Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте в соответствии с ФГОС
статья (младшая группа) по теме

Румянцева Светлана Николаевна

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах

в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

 

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.  Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело, их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

 

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений  о  внешних  свойствах  предметов:  их  форме,  цвете,  величине, положении  в  пространстве,  а  также  запахе,  вкусе  и  т.  п.

 

Задачи  сенсорного развития

•        формирование у детей систем перцептивных  (обследовательских) действий,

•         формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов,

•        формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных  действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности,

•        создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире

 

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является  чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям . В этой связи каждая возрастная степень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – впечатлений.  На втором-третьем году жизни задачи сенсорного  воспитания существенно усложняются.  Ребенка знакомят со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра.  Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их с общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Для детей 5-7лет разрабатываются  игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

 

Три периода освоения сенсорных эталонов:

1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

2 период длится в среднем до 5 лет.

Происходит ознакомление  детей  с  общепринятыми сенсорными  эталонами  и  способами  их использования.

В качестве сенсорных эталонов выступают:

-Эталоны цвета - семь цветов спектра и  их  оттенки  по  светлоте  и  насыщенности, 

-Эталоны   формы - геометрические  фигуры, 

-Эталоны величины -  метрическая  система  мер. 

Свои  виды эталонов  имеются 

-в  слуховом  восприятии (это  фонемы  родного  языка, звуковысотные  отношения),

-во вкусовом, обонятельном восприятии.

3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит  усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т.д.

 

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

 

Значение сенсорного воспитания

•        является основой для интеллектуального развития;

•        упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

•        развивает наблюдательность;

•        готовит к реальной жизни;

•        позитивно влияет на эстетическое чувство;

•        является основой для развития воображения;

•        развивает внимание;

•        дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

•        обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

•        влияет на расширение словарного запаса ребенка;

•        влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

 

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

 

Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности

 

Ранний возраст

 – освоение самостоятельной предметной деятельности

В  младенческом возрасте (2 месяца - 1 год)

•        непосредственное эмоциональное общение с взрослым,

•        манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,

•        восприятие музыки, детских песен и стихов,

•        двигательная активность и тактильно-двигательные игры

1 год - 3 года

•         предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

•         экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),

•        общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,

•        самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),

•        восприятие смысла музыки, сказок, стихов,

•        рассматривание картинок,

•        двигательная активность

Для  детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет  характерны ведущие виды деятельности:

•        игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,

•         коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),      

•        познавательно-исследовательская       (исследования       объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),

•        конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

•        изобразительная (рисования, лепка, аппликация),

•         музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

•        двигательная (овладение основными движениями)

 

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности.

 

Формы работы по сенсорному воспитанию детей

•        сенсорные занятия,

•        дидактические игры,

•        совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,

•        индивидуальная работа с  детьми,

•        интерактивные выставки,

•        коллекционирование,

•        мини-музеи,

•        развлечения,

•        проектирование

 

Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Когда детям предоставляется возможность самостоятельно действовать, активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею.

Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранить вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах.

Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

 

Организация предметно-развивающего пространства

Игры и оборудование

•        для развития мелкой моторики и речи

•        восприятия формы и величины

•        для формирования цветового восприятия

•        для  слухового развития

•        для  развития тактильных ощущений и обоняния

•        для  художественно – творческого развития

•        для  элементарного экспериментирования

•        для  развития интеллектуальных и конструктивных способностей

 

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель подбирает и организует уголки по сенсорному развитию.

 

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.

 

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д.; имеют такое же автодидактическое начало.

 

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля  за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля  за ходом сенсорного воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensorn.etalony.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах

в раннем возрасте в соответствии с ФГОС

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. д.  Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения, как, например, при восприятии формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии цвета — представления о семи цветах спектра, белом и черном цветах. В природе существует бесконечное разнообразие красок и форм. Человечество сумело, их упорядочить, свести к немногим типичным разновидностям, что дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Каждый вид эталонов представляет собой не просто набор отдельных образцов, а систему, в которой разновидности данного свойства расположены в той или иной последовательности, так или иначе сгруппированы и различаются по строго определенным признакам.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование разновидностей формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил те основные разновидности свойств, которые применяют в качестве эталонов, из всех остальных, начал бы сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Все это составляет сенсорное развитие ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений  о  внешних  свойствах  предметов:  их  форме,  цвете,  величине, положении  в  пространстве,  а  также  запахе,  вкусе  и  т.  п.

Задачи  сенсорного развития

  • формирование у детей систем перцептивных  (обследовательских) действий,
  •  формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов,
  • формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных  действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности,
  • создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является  чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям . В этой связи каждая возрастная степень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – впечатлений.  На втором-третьем году жизни задачи сенсорного  воспитания существенно усложняются.  Ребенка знакомят со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра.  Начиная с 3 лет основное место – ознакомление их с общеприятными сенсорными эталонами и способами их использования. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее знакомят их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Для детей 5-7лет разрабатываются  игры-занятия, дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Три периода освоения сенсорных эталонов:

1 период: 0 – 2 лет жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребенок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления, - некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

2 период длится в среднем до 5 лет.

Происходит ознакомление  детей  с  общепринятыми сенсорными  эталонами  и  способами  их использования.

В качестве сенсорных эталонов выступают:

-Эталоны цвета - семь цветов спектра и  их  оттенки  по  светлоте  и  насыщенности,  

-Эталоны   формы - геометрические  фигуры,  

-Эталоны величины -  метрическая  система  мер.  

Свои  виды эталонов  имеются  

-в  слуховом  восприятии (это  фонемы  родного  языка, звуковысотные  отношения),

-во вкусовом, обонятельном восприятии.

3 период: в возрасте 5 лет и старше - происходит  усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная, палочка и карандаш деревянные и т.д.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир с его многообразными свойствами, также он познает явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Значение сенсорного воспитания

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Восприятие детьми окружающего всегда определяется теми или иными интересами, потребностями, замыслами. Разнообразную направленность восприятия у детей следует развивать, используя и совершенствуя их интересы и потребности. Эта цель достигается путем использования игр и игровых упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях.

На занятиях задачи сенсорного воспитания и развития входят в дидактическую систему и осуществляются применительно к той или иной деятельности с учетом ее специфики.

Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.

Сенсорное воспитание в процессе обучения и в повседневной жизни требует разных путей и методов.

Сенсорное воспитание через разнообразные виды деятельности

Ранний возраст

 – освоение самостоятельной предметной деятельности

В  младенческом возрасте (2 месяца - 1 год)

  • непосредственное эмоциональное общение с взрослым,
  • манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия,
  • восприятие музыки, детских песен и стихов,
  • двигательная активность и тактильно-двигательные игры

1 год - 3 года

  •  предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
  •  экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
  • общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
  • самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
  • восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
  • рассматривание картинок,
  • двигательная активность

Для  детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет  характерны ведущие виды деятельности:

  • игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
  •  коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),      
  • познавательно-исследовательская       (исследования       объектов окружающего мира и экспериментирования с ними),
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
  • изобразительная (рисования, лепка, аппликация),
  •  музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
  • двигательная (овладение основными движениями)

Содержание сенсорного воспитания должно быть согласованно с содержанием детской деятельности. Это значит, что обучение детей восприятию предметов, умению их анализировать, сравнивать должно быть согласованно с последующим процессом изобразительной, конструктивной или другой деятельности.

Формы работы по сенсорному воспитанию детей

  • сенсорные занятия,
  • дидактические игры,
  • совместные игры-экспериментирования воспитателя с детьми,
  • индивидуальная работа с  детьми,
  • интерактивные выставки,
  • коллекционирование,
  • мини-музеи,
  • развлечения,
  • проектирование

Педагогическую организацию этих процессов можно считать правильной в тех случаях, когда воспитатель дает (объясняет, показывает) способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать – и направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих способов применительно к разному содержанию.

Когда детям предоставляется возможность самостоятельно действовать, активность воспитателя не должна снижаться: не подавляя инициативы детей, нужно тактично управлять ею.

Надо видеть затруднения детей и понимать, чем они вызваны, как можно их устранить, сохранить вместе с тем самостоятельность действий, не снизив активности детей. Предоставление детям большей самостоятельности требует упрощения содержания занятий, особенно на первых порах.

Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является неотъемлемой частью умственного развития. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащения впечатлениями. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

Организация предметно-развивающего пространства

Игры и оборудование

  • для развития мелкой моторики и речи
  • восприятия формы и величины
  • для формирования цветового восприятия
  • для  слухового развития
  • для  развития тактильных ощущений и обоняния
  • для  художественно – творческого развития
  • для  элементарного экспериментирования
  • для  развития интеллектуальных и конструктивных способностей

В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель подбирает и организует уголки по сенсорному развитию.

Существенно, что основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становиться не прямое указание воспитателя, а естественное для дошкольников стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное свойство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям и правилам игры.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало: сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера), формы (наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т.д.), цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различить величину), но и подсказывает нужный способ решения.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Кроме специальных дидактических материалов, широко используются различные наборы обычных игрушек и картинок. Они подбираются по какому-либо определенному свойству или признаку: по цвету, форме, величине и т.д. Так наборы предметов становятся дидактическими пособиями для различения цвета, формы, величины.

Много общего с рассмотренными упражнениями имеется в играх с дидактическими игрушками. Главным образом это игры с широко распространенными народными деревянными игрушками: матрешками, башенками, шарами, яичками, грибками и другими сборно-разборными игрушками и вкладышами. Как и дидактические материалы, они специально созданы для развития сенсорики детей, для упражнения в различении величины, формы, цвета и т.д.; имеют такое же автодидактическое начало.

Дидактические игры и упражнения могут выполнять еще одну важную функцию – контроля  за состоянием сенсорного развития детей.

В целях определения достижений детей в сенсорном развитии воспитатель может использовать упражнения с дидактическими материалами и игры с теми же башенками или игрушками-вкладышами. Предложив детям, например, подобрать части вкладышей по величине, педагог увидит уровень умений по тому, как будет действовать ребенок. Те, кто решает задачу путем хаотичных многократных проб и ошибок находятся на низком уровне. Другие дети тоже используют практические пробы, но делают это целенаправленно. Можно считать, что эти дети находятся по сравнению с первыми на более высоком уровне. И, наконец, детей можно отнести к еще более высокому уровню, если они безошибочно подбирают детали, лишь на основе зрительного соотношения.

Таким образом, в общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи: кроме того, они – хорошая школа использования детьми полученного сенсорного опыта, представлений и знаний и, наконец, выполняют функцию контроля  за ходом сенсорного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов. «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»

Именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития....

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, ...

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте

Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте...

Организация сенсорной деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое обеспечение сенсорного развития детей раннего возраста по теме "Транспорт"...

Консультация для воспитателей «Формирование у дошкольников знаний о сенсорных эталонах в раннем возрасте»

Актуальность темы: именно на сенсорном развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе е...