Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»
проект на тему

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2012 дошкольное подразделение

Проект

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

Мащенко  Ольга Владимировна

Москва, 2013г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………….3
  2. Информационная карта  проекта…………………………………………...8
  3. Паспорт проекта……………………………………………………………17
  4. Реализация проекта………………………………………………………...23
  5. Литература …………………………………………………………………32
  6. Приложение………………………………………………………………...34

Введение

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.).

Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?

Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.

Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.

Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.

Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.

Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.

Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.

Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.

На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
  • Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
  • Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.

Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:

  • Познавательные беседы

  • Дидактические игры

  • Проведение наблюдений за объектами природы

  • Подвижные игры

  • Проведение праздников

  • Организация экскурсий по экологической тропе

  • Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг

  • Чтение произведений о животных и растениях

  • Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.

  • Составление сказок

  • Оформление материалов проекта

Информационная карта проекта

Структуризация проекта

Название проекта

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Автор проекта

Мащенко Ольга Владимировна

Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992, в редакции от 13.01.96)
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751)
  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N7-ФЗ
  • Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996)
  • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002)
  • Всемирный доклад по мониторингу «Программа ЮНЕСКО «Образование для всех». Изд. ЮНЕСКО, 2007.
  • Экологический кодекс Москвы от 16.06.2004
  • Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»
  • Конвенция о Правах ребёнка
  • Закон «О развитии образования в городе Москве» (от 20 июля 2001г.)
  • Постановление Правительства «О Городской целевой программе развития образования («Столичное образование на 2012-2016 г.г.»)
  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ  от 17.11.2008 г. № 1662-р)
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ      от  12.09.2008г. № 666)
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  • СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г.

№ 91)

  • Концепция дошкольного образования
  • Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
  • Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Приказ МО и науки РФ от 20.07.2011г. №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  • Письмо Минобразования РФ от 02.06.98 №89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»
  • Методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ»

Методическое письмо МО РФ от 07.01. 99г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного воспитания»

Ценностно-целевые установки проекта

Приоритетные направления государственной политики РФ

  • Сохранение окружающей среды, сохранение уникальной природы России и города Москвы как основы духовно-нравственного становления личности гражданина России, гражданина мира.
  • Развитие умений и навыков в акмеологической подготовке взаимодействия студентов, продуктивного взаимодействия с детьми в области экологического и ноксологического образования, воспитания экологической безопасности.
  • Формирование и развитие экологического сознания и поведения студентов.
  • Воспитание потребности личности бережного отношения к природе, желания охранять её в системе мегаполиса и всей страны.

Исходные концептуальные положения проекта

Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных студентов, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования.

Применяемые технологии

  • Технология критического осмысления
  • Технология взаимного обучения
  • Технология проектного обучения
  • Проблемно-модульное обучение
  • Диалог культур
  • Культурные практики
  • Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ)
  • Технологии личностно-ориентированного обучения (проблемно-ориентированное)
  • Интегрированные технологии
  • Технология портфолио
  • Технология модерации (коучинг)

Формы работы

  • Межпредметные
  •    Интегративные
  •    Коммуникативные
  •    Активные
  •    Дискуссионные
  •    Использование ИКТ

Доминирующая деятельность

  •    Внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов
  •    Информационная
  •    Исследовательская
  •    Проектно-исследовательская
  •   Практико-ориентированная

Предметно-содержательная область

  • Межпредметная
  • Надпредметная

Форма организации

  • Групповая

Учебно-методическое оснащение

  • Научная литература
  • Методическая литература
  • Нормативно-правовые документы
  • Энциклопедии  

Информационное оснащение

  •   Печатные источники
  •   Интернет-ресурсы

Компоненты содержания

Проекта

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Аксиологический - предусматривает формирование  навыков  экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья   человека  от  состояния   окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования.

Когнитивный - предусматривает получение студентами знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума.

Деятельностно-творческий - предполагает включение студентов в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности.

Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Ключевые слова проекта

Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности.

Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций.

Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи.

Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности.

Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней.

Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества.

Экологизация сознания – этопроцессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды.

Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы.

Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно

значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера.

Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа.

Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности.

Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций.

Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона.

ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности.

Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Деятельностный подход -

  • Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребёнка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребёнка, но и его самого как личность.
  • Предполагает  открытие перед ребёнком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности

Паспорт Проекта

Название Проекта

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении

Обоснование актуальности Проекта

Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.).

Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.

На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.

В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры.

Методологический базис Проекта

Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста?

Цель Проекта: создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.

Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности  будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • будет создана экологизированная предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения;
  • экологическое образование будет более значимым в связи с внедрением новой деятельностной парадигмы дошкольного образования;
  • будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей;
  • будут применяться разнообразные виды детской деятельности интегрированного характера.

В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:

  • изучить проектный метод в системе экологического образования дошкольников;
  • разработать проект и апробировать в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  • сделать выводы по результатам реализации проекта;
  •  формировать у дошкольников элементарные представления об объектах природы, их взаимосвязях;
  • изучать взаимодействие живых организмов с окружающим миром, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений и бесед;
  • исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения живых организмов;
  • развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • отражать знания, полученные опытным путём, в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой);
  • изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин).

Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • в обосновании возможности и необходимости экологического образования дошкольников, где в качестве основополагающего положения выступают особенности ФГТ;
  • в уточнении структуры и содержания основных компонентов экологической культуры дошкольников в условиях ДОУ;
  • в разработке инновационной модели эколого-развивающей предметной среды ДОУ на модульно-компетентностной основе;
  • в определении критериев сформированности экологической культуры детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность.

Участники

Воспитатель, дети, родители

Срок реализации

Весенне-летний период

(март-апрель-май-июнь)

Функции проекта

Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания.

Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего).

Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира.

Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.

Рейтинговая – показывает диапазон способностей и компетенций детей дошкольного возраста.

Интеграция познавательных областей

Познание, коммуникация, чтение художественной  литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура.

Предполагаемые результаты

  • повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
  • у детей сформирован  устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
  • формирование  у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
  • дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.


Реализация проекта

Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки:

Цветник

Кустарники

Деревья

Птицы

Луг

Перспективный план по маршруту экологической тропы

(разработан для старшей и подготовительной группы.)

Название цикла

Цель

Объекты наблюдения

«Цветник»

- уточнить представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Многолетние и однолетние

цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, календула.

«Кустарники»

«Деревья»

-закрепить название деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки;

-учить детей различать деревья и кустарники по внешним признакам;

-систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;

-воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.

Сирень;

шиповник;

берёза;

ель;

клён;

рябина.

«Птицы»

-углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни;

-сформировать представления о роли птиц в жизни леса;

-воспитывать бережное отношение к птицам.

Птицы:

голуби,

воробьи,

вороны,

сороки.

Домики для птиц, гнёзда птиц на деревьях.

«Луг»

-побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить их название, учить находить различия у растений в особенностях стебля, цветков, листьев;

-дать представления о насекомых, их образе жизни, сходстве и отличительных особенностях;

- воспитывать чувство бережного отношения к  природному сообществу луга.

Цветы:

мать-и-мачеха, одуванчик,

ромашка,

клевер.

Травы,

насекомые.

1 этап. Подготовительный

Задачами реализации проекта на первом этапе являются:

  • вхождение в проблему,
  • вживание в игровую ситуацию,
  • принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

Последний пункт очень важен, поскольку одной из важнейших задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересующие их проблемы.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме «Экологическая тропа»

Определение актуальных знаний детей о растениях, животных в окружающем мире

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

2 этап. Содержательный

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Познавательная беседа «Весна пришла»

Уточнение и расширение знаний детей о признаках весны

1 неделя марта

Наблюдение за первоцветами в цветнике

Дать представления о первоцветах, учить определять их по описанию

2 неделя марта

Д/и «Угадай по описанию», «Чей цветок?» «Парочки»

Закрепление знаний о первоцветах, обогащение словаря

3 неделя марта

Грамзапись П.И.Чайковского «Вальс цветов»

Учить восприятию красоты природы с помощью музыкальных произведений

4 неделя марта

Оригами «Цветочная поляна» (коллективная работа)

Обучение детей передавать  характерные особенности цветов, используя технику оригами.

Развитие воображения

1 неделя апреля

Наблюдение за почками на деревьях и кустах, беседа о том, что происходит с растениями весной

Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о деревьях и кустарниках

 2 неделя апреля

Д/и «К названному дереву беги», «Угадай по описанию», «С какого дерева листок»

3 неделя апреля

Составление сказки «О дереве»

Развитие связной речи, активизация  словаря и словаря признаков

4 неделя апреля

Рисование «Моё любимое дерево в разные времена года»

Обучение детей передавать образ дерева в разные времена года. Развитие образных представлений

1 неделя мая

Проведение выставки с привлечением родителей «Чудо дерево»

Ознакомление родителей с работой проводимой в рамках проекта  «Экологическая тропа»

2 неделя мая

«Праздник русской берёзки»

Расширение знаний детей о своей родине, её символах, красоте родного края.

3 неделя мая

Аппликация «Деревья и кустарники на нашем участке»

Обучение детей создавать изображения деревьев и кустарников с помощью аппликации, передавая особенности их внешнего вида

4 неделя мая

Наблюдение за птицами на территории д/c.

Беседа «Какую пользу приносят птицы»

Расширение представлений детей о птицах, их образе жизни, отличительных особенностях внешнего вида, о пользе, которую они приносят

1 неделя марта

Д/и «Кто как кричит», «Кто, чем питается?», «Угадай по оперению»

Закрепление и систематизация знаний детей о птицах.

2 неделя марта

Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков «Наши пернатые друзья»

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Обучение применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.

3 неделя марта

Выставка книг по теме «Птицы» с иллюстрациями

М. Пришвин,

Н. Сладков

Формирование интереса к книге. Объяснение, как важны в книге рисунки; показ, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации

4 неделя марта

Беседа  «Как зимуют птицы»

Формирование представление о том, чем питаются зимующие птицы, что нужно помогать им и подкармливать в зимнее время года

1 неделя апреля

Чтение рассказа

В. Бианки «Лесные домишки»

Ознакомление детей с особенностями родной природы, её обитателями, формирование целостной картины мира, в том числе умения ценить и беречь красоту родной земли

2 неделя апреля

П/и «Перелёт птиц», «Кот и воробышки»

Развитие способности к имитации движений, координации движений

3 неделя апреля

Наблюдение за растениями на лугу.

Беседа о том, чем отличаются садовые и луговые растения.

Закрепление названий луговых и садовых растений.

Развитие словарного запаса детей, связной речи. Обучение детей умению различать растения по характерным признакам внешнего вида. Обучение видеть красоту и разнообразие окружающей природы

1 неделя мая

Рисование «Одуванчики в траве», «Клевер»

Продолжение обучению в процессе рисования передавать характерные особенности внешнего вида луговых цветов

2 неделя мая

Наблюдение за насекомыми.

Беседа о пользе и вреде, которые они приносят.

Обучение называть насекомых, распознавать их по отличительным особенностям, выделять характерные признаки.

3 неделя мая

Чтение В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Ознакомление со средой обитания и пользе муравьёв. Воспитание доброжелательного отношения к живым существам.

Разъяснение, почему нельзя разорять муравейники.

4 неделя мая

Создание альбома для рассматривания «Растения и насекомые луга»

Обобщение представлений детей об особенностях луга, как экосистемы.

1 неделя июня

Д/и «Кто где живёт», «Угадай по описанию»,

«Летает, не летает»

Закрепление знаний о насекомых, среде их обитания, характерных особенностях

1 неделя июня

Лепка «Стрекоза и муравей»,

«Гусеница на листке», «Улитка»,

«Божья коровка»

Закрепление умения лепить насекомых, передавать особенности их внешнего вида. Обучение объединять работы в композицию

2 неделя июня

Продуктивная деятельность:

«Нарисуй муравейник»,

«Построй сам муравейник»

Развитие творческих способностей, познавательного интереса по теме: «Насекомые»

3 неделя июня

3 этап. Итоговый

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Путешествие по экологической тропе (итоговое)

Обобщение  знаний по проекту «Экологическая тропа. Формирование устойчивого интереса к живой природе.

1 неделя июня

Выставка детских рисунков

Представление результатов совместного творчества детей и родителей.

2 неделя июня

Оформление фотогазеты

Способствование желанию рассказывать об объектах наблюдения живой и неживой природы, выражать свои эмоции.

3 неделя июня

Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе со старшими дошкольниками.

Анализ результативности поставленных задач

4 неделя июня

Литература

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  2. Методические рекомендации МИОО и МГППУ к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
  3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №5
  4. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №7
  5. Скоролупова О., Федина Н. Организация деятельности взрослых и детей оп реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. №8
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  7. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  8. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  10. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  11. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 5-6 лет. - М.: Просвещение, 2009.
  12. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982.
  13. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  14. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей  группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  15. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей  группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  16. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  17. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Просвещение, 1981.
  18. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А.Азбука общения (Основы коммуникации): Программа развития личности ребёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб.: ЛОИУУ, 1996.
  19. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая  группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2000.
  20. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. - М.: Баласс, 2001.

                             Приложение к проекту «Экологическая тропа»

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников (статья для публикации в журнале ДОУ 2498)

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты), возраст детей, формы работы с ними, Н.А. Рыжова предлагает использовать в дошкольном образовании термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

  • на территории дошкольного учреждения;
  • в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.);
  • в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса), клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков), небольшие водоёмы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоёмов за пределами территории детского сада.

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

  • детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
  • составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребёнка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;
  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;
  • фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);
  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.). Можно предварительно устроить конкурс среди детей и родителей: кто предложит на роль «хозяина тропы» наиболее интересный персонаж. Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок Боровичок закрепляется на дереве. (Концы полос прикладываются к стволу и соединяются, например, с помощью скрепки или липкой бумаги.) В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у её начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зелёный, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, можно сделать лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можно брать таблички тех объектов, которые будут посещаться сегодня с детьми.

Паспорт экологической тропинки

Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). В приложении приводится ряд примеров таких описаний, составленных для некоторых деревьев экологической тропинки. (См. Приложение)

Экологическая тропинка на территории детского сада

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, надо помнить о том, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причём без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки можно  включать те объекты, которые уже есть на территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

Эффективнее всего организовывать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении «Экологического паспорта дошкольного учреждения». Анализируя картосхему и видовой состав растений, животных, наличие интересных объектов, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты.

В качестве видовых точек прежде всего можно выбрать деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если на территории рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнём (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затенённом месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, можно оставить на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нём удобно размещать кормушки.

Если участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных для данной местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания.

Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, необходимо обследовать территорию двора, отметив затенённые и открытые участки, влажные и сухие. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные — на открытых участках, лесные — на затенённых). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, виды хохлаток, ветрениц (анемон), медуницу, сныть обыкновенную, осоку волосистую, пролеску сибирскую; возле ели — кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи; возле сосны (на песчаных почвах) — бруснику, кошачью лапку, толокнянку, тмин песчаный (бессмертник), молодило.

При возможности необходимо создать небольшой водоём с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц. Традиционно дошкольные учреждения выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности можно создать условия для выращивания растений, подлежащих охране в данной местности и на территории страны. Тем самым как бы оформляется «Живая Красная книга». В состав растений тропы могут войти растения-часы и растения-барометры (клумба «цветочные часы», «цветочные барометры»).

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, которая не мешает выращивать другие растения, не нужно её уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видовых точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно, что на площадке сада будет обнаружен незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей, холмики земли, вырытой кротами, гнёзда ворон или других птиц.

В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте прикрепляется флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещается и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон. Обычно они раскрашены в полоску, как шапочка Буратино. Невдалеке от флюгера располагается большой деревянный столб с кормушками для птиц. В состав такой площадки можно включить и солнечные часы. Для измерения осадков на метеоплощадке можно размещать дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев). В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.

Экологическая тропинка в естественных условиях

Принцип организации тропинки в лесопарке, в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоёмы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.

В экологические тропинки в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнёздами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, родники, овраги, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой можно показать ребятам места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки), животных. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Желательно найти и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, уборка мусора. Для примера ниже приводится краткое описание экологической тропинки детского сада расположенного на окраине города. Тропинка начинается рядом с детским садом и проходит через примыкающий к территории учреждения лесопарк.

Точка 1. «Берёзовая роща»

Объекты для наблюдений: берёзы разного возраста и разной толщины со светлой и более тёмной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев; пень со мхом; маленькие дубки и рябинки; кустарники — лещина (рядом с ней — молодые дубки с красноватыми листочками), крушина, бересклет. Травянистые растения: золотая розга, чина весенняя, осока волосистая, сныть обыкновенная, костяника, земляника, звездчатка, гравилат городской, герань лесная, одуванчик, копытень европейский, манжетка, лютики, ландыш майский.

Точка 2. «Овражек»

Объекты для наблюдений — промоина и долина ручья, в которой весной хорошо видны песчаные наносы. Кустарники: бересклет, крушина, лещина; травянистые растения: те же, что и на точке 1. Грибы на стволе берёзы. В мае — много чешуек от липовых почек.

Точка 3. «Полянка»

Объекты для наблюдений: полянка — открытое, освещённое место, окружённое деревьями, рядом с дорогой. Травянистые растения: земляника, папоротник, злаки, лютик кашубский, ожика волосистая. Мхи на корнях берёзы и на почве; под деревьями — мухоморы. На поляне лежит бревно, кора которого отслаивается. Примеры влияния человека: ободранная кора на деревьях, мусор. Место отдыха людей — лежат бревна, используемые как лавочка. На дороге — плотно утрамбованная почва. В мае здесь стоит вода, цветёт осока волосистая, видны её темно-зелёные и светло-зелёные побеги, лютик кашубский (с круглым листом у основания стебля). Много крапивы. Кротовины.

Точка 4. «Большие берёзы»

Объекты для наблюдений: большие берёзы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Рядом дуб — сравнение двух деревьев по коре, листьям и т.п. Можно наглядно показать некоторые жизненные формы и систематические группы растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, водоросли, грибы.

Точка 5. «Липовая аллея»

Объекты для наблюдений: Липовая аллея — липы и берёзы (например, сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты крон разных видов). Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае на липах прямо из ствола растут маленькие веточки — проснулись спящие почки.

Точка 6. «Пустырь»

Объекты для наблюдений: пустырь возле лесопарка и школы. Через него проходит дорога. Много сорных видов и других растений, приспособившихся к вытаптыванию (очень низкие, стелятся по земле). На дороге — типичные виды — подорожник, лапчатка гусиная, очень мелкий клевер ползучий, низкорослые одуванчики. На пустыре — злаки, полынь, пижма, осот, василёк, мать-и-мачеха (в мае — отцвела), щавель конский, тысячелистник. Ближе к точке «Болотце» — малинник, где весной видны старые прошлогодние и молодые побеги этого растения.

Точка 7. «Сосны»

Объекты для наблюдений: участок соснового леса с лиственницей, яблоней; сосны (кора, смола, хвоя), лиственница (мощные корни, выходящие на поверхность, опадающая хвоя). Кострище. Гнездо на сосне. Яблонька у сосны. В мае распустилась лиственница.

Точка 8. «Болотце»

Объекты для наблюдений: «болотце» — переувлажнённое место с растениями, которые любят влагу (ситняк большой, подмаренник цепкий — интересное, цепляющееся за стебли своих соседей, растение, канареечник, зверобой продырявленный, лапчатка, или калган). Рядом растёт кустарник неклён, семена которого распространяются ветром.

Точка 9. «Озерцо»

Объекты для наблюдений: вода, водомерки на поверхности воды, другие мелкие насекомые, ряска (размножается, образуя по краю листочка новые мелкие листочки). Вокруг — ивы, березы, осины (у них дрожат листья даже при слабом ветерке). Весной — пение соловья.

Точка 10. «Ёлочки»

Объекты для наблюдений: группа молодых ёлочек на полянке, разного возраста и высоты, есть срубленные. Среди елей растут молодые тополя (длинные побеги без ветвей, растут в тени, тянутся к свету, крупные листья — хорошо видно влияние ограниченного количества света). Есть также молодые осинки, дубы (высотой до 3 метров). Травянистые растения: мышиный горошек (пример вьющегося растения), манжетка, зверобой продырявленный, буквица лекарственная. На земле — мох. Недалеко от группы елей — большая яблоня.

Точка 11. «Дуб»

Объекты для наблюдений: большой красивый дуб (листья опадают и распускаются позже, чем у других деревьев), рядом — осины.

Экологическая тропинка в здании детского сада

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому Н.А. Рыжова рекомендует создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на своё ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

Организация работы с детьми

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и от целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если прогулка ознакомительная, можно посетить разные точки, если же преследуется конкретная цель (например, при помощи луп исследовать пень), то можно ограничиться только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры,
театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с ребятами занимается эколог или воспитатель, свои впечатления об увиденном они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.
Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребёнка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Подводя итог вышесказанному, ещё раз необходимо обратить внимание на то, что грамотная с точки зрения экологии организация ландшафта вокруг и внутри ДОУ обеспечит проявление у каждого ребёнка интереса и потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Литература

1. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..  «От рождения до школы» под редакцией– М.: Мозаика - Синтез, 2010г. – 304с.

  1. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2009. - 256 с.
  2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2007. - 336 с.
  3. Рыжова Н.А. «Экологический паспорт дошкольного учреждения» ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 2, с. 30.
  4. Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево» // Дошкольное воспитание. - 2002. - N 3. - с. 38-47.
  5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая тропа ГБОУ СОШ № 2012 1.Цветник 2.Кустарники 4.Птицы 5.Луг 3. Деревья

Слайд 2

Точка 1. «ЦВЕТНИК» Цветник — это ограниченная территория или участок, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения парков, садов, а также для улучшения вида торца входа в здание. Объекты для наблюдений: тюльпаны, нарциссы, ирисы, календула. Нарцисс : Род нарцисс включает 40 видов, относящихся к семейству амариллисовых. Эти виды произрастают на лесистых и каменистых склонах гор Южной Европы, Средиземноморья и Кавказа. В культуре используется 25 видов и множество гибридных форм, объединенных в вид под названием нарцисс гибридный. Нарциссы имеют крупные белые, желтые или двухцветные ароматные прямые или поникающие цветки, расположенные по одному или по нескольку в виде зонтиковой кисти на цветоносах длиной 25—35 см. В кисти может быть от 2 до 8 цветков. Цветоносы безлистные, круглые или приплюснутые с двух сторон . Есть у весеннего цветка Приметы, чтоб не ошибиться: Листик — как у чеснока, А корона — как у принца! Ответ: Нарцисс . Помню, в нынешнем году Расцвели они в саду, Разоделись, как актрисы, В платья белые … Ответ: Нарциссы

Слайд 3

Тюльпан: Тюльпан – название рода многолетних травянистых луковичных растений. Род насчитывает около 140 видов. Тюльпан растение луковичное с немногочисленными (от 2 до 6) удлиненно-ланцетными листьями, гладкими или морщинистыми. Стебель высотой 6-60 см в зависимости от вида, заканчивается одним цветком. Окраска цветков разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как правило, в мае-июне . Замечательный цветок, Словно яркий огонек. Из луковки вырос, Пышный, важный, словно пан, Но в пищу негож. Нежный бархатный... На яркий стаканчик ( Тюльпан ) Цветок тот похож. (Тюльпан) Ирис: Многолетние травянистые корневищные растения. Имеют два типа побегов: вегетативные и генеративные. Цветок крупный, простой, из шести лепестковидных долей околоцветника. Три наружные доли несколько опущены вниз. Цветут ирисы с мая по июль. Цветки живут один — пять дней, в соцветии раскрываются сверху вниз, одновременно цветет 1-5 цветков. Я - травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. ( Ирис )

Слайд 4

У нас ни пальцев нет, ни рук - Лишь только лепестки вокруг. Мы необычно называемся, Но в маникюре не нуждаемся. (Ноготки) Точка 2: «Кустарники» Кустарники – это многолетние деревянистые растения, высота 0,8-6 м, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, продолжительность жизни 10-20 лет. Распространены широко по границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра).В лесах образуют подлесок Объекты для наблюдений: сирень, шиповник Сирень: Календула : Календула лекарственная (ноготки) – это однолетнее травянистое растение высотой до 50–60 см семейства сложноцветных ( Compositae ). Родина календулы (ноготков лекарственных) – Центральная и Южная Европа, Средняя Азия. В России растение культивируется как декоративное и лекарственное. С лечебными целями используются цветочные корзинки. Кустарник семейства масли новых высотой 2-7 м. Корневая система мощная. Листья темно-зеленые, при опадании не желтеют. Цветет в мае - июне. Цветки лилово-фиолетовые разных оттенков, иногда белые. Переносит загазованный и запыленный воздух. Плод - коробочка со светло-коричневыми семенами. Созревает в июле.

Слайд 5

Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется … ( Сирень) Шиповник: Шиповник - кустарник семейства розоцветных высотой до 2 м. Ветви тонкие, блестящие, красноватые, покрыты прямыми или изогнутыми (у цветущих веток) попарными шипами. Листья очередные, черешковые, сложные, с боковыми овальными листочками, мелкопильчатыми по краю. Цветет шиповник с середины мая до июня. Цветки крупные, одиночные, розовые . Плод ложный, шаровидный, сплюснуто-шаровидный или эллиптический, с многочисленными мелкими, угловатыми семенами, покрытыми многочисленными волосками. Созревает в августе — сентябре. Сидят на палочке, В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник) Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пройдет — того кольнет. (Шиповник) На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается ... (Сирень)

Слайд 6

Точка 3: «Деревья» Деревья - цветковые и голосеменные растения с многолетними одревесневающими стеблями и корнями; жизненная форма растений. В отличие от кустарников , почти все одноствольные деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу, в сомкнутом древостое ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные. Объекты для наблюдений : береза, ель, клен, рябина. Береза : Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели , листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани. Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан. Кудрява, а без волос (Береза) (Береза)

Слайд 7

Ель: Ель - одна из важных лесообразующих пород лесной зоны и горнолесного пояса Северного полушария. Нет никакого другого такого рода хвойных растений, который бы имел такую небольшую потребность в тепле и проник так далеко на Север, как ель. За полярным кругом ели образуют самые северные леса нашей Планеты. Все виды обитают в холодной зоне северного полушария. У большинства видов форма и строение хвои очень похожи и поэтому, часто трудноразличимы. Как правило, это крупные деревья с узкой, конусовидной кроной и прямым стволом, который равномерно утончается верху. Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. ( Ель) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (Ель) Рябина: Рябина обыкновенная (рябина красная) — это дерево или кустарник высотой 5—7 (15) м. Кора гладкая,серая или серовато-коричневая. Листья рябины сложные, с 9—17 продолговатыми листочками, остропильчатыми по краю. Соцветия с мелкими белыми душистыми цветками. Цветет дерево рябина в мае — июне. Плоды сочные ягоды, 5—10 мм в диаметре, красно-оранжевой окраски, горькие на вкус. Плоды рябины созревают в августе — сентябре и остаются на деревьях до глубокой зимы.

Слайд 8

В сенокос-горька , А в мороз-сладка . Что за ягодка? (Рябина) Клен: Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные . Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. В каждом плодике образуется одно плоское, округлое зерно, чечевидной формы, но более крупное. Лекарственным сырьем служат листья и плоды. Листья заготавливают в первой половине лета, подвяливают на солнце и сушат на чердаке или в сушилке. Плоды собирают зрелыми. Сушат в сушилке или в печи при температуре 50...60°С. Хранят в мешочках или закрытой деревянной таре 2 года. Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной. Если "К" сочтете лишним, Смысл получится другой. Стану белым и пушистым, Волокнистым, шелковистым, Полотенце, простыня могут выйти из меня. (Клён) Ягоды не сладость, Зато глазу радость И садам украшенье, А друзьям угощенье. (Рябина) Каждый год на нем с охотой Вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет На всего один полет. (Клён)

Слайд 9

Точка 4: «Птицы» Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются откладывая яйца. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири. Голуби: Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком. Сороки: У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием " ча , ча , ча ". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Вороны: Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.

Слайд 10

Воробьи: Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв . Стоит поярче засветить и пригревать солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Синицы: Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и 'галстуком', более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок 'галстук' доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми . Снегирь: В нешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные , у самок и молодых птиц — буровато-серые. Голос — мягкое протяжное “дню” или “ фью-фью ”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Местообитания. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.

Слайд 11

Небольшая пестрая птица Не боится зимой простудиться, Угощенье наше ей снится. Прилетает к нам часто ... (Синица) Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. Все стрекочет и вертится, Ей на месте не сидится, Длиннохвоста, белобока Вороватая ... (Сорока) Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый .. . (Голубь сизый) Буян-мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?.. (Ворона)

Слайд 12

Точка 5: «Луг» Луг - природное сообщество, на котором растут только многолетние травянистые растения. Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые. Одуванчик: Одуванчик — растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком — с июня. Есть один такой цветок, Золотой и молодой за неделю стал седой, не вплетешь его в венок. А денечка через два облысела голова, На него подуй слегка: Спрячу-ка в карманчик бывший …. Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик) (Одуванчик) Ромашка: Ромашка аптечная — это однолетнее травянистое растение, 15—30 см высотой. Корень стержневой, тонкий. Все растение имеет сильный аромат. Стебель травы прямостоячий, густоветвистый. Листья ромашки очередные, сидячие. Соцветия — корзинки. Краевые цветки ромашки язычковые белые, внутренние — трубчатые желтые. Листочки — обертки зеленые, по краям белопленчатые , тупые. Цветет растение ромашка с мая по сентябрь. Плоды — семянки без хохолка.

Слайд 13

На травинке солнца глаз Светит каждому из нас. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Ромашка) Клевер: Клевер луговой - двулетнее или многолетнее травянистое растение со сложными тройчатыми, эллиптической формы листьями и широкими треугольными прилистниками. На ночь листья складываются. Растет по пойменным и суходольным лугам, опушкам леса, на полянах, среди кустарников, является ценной кормовой сельскохозяйственной культурой В поле бескрайнем сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - белы реснички. (Ромашка) Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. (Клевер) Осока: Растения 10—30 см высотой, корневища очень короткие, ползучие. Листья 3—4 мм шириной, жестковатые, вполовину короче стебля. Колоски в числе 2—4, несколько расставленные; Пестичные колоски яйцевидные, 1—2 см длиной, густые, почти черные, на ножках 2—3 см длиной, поникающие. Лист острый, узкий, Тянется высоко, Растёт в болоте. (Осока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении"

Дошкольный возраст - это период формирования основ экологического сознания, сознательного отношения к природе с целью ее охраны и бережного использования природных ресурсов. "Экологическая тропа...

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 73 «Малыш»

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологическо...

«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнен...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ 49 «Радуга»

Содержание 1. Введение 2. Информационная карта проекта 3. План проекта 4. Реализация проекта 5. Литература Введение Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденц...

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении.

Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении...