Развитие эстетического восприятия дошкольников в приобщении к изобразительному искусству
методическая разработка по теме
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение для районного методического объединения на тему:
«Развитие эстетического восприятия дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству»
Подготовила воспитатель
МБДОУ «Лямбирский детский сад №2
«Родничок»
Пялькина Е.Г.
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Приобщение человека к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте и проходит, как считали Л.С. Выготский и А.В. Запорожец, в своем развитии определенный путь. По мнению А.В. Запорожца, эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, — умение, которое может возникнуть только на определенном этапе развития ребенка. И действительно, восприятие произведения искусства у детей проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, когда накоплены впечатления, появляются некий жизненный опыт, способность наблюдать, анализировать, классифицировать, сравнивать, ребенок может оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и ее изображением.
Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.
Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека. Вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов, замечать красивое в окружающем мире. Необходимо подводить детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы друг от друга. Осуществлять этот процесс необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания.
Человек может остаться равнодушным к искусству, если с детства его не приобщали к прекрасному.
Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного возраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства, в том числе живописи. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок целое.
Одним из более мощных средств эстетического воспитания является искусство. В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства, которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.
Яркие зрительные образы живописных произведений эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему. Рассматривая произведения живописи, отвечая на вопросы педагога, составляя рассказы по картинам, высказывая свое отношение к изображенному на них, дети учатся не только понимать, чувствовать «дух» искусства, но и говорить связно, излагать свои мысли в логической последовательности, обогащать свою речь выразительными средствами (сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.).
Работа по ознакомлению детей с живописью строится в строго определенной последовательности: сначала они учатся рассматривать произведения живописи, понимать их содержание, выделять главное, видеть выразительные средства создания образа, строить предложения описательного характера, использовать в речи сравнения, эпитеты, рассуждать, высказывать оценочные суждения. На втором этапе составляют связные рассказы по картинам, при этом используются такие методические приемы, как вопросы, упражнения на подбор образных средств языка, задание придумать свое название картине и объяснить его, пофантазировать и представить, какие события могут последовать за изображенными художником.
На занятиях мы используем музыкальные фрагменты и литературные произведения (или отрывки из них), по содержанию и настроению соответствующие живописному произведению. Детские рисунки и рассказы по картинам оформляются в виде альбомов или устраиваются выставки детских работ. Мы практикуем заочные экскурсии по картинным галереям. Дети с интересом рассматривают картины великих художников, слушают рассказы об их жизни и творчестве. Больше всего детей привлекают яркие художественные произведения. Натюрморт и особенно пейзажная живопись вызывают интерес к изображению предметов, явлений природы, колориту. Пейзажная живопись близка детям благодаря наблюдениям в природе, оказывает эмоциональное, эстетическое воздействие.
Дети с удовольствием слушают сказки об искусстве. Выдумка здесь тесно переплетается с реальной историей и помогает ребенку легко запомнить необходимые термины, важные факты, а главное — сами картины знаменитых русских мастеров. В каждой из сказок создается правдивый человеческий образ художника. Это дает детям возможность почувствовать и подышать неповторимым воздухом произведений художников.
Восприятию картин предшествуют наблюдения в природе. Окружающая действительность помогает понять неповторимую красоту, созданную художником, открывает колористические возможности. И тогда, работая над рисунком, ребенок сможет найти золотистую гамму, характеризующую осень, холодные цвета зимы, нежно-голубые, светло-зеленые оттенки весны. Повторные наблюдения, художественное слово, музыка не только накапливают впечатления, но и воспитывают культуру образного видения, способствуют формированию художественного образа в рисунках.
Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.
Условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству
Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...
Развитие эстетического восприятия дошкольников
Развитие эстетического восприятия дошкольников...
Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.
Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....
«Развитие эстетического восприятия дошкольников посредством декоративного рисования».
Обобщение опыта работы...
Консультация для воспитателей «Развитие эстетического восприятия дошкольников в процессе приобщения к изобразительному искусству»
Консультация для воспитателей...
Особенности развития эстетического восприятия дошкольников средствами изделий народного промысла
В статье представлены особенности развития эстетического восприятия средствами народных промыслов - росписи....