Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»
проект на тему
Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa_mashchenko_gr.45.docx | 68.45 КБ |
prilozhenie_k_ekologicheskoy_trope.pptx | 958.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 2012 дошкольное подразделение
Проект
«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»
Выполнила:
Мащенко Ольга Владимировна
Москва, 2013г.
Содержание
- Введение…………………………………………………………………….3
- Информационная карта проекта…………………………………………...8
- Паспорт проекта……………………………………………………………17
- Реализация проекта………………………………………………………...23
- Литература …………………………………………………………………32
- Приложение………………………………………………………………...34
Введение
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в образовании подрастающего поколения (А.Г.Асмолов, С.Г.Вершловский, А.Г.Козлова, И.А.Колесникова, В.Г.Маралов и др.). Целью образовательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, природе, начиная с дошкольного возраста (Ш.А.Амонашвили, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, Б.Т.Лихачев, А.В.Петровский, В.А.Ситаров и др.).
Поиск эффективных путей и средств этого развития признаётся сегодня актуальной педагогической проблемой. Её решение связывается, в том числе, и с приобщением детей к экологической культуре - пласту культуры с большим нравственным, гуманистическим содержанием, ориентированным на сохранение и воспроизводство общечеловеческих ценностей отношения к природе (Э.В. Гирусов, А.А.Горелов, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина и др.). Присвоение в ходе экологического образования доступной части её содержания обогащает личность целым рядом гуманистических установок: осознанием ценности жизни, уважением природы как ценности, пониманием значимости бережного отношения к ней, и посредством этого способствует решению задачи преодоления экологического кризиса (С.В.Алексеев, Л.И.Пономарева и др.).
Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.).
Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности.
На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках.
В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает множество вопросов. Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельность? Как создать развивающую среду (экологическую комнату, лабораторию, живой уголок, мини-музеи, экологическую тропинку и т.п.); какие методики использовать в работе с детьми; для чего дошкольному учреждению нужен «Экологический паспорт»?
Введение Федеральных государственных требований требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа интеграции, как условия повышения качества дошкольного образования. Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих данный принцип, является метод проектов. Одним из способов реализации принципа интеграции является использование в работе с детьми в качестве развивающей среды экологической тропинки.
Экологическая тропа – это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты. На маршруте посетители получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и т. п.) информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм формирования экологической культуры и ответственного поведения людей в природе. С помощью таких троп углубляются и расширяются знания экскурсантов об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Наряду с привлекательностью, другим важнейшим свойством тропы является её информативность. Получаемую здесь информацию условно можно разделить на познавательную «просветительную» и предписывающую. Каждому виду информации соответствуют «свои» объекты на маршруте и свои знаки-символы (напоминающие дорожные знаки). Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Именно они подвергаются наибольшему воздействию со стороны человека.
Целый ряд объектов в зоне тропы можно создать своими руками, искусно вписав их в окружающий ландшафт. Можно создать в зоне маршрута серию ботанических площадок, высадив на них лекарственные, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. При этом информационные щиты, таблички с указателями, цифрами или символами, устанавливаемые через определённые расстояния и у особо интересных объектов, позволяют быстро получить соответствующую информацию и направить движение посетителей по заданному маршруту.
Экологические тропы, кроме образовательных экскурсий, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации мониторинговой и проектной деятельности, выполнения социально-экологических проектов, проведения экологических праздников, а также природоохранных акций, включая акции по уборке территории и уходу за посаженными растениями.
Используя эколого-просветительский потенциал учебной экотропы, можно сделать традиционными природоохранные акции: «Покорми птиц зимой», «Подари цветок детскому саду», «Я расту вместе с моим деревом» и др. Одним из направлений деятельности может стать организация экологического мониторинга, что способствует повышению интереса к природе у детей.
Основным контингентом посетителей являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители. Разноуровневая доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Средняя продолжительность экскурсионного маршрута 15-20 минут. Можно разработать несколько тематических экскурсий в зависимости от насыщенности тропы разнообразными объектами.
Экологическая тропа может использоваться во все сезоны года.
На основании сказанного, можно сделать вывод о том, что тема Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной.
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе.
Задачи: углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (растительном и животном мире, геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.
Ожидаемые результаты:
- Повышение роли природной окружающей среды в экологическом воспитании детей.
- Увеличение непосредственного участия детей в организации и проведении различных экологических мероприятий.
- Повышение уровня знаний у детей дошкольного возраста об экологии родного города, охране природы.
Формы и методы работы с дошкольниками в процессе реализации проекта:
Познавательные беседы
Дидактические игры
Проведение наблюдений за объектами природы
Подвижные игры
Проведение праздников
Организация экскурсий по экологической тропе
Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
Чтение произведений о животных и растениях
Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
Составление сказок
Оформление материалов проекта
Информационная карта проекта | |
Структуризация проекта | |
Название проекта | «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» |
Автор проекта | Мащенко Ольга Владимировна |
Основные нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования |
№ 91)
Методическое письмо МО РФ от 07.01. 99г № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного воспитания» |
Ценностно-целевые установки проекта | Приоритетные направления государственной политики РФ
|
Исходные концептуальные положения проекта | Гуманистическая личностно-ориентированная деятельностная парадигма образования и воспитания экологически грамотных студентов, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться, приобретение принятых в российском и мировом сообществе ценностей, соответствующих задачам экологического образования. |
Применяемые технологии |
|
Формы работы |
|
Доминирующая деятельность |
|
Предметно-содержательная область |
|
Форма организации |
|
Учебно-методическое оснащение |
|
Информационное оснащение |
|
Компоненты содержания Проекта «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении» | Аксиологический - предусматривает формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения; формирование активной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и образования. Когнитивный - предусматривает получение студентами знаний, способствующих успешной жизнедеятельности в различных условиях, в том числе в условиях социума. Деятельностно-творческий - предполагает включение студентов в активную деятельность по экологическому образованию детей дошкольного возраста с целью формирования у них экологических знаний и повышения уровня экологической воспитанности. Компетентностно-ориентированный - нацелен на формирование у выпускника готовности эффективно соорганизовать внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т. п.) и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. |
Ключевые слова проекта | Биоэтическое воспитание – это наиболее полное и логическое решение задач воспитания, это формирование гармонически развитой личности, руководствующейся в своих действиях не просто традициями, не антропоцентрической моралью, оправдывающей дурные методы благородными целями, но оценивающей потребности каждого живого существа по справедливости и учитывающей их в своей деятельности. Экологическая культура – это совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающего выживание и развитие человека, которая выражается в виде теоретических знаний и способов практических действий в природе и обществе, нравственных норм, ценностей и культурных традиций. Экологическая культура личности - это социально необходимое нравственное качество личности, включающее знания человека о природе, взаимосвязях общества и окружающей среды, способах сохранения и оказания ей помощи. Экологическое мышление — это процесс, предвосхищающий на понятийном уровне практическую реализацию экологической целесообразной деятельности. Экологическая воспитанность — результат освоения ребёнком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. Экологическое образование - это образовательный процесс, затрагивающий связь человека с его природным и рукотворным окружением и включающий в себя отношение популяции, загрязнения, распределения ресурсов и их истощения, сохранения, транспортировку, технологию, городское и сельское планирование со всей окружающей средой человечества. Экологизация сознания – этопроцессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией взаимодействия между обществом и природой, и изменения, которые возникают в духовной и материальной жизни в связи с требованиями современной экологической ситуации. Экологизация сознания — это изменение направленности сознания, ориентация его на более адекватное отражение состояния внешней среды. Экологическое сознание — это адекватное отражение человеком опыта его взаимодействия с природой, включая нравственно-ценностное и ответственное отношение к природе. Экологическое сознание — констатация результата, уровня, на котором находится осознание процессов взаимодействия общества и природы. Компетентность - качество действий индивида, проявляющееся в адекватном и эффективном решении некоторого класса социокультурно значимых задач относительно ненормированного (проблемного) характера. Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа. Ноксология - (греч. ноксо – опасность) – наука об опасностях материального мира Вселенной. Общей целью изучения ноксологии является углубление и развитие знаний о системе обеспечения безопасности в условиях негативных факторов техносферы, а также формирование навыков практического использования знаний в области обеспечения безопасности при осуществлении организационно-управленческой и эксплуатационной профессиональной деятельности. Ноксологическая компетентность – интегральная характеристика личности, определяемая его ноксологической культурой, ноксологическим мировоззрением и уровнем владения совокупностью ноксологических компетенций. Экологическая компетенция — это способность личности к экологической деятельности, основанная на знаниях, умениях и навыках; элементарная экологическая компетенция предполагает умение определять уровень и характер экосистем своей местности, школы, пришкольного участка, города, региона. ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт программы дошкольного образования. Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности ребёнка на основе освоения способов деятельности. Виды деятельности дошкольника (по ФГОС) – игровая деятельность (ведущая), коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение. Деятельностный подход -
|
Паспорт Проекта | |
Название Проекта | Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении |
Обоснование актуальности Проекта | Особую значимость становление бережного отношения к природе приобретает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения ребёнка к миру, формируется базис его личностной культуры (Б.Г.Ананьев, Л.И.БожовичЛ.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Люблинская и др.). Одним из залогов успешного экологического образования является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. На воспитание гуманных чувств у ребёнка влияет непосредственная деятельность дошкольников под руководством педагога в уголке природы (уход за растениями и животными), на огороде, в цветнике, на прогулках. В процессе общения с природой и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, т.е. видеть объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской деятельности; понимать важность охраны природы; осознанно выполнять нормы поведения в природе. Всё это возможно только в результате грамотного и разумного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Метод проектов позволяет приобщить детей дошкольного возраста к природоохранной деятельности, способствует формированию у них элементов экологической культуры. |
Методологический базис Проекта | Проблема: как проектная деятельность будет способствовать экологическому образованию детей дошкольного возраста? Цель Проекта: создание программно-методического сопровождения образовательного процесса по экологическому образованию дошкольников в ДОУ с использованием метода проектов; формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологической тропе. Объект: изучение проблемы использования метода проектов в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Предмет: использование метода проектов в процессе экологического образования детей дошкольного возраста. Гипотеза: процесс экологического образования детей дошкольного возраста с использованием проектной деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
В соответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи:
Методологической и теоретической основой Проекта явились идеи тесной связи педагогического процесса с духовной жизнью общества, системный анализ познания действительности, использовались идеи учёных в области философии, антропологии, педагогики, психологии и передовой педагогический опыт - (А.С.Арсеньев, П.П.Блонский, Л.А. Венгер, В.И.Вернадский, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, А.В.Головлев, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, А.В.Запорожец, П.Ф. Каптерев, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Н.А.Менчинская, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса экологического воспитания (Н.Д.Зверев, Н.Н.Кондратьева, Н.М. Мамедов, И.Т.Суравегина, Н.Н. Николаева), на разработанную психологами теорию деятельности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн). Теоретическая значимость Проекта. Представлено теоретико-методологическое обоснование концептуального положения о том, что процесс формирования экологических знаний дошкольников с использованием проектной деятельности имеет свои особенности в теоретических подходах, содержании и формах экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения. Научная новизна исследования заключается в следующем:
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нём теоретических положений и выводов, научно-методических материалов и рекомендаций в процессе совершенствования работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Образцы заданий, тренингов, игр могут служить ориентиром для педагогического творчества, организации научного и гуманитарного освоения мира природы детьми дошкольного возраста, обеспечивающей их экологическую грамотность. |
Участники | Воспитатель, дети, родители |
Срок реализации | Весенне-летний период (март-апрель-май-июнь) |
Функции проекта | Диагностическая – фиксирует изменения в формировании экологических знаний у дошкольников в процессе экологического образования и воспитания. Целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребёнка и для чего). Мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты в познании окружающего мира. Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году. Рейтинговая – показывает диапазон способностей и компетенций детей дошкольного возраста. |
Интеграция познавательных областей | Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд, физическая культура. |
Предполагаемые результаты |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Точка 1. «ЦВЕТНИК» Цветник — это ограниченная территория или участок, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения парков, садов, а также для улучшения вида торца входа в здание. Объекты для наблюдений: тюльпаны, нарциссы, ирисы, календула. Нарцисс : Род нарцисс включает 40 видов, относящихся к семейству амариллисовых. Эти виды произрастают на лесистых и каменистых склонах гор Южной Европы, Средиземноморья и Кавказа. В культуре используется 25 видов и множество гибридных форм, объединенных в вид под названием нарцисс гибридный. Нарциссы имеют крупные белые, желтые или двухцветные ароматные прямые или поникающие цветки, расположенные по одному или по нескольку в виде зонтиковой кисти на цветоносах длиной 25—35 см. В кисти может быть от 2 до 8 цветков. Цветоносы безлистные, круглые или приплюснутые с двух сторон . Есть у весеннего цветка Приметы, чтоб не ошибиться: Листик — как у чеснока, А корона — как у принца! Ответ: Нарцисс . Помню, в нынешнем году Расцвели они в саду, Разоделись, как актрисы, В платья белые … Ответ: Нарциссы
Тюльпан: Тюльпан – название рода многолетних травянистых луковичных растений. Род насчитывает около 140 видов. Тюльпан растение луковичное с немногочисленными (от 2 до 6) удлиненно-ланцетными листьями, гладкими или морщинистыми. Стебель высотой 6-60 см в зависимости от вида, заканчивается одним цветком. Окраска цветков разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как правило, в мае-июне . Замечательный цветок, Словно яркий огонек. Из луковки вырос, Пышный, важный, словно пан, Но в пищу негож. Нежный бархатный... На яркий стаканчик ( Тюльпан ) Цветок тот похож. (Тюльпан) Ирис: Многолетние травянистые корневищные растения. Имеют два типа побегов: вегетативные и генеративные. Цветок крупный, простой, из шести лепестковидных долей околоцветника. Три наружные доли несколько опущены вниз. Цветут ирисы с мая по июль. Цветки живут один — пять дней, в соцветии раскрываются сверху вниз, одновременно цветет 1-5 цветков. Я - травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. ( Ирис )
У нас ни пальцев нет, ни рук - Лишь только лепестки вокруг. Мы необычно называемся, Но в маникюре не нуждаемся. (Ноготки) Точка 2: «Кустарники» Кустарники – это многолетние деревянистые растения, высота 0,8-6 м, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, продолжительность жизни 10-20 лет. Распространены широко по границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра).В лесах образуют подлесок Объекты для наблюдений: сирень, шиповник Сирень: Календула : Календула лекарственная (ноготки) – это однолетнее травянистое растение высотой до 50–60 см семейства сложноцветных ( Compositae ). Родина календулы (ноготков лекарственных) – Центральная и Южная Европа, Средняя Азия. В России растение культивируется как декоративное и лекарственное. С лечебными целями используются цветочные корзинки. Кустарник семейства масли новых высотой 2-7 м. Корневая система мощная. Листья темно-зеленые, при опадании не желтеют. Цветет в мае - июне. Цветки лилово-фиолетовые разных оттенков, иногда белые. Переносит загазованный и запыленный воздух. Плод - коробочка со светло-коричневыми семенами. Созревает в июле.
Благоухает и манит, Цветами нежными дарит, Протянешь руку за плетень - И в ней окажется … ( Сирень) Шиповник: Шиповник - кустарник семейства розоцветных высотой до 2 м. Ветви тонкие, блестящие, красноватые, покрыты прямыми или изогнутыми (у цветущих веток) попарными шипами. Листья очередные, черешковые, сложные, с боковыми овальными листочками, мелкопильчатыми по краю. Цветет шиповник с середины мая до июня. Цветки крупные, одиночные, розовые . Плод ложный, шаровидный, сплюснуто-шаровидный или эллиптический, с многочисленными мелкими, угловатыми семенами, покрытыми многочисленными волосками. Созревает в августе — сентябре. Сидят на палочке, В красных рубашках, Брюшко светло, Камешками набито. (Шиповник) Сидит колюка на вилах, одета во багрянец, кто пройдет — того кольнет. (Шиповник) На листочках там и тут Фиолетовый салют. Это в теплый майский день Распускается ... (Сирень)
Точка 3: «Деревья» Деревья - цветковые и голосеменные растения с многолетними одревесневающими стеблями и корнями; жизненная форма растений. В отличие от кустарников , почти все одноствольные деревья ветвятся и образуют крону. В открытых местообитаниях деревья формируют раскидистую крону, ствол короткий и толстый. В лесу, в сомкнутом древостое ствол тоньше, прямее, более высокий, крона узкая, расположена высоко. Среди деревьев есть вечнозелёные и листопадные. Объекты для наблюдений : береза, ель, клен, рябина. Береза : Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели , листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани. Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан. Кудрява, а без волос (Береза) (Береза)
Ель: Ель - одна из важных лесообразующих пород лесной зоны и горнолесного пояса Северного полушария. Нет никакого другого такого рода хвойных растений, который бы имел такую небольшую потребность в тепле и проник так далеко на Север, как ель. За полярным кругом ели образуют самые северные леса нашей Планеты. Все виды обитают в холодной зоне северного полушария. У большинства видов форма и строение хвои очень похожи и поэтому, часто трудноразличимы. Как правило, это крупные деревья с узкой, конусовидной кроной и прямым стволом, который равномерно утончается верху. Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю. ( Ель) Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная! (Ель) Рябина: Рябина обыкновенная (рябина красная) — это дерево или кустарник высотой 5—7 (15) м. Кора гладкая,серая или серовато-коричневая. Листья рябины сложные, с 9—17 продолговатыми листочками, остропильчатыми по краю. Соцветия с мелкими белыми душистыми цветками. Цветет дерево рябина в мае — июне. Плоды сочные ягоды, 5—10 мм в диаметре, красно-оранжевой окраски, горькие на вкус. Плоды рябины созревают в августе — сентябре и остаются на деревьях до глубокой зимы.
В сенокос-горька , А в мороз-сладка . Что за ягодка? (Рябина) Клен: Дерево семейства кленовых высотой 20-30 м. Листья округло-угловатые, пальчатолопастные . Листовые пластинки пронизаны многочисленными жилками разной толщины. Цветет весной, до распускания листьев. Цветки собраны в зеленовато-желтые пучковидные соцветия. В каждом плодике образуется одно плоское, округлое зерно, чечевидной формы, но более крупное. Лекарственным сырьем служат листья и плоды. Листья заготавливают в первой половине лета, подвяливают на солнце и сушат на чердаке или в сушилке. Плоды собирают зрелыми. Сушат в сушилке или в печи при температуре 50...60°С. Хранят в мешочках или закрытой деревянной таре 2 года. Под моей листвою пышной Можно скрыться в летний зной. Если "К" сочтете лишним, Смысл получится другой. Стану белым и пушистым, Волокнистым, шелковистым, Полотенце, простыня могут выйти из меня. (Клён) Ягоды не сладость, Зато глазу радость И садам украшенье, А друзьям угощенье. (Рябина) Каждый год на нем с охотой Вырастают вертолеты. Жаль, что каждый вертолет На всего один полет. (Клён)
Точка 4: «Птицы» Птицы - класс позвоночных животных. Передние конечности превратились в крылья, большинство приспособлено к полету. Тело покрыто перьями, температура тела постоянная, обмен веществ очень интенсивный. Размножаются откладывая яйца. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири. Голуби: Голуби живут по всему земному шару, кроме полярных и антарктических районов. Особенно много их в Австралии и на Малайском архипелаге. Науке известно свыше 300 видов диких голубей. Впервые человек одомашнил голубя ещё пять тысяч лет назад. С тех пор эти птицы неразлучны с человеком. Сороки: У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сороку невозможно спутать ни с одной другой птицей. В природе сороку можно безошибочно определить по голосу с типичным звучанием " ча , ча , ча ". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока обычно селится в открытом месте с множеством деревьев и кустов. Она избегает густого леса. Вороны: Предпочтение отдает городам, населенным пунктам. Всеядна. Эти сообразительные птицы пpeкрасно приспособились к соседству человека. В последние годы они, например, научились систематически проверять вывешенные зимой за окно сумки с продуктами. Умеют поднимать крыши скворечников, если они не прикручены проволокой.
Воробьи: Всем известны эти дерзкие, смелые и умные птички, благополучно живущие даже в шумных, многолюдных городах. Приближение весны мы привыкли отмечать по поведению воробьёв . Стоит поярче засветить и пригревать солнцу, как на крышах и возле оттаявших луж, на деревьях городских бульваров начинают громко чирикать весёлые воробьи. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Синицы: Хорошо заметная, подвижная птица величиной с воробья (масса тела 15-21 г). Голова, горло, подхвостье черные. Щеки и пятно на затылке белые. Грудь и брюшко ярко-желтые с черной продольной полосой и 'галстуком', более широкими у самцов. Хвост и крылья серо-голубые, спина зеленая. У самок 'галстук' доходит только до брюшка. Распространена в лесной зоне России от западных границ до тихоокеанского побережья и на Кавказе. Обитательница лиственных и смешанных лесов, садов и парков. Ведет оседлый и кочующий образ жизни. Питается в основном насекомыми . Снегирь: В нешний вид. Птица чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, голубовато-серая сверху с черными шапочкой, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле. Молодые птицы без черной шапочки. Полоса на крыле чисто-белая; щеки и грудь у самцов красные , у самок и молодых птиц — буровато-серые. Голос — мягкое протяжное “дню” или “ фью-фью ”; песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Местообитания. Живет в лесах (избегает только чистые сосняки) с густым подлеском, в садах и парках. Летом снегирь обитает как в густых лесах, так и в редколесьях на краях гарей и вырубок, но держится очень скрытно и редко попадается на глаза. Зато зимой не заметить разноцветную стайку снегирей просто невозможно. Питание. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.
Небольшая пестрая птица Не боится зимой простудиться, Угощенье наше ей снится. Прилетает к нам часто ... (Синица) Алый низ и черный хвост, Воробья побольше рост, Толстый клюв раздался вширь – До чего красив ... (Снегирь) Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. Все стрекочет и вертится, Ей на месте не сидится, Длиннохвоста, белобока Вороватая ... (Сорока) Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый .. . (Голубь сизый) Буян-мальчишка В сером армячишке По дворам шныряет, Крохи собирает. (Воробей) Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?.. (Ворона)
Точка 5: «Луг» Луг - природное сообщество, на котором растут только многолетние травянистые растения. Объекты для наблюдений: цветы (одуванчики, ромашки, клевер), травы, насекомые. Одуванчик: Одуванчик — растение с ветвистым, стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной около 60 см, в верхней части переходящим в короткое многоглавое корневище. Листья голые, перисто-надрезанные или цельные, собранные в прикорневую розетку. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Цветёт одуванчик в мае, плодоносит семянками с белым хохолком — с июня. Есть один такой цветок, Золотой и молодой за неделю стал седой, не вплетешь его в венок. А денечка через два облысела голова, На него подуй слегка: Спрячу-ка в карманчик бывший …. Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик) (Одуванчик) Ромашка: Ромашка аптечная — это однолетнее травянистое растение, 15—30 см высотой. Корень стержневой, тонкий. Все растение имеет сильный аромат. Стебель травы прямостоячий, густоветвистый. Листья ромашки очередные, сидячие. Соцветия — корзинки. Краевые цветки ромашки язычковые белые, внутренние — трубчатые желтые. Листочки — обертки зеленые, по краям белопленчатые , тупые. Цветет растение ромашка с мая по сентябрь. Плоды — семянки без хохолка.
На травинке солнца глаз Светит каждому из нас. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. (Ромашка) Клевер: Клевер луговой - двулетнее или многолетнее травянистое растение со сложными тройчатыми, эллиптической формы листьями и широкими треугольными прилистниками. На ночь листья складываются. Растет по пойменным и суходольным лугам, опушкам леса, на полянах, среди кустарников, является ценной кормовой сельскохозяйственной культурой В поле бескрайнем сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - белы реснички. (Ромашка) Спроси телёнка и барашка – Цветка вкусней на свете нет. Ведь не случайно Красной кашкой Его зовут за вкус и цвет. (Клевер) Осока: Растения 10—30 см высотой, корневища очень короткие, ползучие. Листья 3—4 мм шириной, жестковатые, вполовину короче стебля. Колоски в числе 2—4, несколько расставленные; Пестичные колоски яйцевидные, 1—2 см длиной, густые, почти черные, на ножках 2—3 см длиной, поникающие. Лист острый, узкий, Тянется высоко, Растёт в болоте. (Осока)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении"
Дошкольный возраст - это период формирования основ экологического сознания, сознательного отношения к природе с целью ее охраны и бережного использования природных ресурсов. "Экологическая тропа...
Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 73 «Малыш»
Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её многообразии, к людям, охраняющим её с использованием экскурсий по экологическо...
«Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении»
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнен...
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»
Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении. Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формирования экологической культуры дошкольников.
Значение экологической тропы для для формирования экологической культуры дошкольников....
Проект «Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении МАДОУ 49 «Радуга»
Содержание 1. Введение 2. Информационная карта проекта 3. План проекта 4. Реализация проекта 5. Литература Введение Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденц...
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении.
Экологическая тропа в дошкольном образовательном учреждении...