Самообразование "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи".
материал (подготовительная группа) на тему

Федотова Татьяна Григорьевна

Формирование звуковой культуры через малые фольклорные жанры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию воспитателя МДОУ №4 «Калинка» Федотовой  Татьяны Григорьевны на 2014-2015год.                                              

  Тема: «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи».

     

                            Актуальность.

      Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что легко заучивает и по несколько раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям.

 

                                             Цель.

 

        Формирование звуковой культуры речи через малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры включают произносительные качества, характеризирующие  звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности,  а также элементы культуры речевого сообщения. Речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

                                       Задача.

       Продолжать развивать речь детей, используя малые фольклорные жанры (потешки,  приговорки, игровые припевы и приговоры, считалки, скороговорки). А также познакомить детей с пестушками и песенными прибаутками. Продолжать работу со скороговорками, так как они чётко учат, быстро и правильно говорить, становится источником веселья. Расширять их словарный запас, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать память, восприятие, внимание детей. Развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение.

 

Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления сроков

1

Постановка проблемы

Сентябрь 2014

Собеседование со старшим воспитателем

2

Подбор и изучение литературы по данной проблеме. Знакомство с пословицами о труде и семье.

Октябрь2014

Наполнение материала. Составление плана.

3

Подбор детских книг ( иллюстрированных) с потешками, скороговорками, считалками, закличками и загадками.

В течение года.

4

Совместная работа родителей с детьми ( создать книжки- малышки о загадках, альбомы  с потешками  и скороговорками). Разучивание считалок.

В течение года.

Журнал для родителей «Учимся играя» от 6 до 7 лет.

5

Разработать цикл тематических вечеров (хоровые игры с использованием песенных прибауток, потешек). Подбор речевого материала по дыхательной и артикуляционной гимнастике. Игр и упражнений по теме. Комплекс утренних упражнений.

В течение года.

6

Разгадывание логических загадок.

Апрель2015

Проведение конкурса .

7.

Диагностика детей по развитию речи.

Май 2015

Результаты диагностики.

               

                            Используемая литература.

1.Новицкая М.Ю.Народная детская поэзия. - М.:1999г.

2.ПомеранцеваЭ.В.Детям на потеху. Русские народные песни, загадки, пословицы. - М.:1987г.

3.Журнал «Логопед» №5 2008г.

4.Агеева И.Д.500 стишков для зарядки язычков. - М.:2011г.

5.Мазнин И.Д.500 скороговорок, пословиц, поговорок. М.:2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи

Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики...

Консультация для педагогов на тему: "Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи."

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.     Лингвистическое воспитание должно начинаться в пе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...