для губ
«Весёлая дудочка». Вытягиваем вперёд сомкнутые губки и двигаем ими по кругу вправо, затем влево. Упражнение выполняется под музыку.
Зарядка для шеи и челюстей
1. «Потерялся котёнок». Произносим «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову влево-вправо-вперёд.
2. «Разговор про себя». Говорим любую фразу, потешку, четверостишие, не открывая при этом рта.
Музыкально – ритмические игры и упражнения
Музыкально – ритмическая игра «Птички и автомобили».
«Птички летают» под нежную, весёлую музыку в высоком регистре.
«Едут автомобили» музыка в низком регистре.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте» (автор М. Картушина)
- Здравствуйте, ладошки, хлоп – хлоп – хлоп,
- Здравствуйте, ножки, топ – топ – топ,
- Здравствуйте, щёчки, плюх – плюх – плюх,
- Пухленькие щечки, плюх – плюх – плюх.
- Здравствуйте, губки! (Ритмично чмокают губами, изображая поцелуй)
- Здравствуйте, зубки! (Ритмично щёлкают зубами)
- Здравствуй, мой носик, пип – пип – пип! (Стучат ритмично указательным пальцем по носу) - Здравствуйте, гости! Привет!
Артикуляционные упражнения (автор Е. Анишенкова)
СКАЗКА «Весёлый зоопарк»
Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок увидел. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот.
Рот пошире открываем, в бегемотиков играем;
Широко раскроем ротик, как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.
А потом закроем рот - отдыхает бегемот.
Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-ква-ква. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки - Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.
Идет Язычок дальше. А кто же это такой большой с длинным носом?.. Да это же слон! Давай покажем, какой длинный у слона хобот.
Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну
А теперь их отпускаю И на место возвращаю.
Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там вроде никого нет, только длинный шланг лежит посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим ее.
Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.
Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит: лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться. Сел Язычок на лошадку, крикнул: « НО!» и поскакал. Давайте покажем, как Язычок катался на лошадке.
Я - веселая лошадка, Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко - Стук копыт услышишь звонкий.
К сожалению, пора домой. Купил Язычок несколько шариков в подарок маме и стал их надувать, но некоторые из них лопались. Покажите, как Язычок надувал шарики. Надуть одну щеку - сдуть. Затем другую.
Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик.
Лопнул шарик, не беда! Новый шар надую я!
«До свиданья, зоопарк!» - сказал Язычок и веселый пошел домой.
Пальчиковая игра «У жирафов» (автор Е. Железнова)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза) (Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках. (Обоими указательными пальцами или ладонями дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, cкладки, складки, складочки везде. (2 раза) (Щипаем себя, как бы собирая складки на лбу, ушах и т.д.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза) (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку на лбу, ушах и т.д.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза) (Проводим рёбрами ладоней по телу. На лбу, ушах и т.д.)
Музыкально – ритмическая игра «Весёлые котята»
На мотив “Если нравится тебе”.
Если кушаешь ты рыбку, Делай так: “Мур – Мур!” (2 раза) (Облизываются 2 раза.)
Если кушаешь ты рыбку, То не прячь в усах улыбку.
Если кушаешь ты рыбку, Делай так: “Мур –Мур!” (Облизываются.)
Если пес полез кусаться,
Делай так: “Фыр – фыр!” (2 раза раздувают щеки, выгнув спинки.)
Если пес полез кусаться, Приготовься защищаться.
Если пес полез кусаться, Делай так: “Фыр – фыр!”
Если киска схватит мышку,
Делай так: “Цап – цап!” (Царапающие движение руками.)
Если киска схватит мышку, Дай за это ей сосиску.
Если киска схватит мышку, Делай так: “Цап – цап!”
Если любят кошку люди,
Делай так: “Кис – кис!” (2 раза) (Поглаживающие движения.)
Если любят кошку люди, Кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, Делай так: “Кис – кис!”
Вот на солнышке пригрелись, Спать котятам захотелось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
развитие вокально-хоровых навыков дошкольников...
Развитие музыкального слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр
Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста является важнейшей составляющей системы эстетического воспитания. К его главным задачам относятся: побуждение у детей интереса к музыке, п...
Педагогический проект "Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения".
Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче...
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
ОсГениями не рождаются, гениями становятся....
"Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...
Методическая разработка: «Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...