Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зайцева Юлия Сергеевна

 

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.

ЗАДАЧИ:

Образовательные :

Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.

Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения скворечника в конструировании.

Развивающие:

- Развитие речевой активности, познавательных процессов ( памяти, мышления, внимания, восприятия).

Воспитательные:

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, любознательности, сочувствия.

- Воспитание бережного отношения к природе, доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, предметные картинки перелётных птиц и их корма, аудиозапись «Голоса птиц», кормушка, деревья.

Предварительная работа:

 1. Экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».

2.  Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.

4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.

5. Наблюдение за скворцами во время прогулок. 

6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.

7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках Конспект НОД по примерной ООПДО «Детство»,

раздел  программы: «Познание»,

старшая группа.

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.

ЗАДАЧИ:

Образовательные :

Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.

Совершенствовать умения детей передавать в изображении особенности строения скворечника в конструировании.

Развивающие:

- Развитие речевой активности, познавательных процессов ( памяти, мышления, внимания, восприятия).

Воспитательные:

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, любознательности, сочувствия.

- Воспитание бережного отношения к природе, доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, предметные картинки перелётных птиц и их корма, аудиозапись «Голоса птиц», кормушка, деревья.

Предварительная работа:

 1. Экологической сказки «Как скворец себе дом выбирал?».

2.  Познакомить детей с правилами поведения в лесу.

3. Рассказ о возвращении перелетных птиц с юга, почему их называют перелетными.

4. Рассматривание с детьми альбома «Перелетные птицы» и рассказ воспитателя о каждой из них.

5. Наблюдение за скворцами во время прогулок.        

6. В уголке природы разместить иллюстрации перелетных птиц для свободного рассматривания.

7. Рассказ воспитателя о том, что все птицы весной вьют новые и ремонтируют старые гнезда, высиживая в них своих птенцов, а когда они появляются на свет, родители заботятся о них.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Зашли в зал, поздоровались, стали в полукруг.

Воспитатель: Здравствуйте дети.

1) Релаксация: Стали дети в полукруг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг-другу  улыбнёмся.

2) Воспитатель: Дети, нас пригласили в гости ,в лес, а кто вы узнаете отгадав загадки ( дети отгадывают загадки).

Д./и. "Подскажи словечко"

1. Песен звонких не жалей

    Нам весною.... (соловей).

2. Клином печальным в небесной дали

    С криком печальным летят .... (журавли).

3. В деревянный свой дворец

    Прилетел весной  ..... (скворец).

4. Чёрный проворный, кричит "крак"

    Червям враг.......( грач).

Воспитатель: Дети, вы наверное уже догадались кто нас пригласил к себе в гости? ( ответ детей - птицы). Правильно птицы. А кто знает, где живут птицы?

 ( ответы детей: на болоте, в лесу, на озере, лугах, болоте).

Воспитатель: А как же нам туда попасть? ( ответы детей). Давайте с вами обратимся в справочное бюро, может там нам подскажут дорогу в лес ( на экране появляется сорока).

- Здравствуйте, сорока, нам нужна ваша помощь. Вы везде летаете и всё вокруг знаете. Нас птицы пригласили к себе в гости, в лес, но мы не знаем как туда пройти. Подскажите нам пожалуйста дорогу.

Сорока: Чтобы туда попасть, вам необходимо пройти по дороге здоровья, вот по ней пройдёте и непременно в лес попадёте.

Воспитатель: Спасибо  тебе сорока. А нам с вами необходимо отправляться в путь. Вы готовы, ребята, отправиться в путь? (ответы детей: Да!) . Дети идут по дороге здоровья - по кочкам, проходят по мосту через речку, по следам животных и оказываются в лесу ( детям комментировать их путь)..

3) Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в лес. Давайте с вами вспомним какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?

-Не оставлять мусор в лесу.

-Не ломать ветки и деревья.

-Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

-Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет.

-Не рвать цветы, они быстро вянут.

        -Не ловить бабочек, жуков, птиц, жив.

        - Убирать за собой мусор.

Обратить внимание детей на то какие сидят птицы.

- Ой, ребята, я что-то не могу понять все ли птицы собрались на деревьях? Помогите, разобраться, каких птиц нет на ветках? ( подвести к тому, что сидят все зимующие птицы). Ответ детей: нет перелётных птиц, а только зимующие.

   Весна на дворе, а перелётных птиц нет - это не порядок, наверное что-то случилось? Наверное нам снова придётся обратиться  в справочное бюро к сороке.

- Сорока, что произошло, почему в лесу нет перелётных птиц, а только зимующие?

Сорока: Зима не хочет впускать перелётных птиц. Птицы просят помощи.

Воспитатель: Ребята, поможем птицам вернуться в родные края? (дети - Да!). Сорока: Для этого вам нужно пройти несколько испытаний.

Воспитатель: Мы сильные и смелые? - Да! Отважные и умелые? - Да! Мы верные друзья птиц ?

Игровое упражнение "Что мы знаем о птицах" :

                                1упр. "Зимующие - перелётные"

(на экране появляются два символа: снежинка (зимующие) и перо перелётные))

- Ребята, посмотрите нам сорока дала подсказку, и просит, чтобы мы с вами расселили птиц на два дерева, на правое дерево усадили - перелётных птиц, на левое - зимующих . - Молодцы, ребята, с одним заданием мы с вами с правились, и помогли птицам разобраться какие они.

- Давайте посмотрим с вами, что же нам надо делать дальше.

                                  2упр. "Чем похожи, чем отличаются?"

- Посмотрите, нам необходимо помочь птицам разобраться чем  они похожи, чем отличаются. Для этого нам с вами необходимо выложить схемы. Первая схема чем похожи ( клюв, лапы, тело покрыто перьями , летают). Вторая схема чем отличаются ( размер, цвет, питание).

Воспитатель: Дети, а как вы думаете зачем птицам клюв? ( добывать пищу, доставать личинки из под коры деревьев, ловить мошек, добывать семена из шишек, чистить перышки). А зачем им нужны лапки? ( ходить, цепляться за ветки деревьев чтобы сидеть, откапывать корм из земли, отталкиваться при взлёте).Зачем нужны крылья? (летать). Зачем нужны перья? ( они защищают тело птиц от намокания, перегревания, охлаждения).

- Молодцы, и с этим заданием мы справились. Нам сорока прислала новое задание.

                                               3 упр. "Чем питаются?"

(на экране появляется кормушка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите да это же кормушка. Давайте мы с вами соберём в кормушку корм, которым питаются птицы. Посмотрите внимательно мы всё с вами собрали полезное для птиц и сложили в кормушку?

Кажется и с этой непростой задачей мы с вами то же справились.

- Какую пользу приносят птицы? ( они уничтожают вредных насекомых комаров и мух, гусениц, лечат деревья, красиво поют, разносят семена растений).

Кажется нам сорока прислала ещё одну подсказку. Посмотрите и подумайте о чём она нас просит.

( на экране появляется символ - гнездо)

                                          4упр."Кто где живёт?"

Правильно она просит нас расселить птиц по домам( детям раздаются карточки с домиками и птицами). Дети раскладывают дома и расселяют в них птиц ( на столе).

Воспитатель: Какие птицы живут в гнезде? ( аист, воробей, ласточка, грач).  Из чего воробей делает себе гнездо ( из сухих травинок и пёрышек). Из чего ласточка делает себе гнездо (из грязи). А аист и грач - ( из веток и устилают сухой травой и перьями).

Какие птицы живут в дупле? - ( дятел и вертишейка).

Какие птицы живут в скворечнике? - (скворцы. а иногда поселяются и воробьи).

А какие птицы живут на болоте? - ( цапля ,утки, гуси).

                                               5 упр."Сосчитай - ка"

(на экране появляется символы )

 Дети, сорока нам прислала новое задание, в котором просит нас помочь сосчитать птиц которые сидят на деревьях.

1. Четыре галчонка и двое грачат

    Сидят на дереве и громко кричат.

    А ну, посчитай - ка скорей -

    Сколько всего малышей.

2. Привела гусыня - мать

    Шесть детей на луг гулять.

    Все гусята как клубочки,

    Три сына, а сколько дочек?

3. Семь сорок пустились в путь

   Три решили отдохнуть

   Сколько их под облаками?

   Сосчитай те , дети, сами.

Физминутка " Лебеди"

Лебеди летят, крылышками машут

Прогнулись над водой, качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

(появляется следующая подсказка на экране)

                                    6 упр. "У кого какой птенец?" ( игра с мячом)

Воспитатель: Дети, нам сорока прислала следующую подсказку. Нам  необходимо помочь разобраться птицам у кого какой птенец.

У грача -  грачонок,

у чижа - чижонок,

у соловья - соловьёнок ,

у кукушки - кукушонок,

у ласточки - ластёнок,

у скворца - скворчонок,

у утки - утёнок,

У гусыни - гусёнок.

4)                                             7 упр.   "Мы любим птиц" 

Воспитатель: Дети, нам сорока прислала следующую подсказку. Она хочет у нас узнать за что мы с вами любим птиц ( ответы детей: Я люблю птиц за то , что они красивые; ... хорошо поют; ... они санитары леса; ... они уничтожают насекомых вредителей ( комаров, мух, гусениц).

5)                        Игровое упражнение "Нужно заботится о птицах" 

 Воспитатель: В следующей подсказке сорока хочет узнает какую заботу мы должны проявлять по отношению к птицам ( ответы детей: вешать зимой кормушки , не разрушать гнёзда, не разбивать яйца птиц, если птенец выпал из гнезда вернуть его на место, не пугать птиц, изготавливать кормушки и скворечники).

Ребята, а давайте и мы с вами изготовим для скворцов скворечники. Ведь на улице весна и скворцы уже скоро вернуться к нам из далёких стран в родные края.

Для этого нам понадобиться клейкий лист и цветные нитки. Но прежде чем мы с вами приступим к работе, давайте сделаем гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика "Скворечник":

Мы построили скворечник                                        ( кулак, ладошка)

Для весёлого скворца

Мы повесили скворечник                                          ( ритмично сжимают и              

Возле самого крыльца                                                   разжимают кулачки)

Всё семейство вчетвером

Проживают в доме том                                              (хлопают в ладоши)      

Мать, отец и скворушки                                            ( загибают пальчики)

Чёрные головушки                                                     ( машут крылышками)

Вот теперь мы можем приступить к нашей работе ( звучит фонограмма птиц по возрасту).

Вот мы все поручения птиц и выполнили, они могут вернуться домой. И нам тоже пора возвращаться назад в детский сад ( возвращаемся по дороге здоровья).

Вот мы и снова вернулись в наш родной детский сад.

Воспитатель: Ребята, у кого мы сегодня с вами побывали в гостях? Что нового мы с вами узнали? Почему мы должны заботиться о птицах? Чем мы с вами им можем помочь?

Рефлексия:

Дети, посмотрите на это волшебное дерево, на нём висят задания с которыми мы с вами сегодня справились. Возьмите в руки птичек , жёлтого и синего цвета .

Если при выполнении заданий вы испытывали затруднения, то возьмите птичку синего цвета и приклейте её на картинку с  заданием которое вызвало затруднение,  а с тем заданием с которым  вы справились легко - птичку жёлтого цвета. Давайте с вами посмотрите внимательно на задания и выясним  какое задание у вас вызвало затруднение.

Спасибо вам, ребята, вы молодцы. Без вас я никогда бы не справилась с такими трудными заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...

Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...

Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...

Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...

Расскажите – ка о птичках: о больших и невеличках

ЦЕЛЬ: Активизировать знания детей о птицах.ЗАДАЧИ:Образовательные :Расширение представлений детей о птицах, их внешнем виде, образе жизни, среде обитания.Совершенствовать умения детей передавать...

Конспект интегрированного занятия "Расскажите-ка о птичках, о больших и невеличках.

Занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, и включающее в себя изодеятельность. Занятие фронтальное. Проводилось логопедом совместно с воспитателем....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе: "Расскажите- ка о птичках..."

Закрепить название некоторых диких птиц. Учить классифицировать по месту их обитания. Подвести детей к пониманию того, что от внешнего вида птиц зависит их образ жизни....