Работа над вокалом в дошкольном возрасте.
консультация на тему

Кирилова Татьяна Григорьевна

Пение является основным средством  музыкального восптания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_vokalom_v_doshkolnom_vozraste.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над вокалом в дошкольном возрасте.

           Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.
         При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

        Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого, голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки  дошкольника еще недостаточно развиты, связки короткие и тонкие, небо малоподвижное. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем голосовой (верхний), поэтому голоса детей несильные, хотя порой и звонкие, требуют к себе бережного отношения. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми дошкольного возраста надо использовать песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие звуки должны быть проходящими.  Удобными (примарными) звуками для дошкольников являются «ми» - «си» первой октавы, именно в этом диапазоне звучание детских голосов  более легкое, естественное.

        Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.
      Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.

       Музыкальный руководитель должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Холод, жара, пыль вредно действуют на голосовой аппарат, поэтому занятия с детьми следует проводить в проветренных, не душных помещениях. Следует помнить, что шум, громкие разговоры, форсированное (крикливое) пение расшатывают голос. Отрицательно действует на голос переутомление, поэтому необходимо соблюдать такой режим работы, при котором после занятия дети имеют отдых для снятия напряжения. Нежелательно заниматься с детьми в раннее время, когда голос еще «спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. При заболеваниях голосового аппарата занятия проводить не рекомендуется, т.к. можно навредить здоровью ребенка.                                                                                                                                      Основная  задача, стоящая  перед педагогами-музыкантами – оптимальное развитие голоса каждого ребенка, с учетом его природных особенностей, а это возможно лишь при условии:

  • учёта возрастных физиологических особенностей детского голоса в процессе занятий;
  • включении в занятия комплекса мероприятий, направленных на формирование устойчивого интереса детей к певческой деятельности, знаний  о хоровом исполнительстве и особенностях голосового аппарата;
  • использовании на занятиях комплекса упражнений, построенных на  адаптированной системе В.В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса» для формирования вокально-хоровых навыков дошкольников.                                

 В качестве специальной технологии обучения детей пению мной используется «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова - известного учителя-исследователя, имеющего многолетнюю практику врача-фониатра.                                              

 Фонопедический метод развития голоса  – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса.                                                                                                                                 Критериями  фонопедического  метода являются:

  • акустическая эффективность (громкость и звучность голоса);
  • энергетическая экономность (петь долго и без вреда голосу);
  • биологическая целесообразность (включение и развитие защитных механизмов фонации).

В.В.Емельянов выделяет много принципов ФМРГ, однако в своей работе мною адаптированы некоторые из них в силу возрастных возможностей голосового аппарата дошкольника     В практике моей работы проблема развития певческого голоса детей проявилась, прежде всего, в том, что дошкольники незначительно использовали певческий потенциал. Как девочки, так и мальчики  затруднялись  петь в высоком или низком регистрах, «боялись выходить» за рамки диапазона, зачастую заменяли громкое пение на крик, а тихое – на шёпот. В силу несформированного до конца артикуляционного аппарата, часть звуков ребята пели искажённо, заменяя гласные и согласные близкими по звучанию, не вовлекая в двигательный  процесс ротоглоточный аппарат и мышцы лица. Излишняя трудность замечена  была при умении детей  правильно использовать  бесшумный вдох и протяжный долгий выдох.

Занятия строится следующим образом:

1.В качестве предварительной работы провожу комплекс дыхательных упражнений, артикуляционную гимнастику и массаж.

2.Для развития слуха и голоса включаю в работу  систему  упражнений ФМРГ, попевки,  пропевание интервалов.

         3.В исполнительской певческой деятельности организую и  непосредственно участвую в поэтапной работе с вокальным произведением, знакомлю детей с различными способами передачи песенного образа.

Опыт работы показал: существенного повышения качества проявления певческих навыков у детей можно достигнуть, постепенно и последовательно развивая у них навыки дыхания и дикции, чистого интонирования и силы голоса, а также способствовать расширению диапазона и напевности в пении через  обогащение и расширение фонематических игр и упражнений.

Следует отметить, что наряду с развивающей задачей упражнения Емельянова прежде всего направлены на сохранение детских голосов. Адаптированные упражнения первого комплекса можно  использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Поэтому любое вокальное занятие рекомендую начинать с дыхательных упражнений.

Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).

Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.
 Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  •  «Собачки» - подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
  •  «Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
  •  «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
  •  «Задуваем свечи на торте»                                                                                                           Следующим этапом работы на занятии является артикуляционная гимнастика, проводимая систематически на каждом занятии и сочетаемая с элементами массажа мышц лица и шеи.

Использую собственный показ работы языка, губ,  челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал  свой результат. Стихи, сюжетное построение и иллюстрации способствуют эффективному усвоению приёмов и повышают качество их исполнения ребенком.  Артикуляционные упражнения решают задачи снятия напряжения мышц лица, эмоционально раскрепощают ребёнка, готовят певческий аппарат к распеванию.

Главное место уделяю формированию певческих навыков и верному их применению в работе с песней. Дети с первых занятий учатся оценивать пение не только на слух (звук лёгкий, чистый, серебристый или крикливый, носовой, зажатый), но и зрительно (напряжение мышц лица. шеи, плохое открывание рта), следят за мышечными (контроль дыханием, свободным положением корпуса) и вибрационными ощущениями, что особенно трудно даётся дошкольникам в силу слаборазвитого певческого вибрато

Внедрение нетрадиционных технологий в работе помогли мне построить такую систему работы, которая способствует более полному, интересному «проживанию» ребенком детства. Петь хочет и может практически каждый ребенок, а голос – это именно тот инструмент, который доступен каждому.                                                                                                                            

Раскрытие этой темы очень актуально и своевременно, т.к. на сегодняшний день она пока не оформлена в систему теоретических и методических разработок; опровергает существующее мнение, что детский голос должен развиваться с 7 лет, хотя вокальные мышцы у дошкольников есть, и они функционируют. Я считаю, что недостаточно разработаны вопросы физиологии строения голосового аппарата дошкольников и отсутствует методическая база по этой проблеме.                                                                                                                                                     В своей работе я придерживаюсь мнения, что своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, базирующееся на современных, нетрадиционных и здоровьесберегающих технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будет воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Комплексно - тематическое планирование образовательной работы в группе младшего дошкольного возраста дошкольного возраста с 2-3 лет

В составе творческой группы воспитателей МКДОУ д/с № 425 работала по направлению комплексно - тематическое планирование образовательной работы с детьми....

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...