Самообразование "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи".
материал (подготовительная группа) на тему
Формирование звуковой культуры через малые фольклорные жанры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема по самообразованию воспитателя МДОУ №4 «Калинка» Федотовой Татьяны Григорьевны на 2014-2015год.
Тема: «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи».
Актуальность.
Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что легко заучивает и по несколько раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.
Цель.
Формирование звуковой культуры речи через малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры включают произносительные качества, характеризирующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого сообщения. Речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Задача.
Продолжать развивать речь детей, используя малые фольклорные жанры (потешки, приговорки, игровые припевы и приговоры, считалки, скороговорки). А также познакомить детей с пестушками и песенными прибаутками. Продолжать работу со скороговорками, так как они чётко учат, быстро и правильно говорить, становится источником веселья. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать память, восприятие, внимание детей. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма представления сроков |
1 | Постановка проблемы | Сентябрь 2014 | Собеседование со старшим воспитателем |
2 | Подбор и изучение литературы по данной проблеме. Знакомство с пословицами о труде и семье. | Октябрь2014 | Наполнение материала. Составление плана. |
3 | Подбор детских книг ( иллюстрированных) с потешками, скороговорками, считалками, закличками и загадками. | В течение года. | |
4 | Совместная работа родителей с детьми ( создать книжки- малышки о загадках, альбомы с потешками и скороговорками). Разучивание считалок. | В течение года. | Журнал для родителей «Учимся играя» от 6 до 7 лет. |
5 | Разработать цикл тематических вечеров (хоровые игры с использованием песенных прибауток, потешек). Подбор речевого материала по дыхательной и артикуляционной гимнастике. Игр и упражнений по теме. Комплекс утренних упражнений. | В течение года. | |
6 | Разгадывание логических загадок. | Апрель2015 | Проведение конкурса . |
7. | Диагностика детей по развитию речи. | Май 2015 | Результаты диагностики. |
Используемая литература.
1.Новицкая М.Ю.Народная детская поэзия. - М.:1999г.
2.ПомеранцеваЭ.В.Детям на потеху. Русские народные песни, загадки, пословицы. - М.:1987г.
3.Журнал «Логопед» №5 2008г.
4.Агеева И.Д.500 стишков для зарядки язычков. - М.:2011г.
5.Мазнин И.Д.500 скороговорок, пословиц, поговорок. М.:2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР
Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи
Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики...
Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."
Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Лингвистическое воспитание должно начинаться в пе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...
Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
Формирование звуковой культуры речи...