Интегрированное занятие в старшей группе "День полного снятия блокады Ленинграда"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Божок Галина Валентиновна

Цель: расширение знаний детей об истории родного города.

Задачи:

1.познавательные:

-расширять знания детей о героизме людей в годы Великой Отечественной войны и людей, переживших блокаду Ленинграда;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать интонационную выразительность речи;

- учить оформлять праздничные открытки.

2. развивающие:

- поощрять интерес детей к событиям, происходящим в родном городе;

- развивать память, зрительное внимание и восприятие, мышление, самоконтроль за речью;

-развитие музыкального восприятия событий.

3. воспитательные:

- продолжать формирование патриотических чувств, чувства городости за родной город;

- воспитывать чувство уважения к защитникам нашей Родины;

- воспитывать положительные качества личности: доброта, эмоциональное сопереживание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно совместной образовательной деятельности воспитателя  и детей.

Образовательная область: «Познание»

Тема: «День полного снятия блокады Ленинграда».

Возрастная группа: старшая.

Цель: расширять знания детей об истории родного города.

Задачи:

  1. образовательные: уточнять и углублять представления об истории родного города; поощрять интерес к событиям, происходящим в нем; углублять знания о защитниках  родного города в дни войны; формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны; обогащать словарь детей: блокада, маскировочные чехлы, эвакуация, Родина-мать, дорога жизни.

  1. развивающие: продолжать совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений; продолжать обогащать музыкальные впечатления, развивать умение эмоционально воспринимать музыку героического характера; формировать умение общаться, поощрять попытки делиться своими впечатлениями, уточняя источник знаний; совершенствовать умение передавать свои впечатления с помощью творчества, развивать чувство ритма в танце; развивать зрительное и слуховое внимание.

 

  1. воспитательные: воспитывать патриотические чувства к родному городу, чувство гордости за него;

      воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, к ветеранам, к памяти павших бойцов;

воспитывать гражданина и патриота своей страны.

Предварительная работа:

 с воспитателем – беседы – обсуждения; разучивание стихотворений к знаменательному событию, разучивание танца с девочками, разучивание песни; прослушивание музыкальных произведений, созданных во время блокады города Ленинграда; изготовление праздничных поздравительных открыток ветеранам войны и детям блокадного Ленинграда; украшение музыкального зала; изготовление схематичной карты «Блокада Ленинграда».

с родителями  - экскурсия на выставку «Улица блокадного Ленинграда».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование: мультимедийная установка, видеопрезентация «Детям о блокадном Ленинграде», карта – схема «Блокада Ленинграда», иллюстрация «Цветок жизни», аудиоаппаратура, подбор музыкальных произведений по теме.

Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

          Пайка блокадного хлеба

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх,

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках.

Пайка блокадного хлеба-

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Нам никогда не забыть!

Показывается слайд «Музы блокадного города».

Дети: В блокадные дни под обстрелом, в снегу

           Не сдался, не сдался наш город врагу.

           Здесь гордые, смелые люди живут

            И славится всюду их доблестный труд.

   Воспитатель: И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости  фронта, читали стихи   и исполняли песни. Дмитрием Шостаковичем в блокадном нашем городе была написана и исполнена Симфония № 7, ленинградская поэтесса Ольга Бергольц написала много стихов о блокаде.

Показывается слайд «Дети в осажденном Ленинграде».

Воспитатель: Дети блокадного Ленинграда – сейчас бабушки и дедушки. Они никогда не забудут тех страшных и героических дней. В подвалах – бомбоубежищах дети вынуждены были сидеть часами, спасаясь от фашистских бомб, снарядов. Иногда они там рисовали. На их рисунках наши солдаты, летчики, танкисты, моряки побеждали врагов на суше, в воздухе и на море. Малыши-дошкольники приходили в госпитали к раненым солдатам, читали им стихи, пели песни. Ребята поднимали боевой дух воинов Красной Армии, чтобы они выздоравливали и сражались с фашистами до полной победы.

       

Дети: Я расскажу вам, как когда-то

           Уж семь десятков лет назад

            Была и кончилась блокада,

            Что сковывала Ленинград.

             Все начиналось в сорок первом:

             Три месяца, как шла война,

             Страна жила единым нервом,

             Беда была на всех одна.

             И днем, и ночью шла бомбежка,

             И днем, и ночью шел обстрел.

             На клумбах не цветы, картошка

             Защитник очень есть хотел.

            120 грамм простого хлеба –

            Вот весь был детский рацион.

            Никто два года сытым не был,

            Но много кто был погребен.

Воспитатель: А что же произошло с девочкой Таней, о которой мы говорили в самом начале? До наших дней чудом сохранился ее дневник. В обычной тоненькой школьной тетрадке она писала: «Сегодня умер дедушка». На следующей странице: «Сегодня умерла мама»…День за днем умирали Танины родные. На последней странице дневника детской рукой выведено: «Умерли все. Осталась одна Таня».

       Светлый день встречайте, люди! Люди, вслушайтесь в дневник.

        Он звучит сильней орудий, тот безмолвный детский крик:

        «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться. За 900 дней погибло 800 тыс. человек.

А далеко, за кольцом блокады, есть продовольствие – мука, мясо, масло. Но как их доставить? Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду  Ладожского озера. Эта дорога спасла от голода много ленинградцев.

Показывается слайд «Ладога – дорога жизни».

Дети: Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.

            Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет.

            Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.

           Дорогою жизни стала эта дорога для нас!

Воспитатель:  По Ладожскому озеру была проложена дорога – названная ленинградцами «Дорога жизни». По ней под огнем противника перевозили хлеб в город, а обратно эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все ее родственники, и она осталась одна.

Хоть вражеская авиация и обстреливала машины – дорога существовала. Когда сошел лед, хлеб стали возить на баржах.

Показывается слайд «Прорыв».

Воспитатель: В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. И 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Показывается слайд «Мемориалы».

Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизм наш горд получил звание «Города – героя».

Показ иллюстрации «Цветок жизни».

Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда. Более 15 тыс. мальчиков и девочек были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Памятник стоит высоко над дорогой, над речкой и полем, где и поныне врыты в землю противотанковые надолбы – здесь проходила дорога жизни, по которой в осажденный город везли хлеб. В числе создателей памятника было более 5 тыс. детей. Возводили они «Цветок жизни» вместе со строителями и теми людьми, детские годы которых связаны с блокадным городом. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»

Девочки исполняют танец «Не отнимайте солнце у детей!»

Дети: За залпом залп гремит салют. Ракеты в воздухе горячем

           Цветами пестрыми цветут, а ленинградцы тихо плачут.

           Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.

           Их радость слишком велика – гремит салют над Ленинградом.

Он встал как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и красивей,

Есть и спокойней, но прекрасней …нет!

Воспитатель: В нашем городе есть мемориал памяти погибшим жителям блокадного Ленинграда. Он находится на Пискаревском кладбище, где захоронено тысячи ленинградцев. Скорбно возвышается фигура Матери – Родины, за ней гранитная стена со словами ленинградской поэтессы Ольги Бергольц, прожившей в Ленинграде все 900 блокадных дней:

            « Здесь лежат ленинградцы.

             Здесь горожане – мужчины, женщины, дети…

              Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.

              Так их много под вечной охраной гранита.

              Но знай, внимающий этим камням,

               Никто не забыт и ничто не забыто.

Я предлагаю вам встать, помолчать, почтить героев Ленинграда.

Тех, чьи жизни унесла в суровый час блокада.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Воспитатель: Нашу сегодняшнюю встречу мы закончим песней, посвященной нашим ветеранам.

Исполняется песня «Мой прадедушка».

Дети под музыку уходят из музыкального зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...

Конспект интегрированного тематического занятия для детей подготовительной к школе группы посвященного 69 годовщине полного снятия блокады Ленинграда Тема: «Наш любимый Петербург»

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей ст...

тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."

В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....

Презентация к занятию "27 января - день полного снятия блокады Ленинграда"

Презентация представляет собой план беседы по теме "27 января - день полного снятия блокады Денинграда". Можно использовать на занятиях для дошкольников среднего и старшего возраста. В зависимости от ...

Методическая разработка "День полного снятия блокады Ленинграда от фашистской блокады"

Методическа разработка для детей старшей и подготовительной групп...

Тематическое занятие в старшей группе «День снятия блокады Ленинграда»

Беседа с детьми о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда....

Конспект тематического занятия, посвященного 80 годовщине полного снятия блокады Ленинграда.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения невозможно без рассказа детям в доходчивой форме о Блокаде ленинграда. в данном конспекте представлен опыт проведения тематического занятия в руппе дл...