Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Цель: расширение знаний детей об истории родного города.
Задачи:
1.познавательные:
-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;
- обогащать словарный запас детей;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- учить оформлять праздничные открытки.
2. развивающие:
- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в родном городе;
- развивать память, зрительное внимание и восприятие, мышление, самоконтроль за речью;
-развитие музыкального восприятия событий.
3. воспитательные:
- продолжать формирование патриотических чувств, чувства городости за родной город;
- воспитывать чувство уважения к защитникам нашей Родины;
- воспитывать положительные качества личности: доброта, эмоциональное сопереживание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект интегрированного занятия "День полного снятия блокады Ленинграда" | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно совместной образовательной деятельности воспитателя и детей.
Образовательная область: «Познание»
Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».
Возрастная группа: старшая.
Цель: расширять знания детей об истории родного города.
Задачи:
- образовательные: уточнять и углублять представления об истории родного города; поощрять интерес к событиям, происходящим в нем; углублять знания о защитниках родного города в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, Родина-мать, дорога жизни.
- развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; продолжать обогащать музыкальные впечатления, развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями, уточняя источник знаний; совершенствовать умение передавать свои впечатления с помощью творчества, развивать чувство ритма в танце; развивать зрительное и слуховое внимание.
- воспитательные: воспитывать патриотические чувства к родному городу, чувство гордости за него;
воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов;
воспитывать гражданина и патриота своей страны.
Предварительная работа:
с воспитателем – беседы – обсуждения; разучивание стихотворений к знаменательному событию, разучивание танца с девочками, разучивание песни; прослушивание музыкальных произведений, созданных во время блокады города Ленинграда; изготовление праздничных поздравительных открыток ветеранам войны и детям блокадного Ленинграда; украшение музыкального зала; изготовление схематичной карты «Блокада Ленинграда».
с родителями - экскурсия на выставку «Улица блокадного Ленинграда».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование: мультимедийная установка, видеопрезентация «Детям о блокадном Ленинграде», карта – схема «Блокада Ленинграда», иллюстрация «Цветок жизни», аудиоаппаратура, подбор музыкальных произведений по теме.
Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба-
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Нам никогда не забыть!
Показывается слайд «Музы блокадного города».
Дети: В блокадные дни под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут
И славится всюду их доблестный труд.
Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости фронта, читали стихи и исполняли песни. Дмитрием Шостаковичем в блокадном нашем городе была написана и исполнена Симфония № 7, ленинградская поэтесса Ольга Бергольц написала много стихов о блокаде.
Показывается слайд «Дети в осажденном Ленинграде».
Воспитатель: Дети блокадного Ленинграда – сейчас бабушки и дедушки. Они никогда не забудут тех страшных и героических дней. В подвалах – бомбоубежищах дети вынуждены были сидеть часами, спасаясь от фашистских бомб, снарядов. Иногда они там рисовали. На их рисунках наши солдаты, летчики, танкисты, моряки побеждали врагов на суше, в воздухе и на море. Малыши-дошкольники приходили в госпитали к раненым солдатам, читали им стихи, пели песни. Ребята поднимали боевой дух воинов Красной Армии, чтобы они выздоравливали и сражались с фашистами до полной победы.
Дети: Я расскажу вам, как когда-то
Уж семь десятков лет назад
Была и кончилась блокада,
Что сковывала Ленинград.
Все начиналось в сорок первом:
Три месяца, как шла война,
Страна жила единым нервом,
Беда была на всех одна.
И днем, и ночью шла бомбежка,
И днем, и ночью шел обстрел.
На клумбах не цветы, картошка
Защитник очень есть хотел.
120 грамм простого хлеба –
Вот весь был детский рацион.
Никто два года сытым не был,
Но много кто был погребен.
Воспитатель: А что же произошло с девочкой Таней, о которой мы говорили в самом начале? До наших дней чудом сохранился ее дневник. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»…День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».
Светлый день встречайте, люди! Люди, вслушайтесь в дневник.
Он звучит сильней орудий, тот безмолвный детский крик:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. За 900 дней погибло 800 тыс. человек.
А далеко, за кольцом блокады, есть продовольствие – мука, мясо, масло. Но как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода много ленинградцев.
Показывается слайд «Ладога – дорога жизни».
Дети: Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала эта дорога для нас!
Воспитатель: По Ладожскому озеру была проложена дорога – названная ленинградцами «Дорога жизни». По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и она осталась одна.
Хоть вражеская авиация и обстреливала машины – дорога существовала. Когда сошел лед, хлеб стали возить на баржах.
Показывается слайд «Прорыв».
Воспитатель: В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Показывается слайд «Мемориалы».
Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш горд получил звание «Города – героя».
Показ иллюстрации «Цветок жизни».
Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где и поныне врыты в землю противотанковые надолбы – здесь проходила дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб. В числе создателей памятника было более 5 тыс. детей. Возводили они «Цветок жизни» вместе со строителями и теми людьми, детские годы которых связаны с блокадным городом. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»
Девочки исполняют танец «Не отнимайте солнце у детей!»
Дети: За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут, а ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика – гремит салют над Ленинградом.
Он встал как страж на сумрачном заливе,
Вонзая шпили в огненный рассвет.
Есть города богаче и красивей,
Есть и спокойней, но прекрасней …нет!
Воспитатель: В нашем городе есть мемориал памяти погибшим жителям блокадного Ленинграда. Он находится на Пискаревском кладбище, где захоронено тысячи ленинградцев. Скорбно возвышается фигура Матери – Родины, за ней гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:
« Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
Я предлагаю вам встать, помолчать, почтить героев Ленинграда.
Тех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Воспитатель: Нашу сегодняшнюю встречу мы закончим песней, посвященной нашим ветеранам.
Исполняется песня «Мой прадедушка».
Дети под музыку уходят из музыкального зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...
Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...
тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."
В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....
Презентация к занятию "27 января - день полного снятия блокады Ленинграда"
Презентация представляет собой план беседы по теме "27 января - день полного снятия блокады Денинграда". Можно использовать на занятиях для дошкольников среднего и старшего возраста. В зависимости от ...
Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"
Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...
Тематическое занятие в старшей группе «День снятия блокады Ленинграда»
Беседа с детьми о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....
Конспект тематического занятия, посвященного 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения невозможно без рассказа детям в доходчивой форме о Блокаде ленинграда. в данном конспекте представлен опыт проведения тематического занятия в руппе дл...