Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные :
Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.
Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения скворечника в конструировании.
Развивающие:
- Развитие речевой активности, познавательных процессов ( памяти, мышления, внимания, восприятия).
Воспитательные:
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, любознательности, сочувствия.
- Воспитание бережного отношения к природе, доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, предметные картинки перелётных птиц и их корма, аудиозапись «Голоса птиц», кормушка, деревья.
Предварительная работа:
1. Экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».
2. Познакомить детей с правилами поведения в лесу.
3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.
4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.
5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.
6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.
7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство»,
раздел программы: «Познание»,
старшая группа.
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.
ЗАДАЧИ:
Образовательные :
Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.
Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения скворечника в конструировании.
Развивающие:
- Развитие речевой активности, познавательных процессов ( памяти, мышления, внимания, восприятия).
Воспитательные:
-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, любознательности, сочувствия.
- Воспитание бережного отношения к природе, доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, предметные картинки перелётных птиц и их корма, аудиозапись «Голоса птиц», кормушка, деревья.
Предварительная работа:
1. Экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».
2. Познакомить детей с правилами поведения в лесу.
3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.
4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.
5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.
6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.
7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Зашли в зал, поздоровались, стали в полукруг.
Воспитатель: Здравствуйте дети.
1) Релаксация: Стали дети в полукруг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг-другу улыбнёмся.
2) Воспитатель: Дети, нас пригласили в гости ,в лес, а кто вы узнаете отгадав загадки ( дети отгадывают загадки).
Д./и. "Подскажи словечко"
1. Песен звонких не жалей
Нам весною.... (соловей).
2. Клином печальным в небесной дали
С криком печальным летят .... (журавли).
3. В деревянный свой дворец
Прилетел весной ..... (скворец).
4. Чёрный проворный, кричит "крак"
Червям враг.......( грач).
Воспитатель: Дети, вы наверное уже догадались кто нас пригласил к себе в гости? ( ответ детей - птицы). Правильно птицы. А кто знает, где живут птицы?
( ответы детей: на болоте, в лесу, на озере, лугах, болоте).
Воспитатель: А как же нам туда попасть? ( ответы детей). Давайте с вами обратимся в справочное бюро, может там нам подскажут дорогу в лес ( на экране появляется сорока).
- Здравствуйте, сорока, нам нужна ваша помощь. Вы везде летаете и всё вокруг знаете. Нас птицы пригласили к себе в гости, в лес, но мы не знаем как туда пройти. Подскажите нам пожалуйста дорогу.
Сорока: Чтобы туда попасть, вам необходимо пройти по дороге здоровья, вот по ней пройдёте и непременно в лес попадёте.
Воспитатель: Спасибо тебе сорока. А нам с вами необходимо отправляться в путь. Вы готовы, ребята, отправиться в путь? (ответы детей: Да!) . Дети идут по дороге здоровья - по кочкам, проходят по мосту через речку, по следам животных и оказываются в лесу ( детям комментировать их путь)..
3) Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Давайте с вами вспомним какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
-Не оставлять мусор в лесу.
-Не ломать ветки и деревья.
-Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
-Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет.
-Не рвать цветы, они быстро вянут.
-Не ловить бабочек, жуков, птиц, жив.
- Убирать за собой мусор.
Обратить внимание детей на то какие сидят птицы.
- Ой, ребята, я что-то не могу понять все ли птицы собрались на деревьях? Помогите, разобраться, каких птиц нет на ветках? ( подвести к тому, что сидят все зимующие птицы). Ответ детей: нет перелётных птиц, а только зимующие.
Весна на дворе, а перелётных птиц нет - это не порядок, наверное что-то случилось? Наверное нам снова придётся обратиться в справочное бюро к сороке.
- Сорока, что произошло, почему в лесу нет перелётных птиц, а только зимующие?
Сорока: Зима не хочет впускать перелётных птиц. Птицы просят помощи.
Воспитатель: Ребята, поможем птицам вернуться в родные края? (дети - Да!). Сорока: Для этого вам нужно пройти несколько испытаний.
Воспитатель: Мы сильные и смелые? - Да! Отважные и умелые? - Да! Мы верные друзья птиц ?
Игровое упражнение "Что мы знаем о птицах" :
1упр. "Зимующие - перелётные"
(на экране появляются два символа: снежинка (зимующие) и перо перелётные))
- Ребята, посмотрите нам сорока дала подсказку, и просит, чтобы мы с вами расселили птиц на два дерева, на правое дерево усадили - перелётных птиц, на левое - зимующих . - Молодцы, ребята, с одним заданием мы с вами с правились, и помогли птицам разобраться какие они.
- Давайте посмотрим с вами, что же нам надо делать дальше.
2упр. "Чем похожи, чем отличаются?"
- Посмотрите, нам необходимо помочь птицам разобраться чем они похожи, чем отличаются. Для этого нам с вами необходимо выложить схемы. Первая схема чем похожи ( клюв, лапы, тело покрыто перьями , летают). Вторая схема чем отличаются ( размер, цвет, питание).
Воспитатель: Дети, а как вы думаете зачем птицам клюв? ( добывать пищу, доставать личинки из под коры деревьев, ловить мошек, добывать семена из шишек, чистить перышки). А зачем им нужны лапки? ( ходить, цепляться за ветки деревьев чтобы сидеть, откапывать корм из земли, отталкиваться при взлёте).Зачем нужны крылья? (летать). Зачем нужны перья? ( они защищают тело птиц от намокания, перегревания, охлаждения).
- Молодцы, и с этим заданием мы справились. Нам сорока прислала новое задание.
3 упр. "Чем питаются?"
(на экране появляется кормушка)
Воспитатель: Ребята, посмотрите да это же кормушка. Давайте мы с вами соберём в кормушку корм, которым питаются птицы. Посмотрите внимательно мы всё с вами собрали полезное для птиц и сложили в кормушку?
Кажется и с этой непростой задачей мы с вами то же справились.
- Какую пользу приносят птицы? ( они уничтожают вредных насекомых комаров и мух, гусениц, лечат деревья, красиво поют, разносят семена растений).
Кажется нам сорока прислала ещё одну подсказку. Посмотрите и подумайте о чём она нас просит.
( на экране появляется символ - гнездо)
4упр."Кто где живёт?"
Правильно она просит нас расселить птиц по домам( детям раздаются карточки с домиками и птицами). Дети раскладывают дома и расселяют в них птиц ( на столе).
Воспитатель: Какие птицы живут в гнезде? ( аист, воробей, ласточка, грач). Из чего воробей делает себе гнездо ( из сухих травинок и пёрышек). Из чего ласточка делает себе гнездо (из грязи). А аист и грач - ( из веток и устилают сухой травой и перьями).
Какие птицы живут в дупле? - ( дятел и вертишейка).
Какие птицы живут в скворечнике? - (скворцы. а иногда поселяются и воробьи).
А какие птицы живут на болоте? - ( цапля ,утки, гуси).
5 упр."Сосчитай - ка"
(на экране появляется символы )
Дети, сорока нам прислала новое задание, в котором просит нас помочь сосчитать птиц которые сидят на деревьях.
1. Четыре галчонка и двое грачат
Сидят на дереве и громко кричат.
А ну, посчитай - ка скорей -
Сколько всего малышей.
2. Привела гусыня - мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки,
Три сына, а сколько дочек?
3. Семь сорок пустились в путь
Три решили отдохнуть
Сколько их под облаками?
Сосчитай те , дети, сами.
Физминутка " Лебеди"
Лебеди летят, крылышками машут
Прогнулись над водой, качают головой,
Прямо и гордо умеют держаться
Очень бесшумно на воду садятся.
(появляется следующая подсказка на экране)
6 упр. "У кого какой птенец?" ( игра с мячом)
Воспитатель: Дети, нам сорока прислала следующую подсказку. Нам необходимо помочь разобраться птицам у кого какой птенец.
У грача - грачонок,
у чижа - чижонок,
у соловья - соловьёнок ,
у кукушки - кукушонок,
у ласточки - ластёнок,
у скворца - скворчонок,
у утки - утёнок,
У гусыни - гусёнок.
4) 7 упр. "Мы любим птиц"
Воспитатель: Дети, нам сорока прислала следующую подсказку. Она хочет у нас узнать за что мы с вами любим птиц ( ответы детей: Я люблю птиц за то , что они красивые; ... хорошо поют; ... они санитары леса; ... они уничтожают насекомых вредителей ( комаров, мух, гусениц).
5) Игровое упражнение "Нужно заботится о птицах"
Воспитатель: В следующей подсказке сорока хочет узнает какую заботу мы должны проявлять по отношению к птицам ( ответы детей: вешать зимой кормушки , не разрушать гнёзда, не разбивать яйца птиц, если птенец выпал из гнезда вернуть его на место, не пугать птиц, изготавливать кормушки и скворечники).
Ребята, а давайте и мы с вами изготовим для скворцов скворечники. Ведь на улице весна и скворцы уже скоро вернуться к нам из далёких стран в родные края.
Для этого нам понадобиться клейкий лист и цветные нитки. Но прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика "Скворечник":
Мы построили скворечник ( кулак, ладошка)
Для весёлого скворца
Мы повесили скворечник ( ритмично сжимают и
Возле самого крыльца разжимают кулачки)
Всё семейство вчетвером
Проживают в доме том (хлопают в ладоши)
Мать, отец и скворушки ( загибают пальчики)
Чёрные головушки ( машут крылышками)
Вот теперь мы можем приступить к нашей работе ( звучит фонограмма птиц по возрасту).
Вот мы все поручения птиц и выполнили, они могут вернуться домой. И нам тоже пора возвращаться назад в детский сад ( возвращаемся по дороге здоровья).
Вот мы и снова вернулись в наш родной детский сад.
Воспитатель: Ребята, у кого мы сегодня с вами побывали в гостях? Что нового мы с вами узнали? Почему мы должны заботиться о птицах? Чем мы с вами им можем помочь?
Рефлексия:
Дети, посмотрите на это волшебное дерево, на нём висят задания с которыми мы с вами сегодня справились. Возьмите в руки птичек , жёлтого и синего цвета .
Если при выполнении заданий вы испытывали затруднения, то возьмите птичку синего цвета и приклейте её на картинку с заданием которое вызвало затруднение, а с тем заданием с которым вы справились легко - птичку жёлтого цвета. Давайте с вами посмотрите внимательно на задания и выясним какое задание у вас вызвало затруднение.
Спасибо вам, ребята, вы молодцы. Без вас я никогда бы не справилась с такими трудными заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...
Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...
Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...
Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...
Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...
Конспект интегрированного занятия "Расскажите-ка о птичках, о больших и невеличках.
Занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, и включающее в себя изодеятельность. Занятие фронтальное. Проводилось логопедом совместно с воспитателем....
Конспект НОД по развитию речи в средней группе: "Расскажите- ка о птичках..."
Закрепить название некоторых диких птиц. Учить классифицировать по месту их обитания. Подвести детей к пониманию того, что от внешнего вида птиц зависит их образ жизни....