Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников
статья на тему
Данная статья посвящена работе с родителями в детском саду. Как показывает практика, традиционных форм взаимодействия воспитателей с родителями недостаточно для установления доверительных отношений. Бесспорно, эти отношения должны стать тандемом в вопросе воспитания и развития дошкольника. Поэтому одной из эффективных форм создания доверительных отношений "родитель-воспитатель" стали вечера-досуги с активным участием родителей. Таким образом, в статье рассказывается о вечерах-досугах как одной из нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semey_statya.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Вечера-досуги как одна из нетрадиционных форм сотрудничества образовательного учреждения с семьями дошкольников.
Дошкольное детство – удивительный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это этап, когда маленький человек находится в окружении взрослых, в первую очередь – педагогов и родителей.
Неправильное поведение взрослых, ненадлежащий уход за ребенком, эмоциональные, социальные проблемы, которые возникают в дошкольном детстве, приводят, как правило, к неприятным последствиям в будущем. Нашими отечественными психологами-социологами выяснено, 92 % детей-правонарушителей не имели полноценного общения в семье (1).
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (сентябрь 2008г.), одной из основных задач, которые стоят перед коллективом ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
Исходя из практики, только традиционных форм взаимодействия педагогов с родителями недостаточно для возникновения доверительных отношений. Ведь эти отношения обязательно должны стать основой основ в воспитании и развитии малышей.
Мой, пусть пока и небогатый опыт, показал, что одной из наиболее эффективных форм общения родителей и воспитателей стали вечера-досуги с активным участием родителей.
Начинаем учебный год с вечера-досуга «Добро пожаловать в «Теремок»» («Теремок» - это название нашей группы). К этому вечеру каждой семье дается домашнее задание (выучить стихотворение, показать сценку, спеть песню и т.д.). На празднике царит добрая, непринужденная атмосфера, что дает возможность каждой семье раскрепоститься и чувствовать себя уютно. Такие совместные семейные мероприятия позволяют развивать коммуникативные навыки ребенка, формировать в нем уверенность. Я думаю, каждый понимает, что такой опыт в будущем пригодится нашим малышам.
Таким образом, этот праздник позволяет сплотить коллектив детей и взрослых.
В ноябре проводим вечер-досуг «Моя милая мама», посвященный Дню Матери. В первой половине декабря проводим совместные с родителями литературные игры-викторины «В гостях у сказки», «Книга – помощник в общении с ребенком» и др.
В январе – познавательные викторины, например, «Как прекрасен этот мир» (экологическая викторина), «Что? Где? Когда?» и т. д.
В феврале проводим спортивные досуги, например, «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, мальчики» и т.п.
В апреле проводим юмористические семейные вечера.
В мае проходит заключительный вечер под названием «Скоро лето!». Это семейный вечер, на котором мы подводим итоги за год, говорим о достижениях и успехах наших ребятишек. Готовим фильм, в котором стараемся отобразить жизнь малышей в течение учебного года. В подготовительной группе организуем выпускной бал.
Все эти мероприятия решают две основные цели:
1. Обогащение педагогического опыта родителей.
2.Содействие позитивному общению детей и их родителей.
Почему важна первая цель? В законе «Об образовании в РФ» говорится о том, что родители являются главными воспитателями своего ребенка. Но уровень психолого-педагогической культуры оставляет желать лучшего. А на таких вечерах-досугах родители могут совершенствовать свою педагогическую культуру. Во время таких встреч родители могут наблюдать, анализировать, как развивается их ребенок, могут наблюдать взаимоотношения других родителей со своими детьми, а также общение педагога с ребенком. Таким образом, происходит своеобразный обмен и приобретение опыта родителем.
Какова же роль второй цели? В результате многочисленных исследований выявлено, что злободневной проблемой является дефицит общения семьи и ребенка.
Используя в системе вышеуказанные формы работы с родителями, а также другие, такие как организация выставок семейного творчества, участие родителей в изготовлении самописных книг, в изготовлении кормушек для птиц и т.д. эта цель с большим успехом достигается.
Опыт работы у меня не очень большой (4 года), но я с уверенностью могу сказать, что родители охотно участвуют во всех мероприятиях. Отмечается большая заинтересованность и активность родителей. В связи с этим хочется выразиться словами из книги «Вместе с семьей»: «Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно проходит на праздниках. Атмосфера этих действий ни к чему не обязывает родителей, но наполнена радостью и весельем… Однако значение праздника состоит в том, что в процессе его проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями».
Главный результат и значимость вышеописанных нетрадиционных форм взаимодействия родителей и дошкольного учреждения заключается в том, что наши дети чувствуют себя комфортно, более раскрепощенно, так как у воспитателей и родителей есть некое взаимопонимание и единые требования к воспитанию ребенка. Это сплачивает и сближает членов семьи и, следовательно, повышает уровень их психолого-педагогической культуры.
Хочется в завершение процитировать знаменитого педагога А. С. Макаренко: «Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
Литература:
- Белкина А. С. Основы возрастной психологии. – М.: Академия, 2000.
- Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Глушкова Г. В. Вместе с семьей. – М.: Просвещение, 2006.
- Прохорова Г. А. Взаимодействие с родителями в детском саду: практ.пособие. – М.: Айрисс-пресс, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)
Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт сис...
Вовлечение родителей в образовательную деятельность через нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непо...
Опыт работы по теме: "«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, направленные на повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ».
Одним из важных направлений своей работы считаю именно работу с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает рол...
Консультация для педагогов Тема: «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
laquo;В дошкольные годы ребенок почти полностьюидентифицирует себя с семьей, открывая...
Консультация для воспитателей. Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников: родительские и семейные клубы
В презентации представлен материал по использованию нетрадиционной формы работы с семьями воспитанников: семейные клубы....
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий для благоприятного взаимодействия с родителями....
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький человек находится в полной зависимости от окру...