Ярмарка
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЯРМАРКА»
Направление:
Духовно-нравственное.
Образовательная область:
Познание.
Цель: Расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Развитие свободного общения. Познание детьми общечеловеческих духовных ценностей, приобщение к традициям народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать представление детей о народных промыслах: продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие, разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное).
Воспитательные:
воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.
Речевые:
Расширять и активизировать словарный запас детей словами:
Ярмарка, балаганщики, лоточники, торговцы, коробейники, зеваки.
Связь с образовательными областями:
Коммуникация – применение эмоционально-речевого общения со сверстниками и воспитателем в ходе организованной деятельности.
Чтение художественной литературы – побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
Музыка – развитие и обогащение слушательного опыта, слуховой сосредоточенности, умения различать элементарный характер музыки.
Физическая культура - развивать чувство ритма, двигательную активность, ловкость, быстроту.
Методы и приемы: игровой, словесный, объяснение, вопросы, ответы, обобщение, похвала, сюрпризный момент.
Материалы к занятию: Предметы народно-прикладного искусства, народные костюмы, лотки - на широкой ленте, сушки, пирожки, леденцы, пряники, расписные платки, самовар, музыкальные инструменты.
Магнитофон, пианино, презентация, ноутбук, видеопроектор, записи русских народных песен.
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством народных мастеров (Дымковских, городецких, хохломских.);
разучивание русской народной игры «Весёлый бубен»;
разучивание потешек, стихов;
разучивание русской народной песни «Семечки».
Место проведения:
музыкальный зал.
Оформление зала:
На центральной стене расположены детские работы, вывеска «Ярмарка», расписные платки. На столах расположены предметы народно -прикладного искусства, сушки, пирожки, леденцы, пряники, расписные платки, самовар, музыкальные инструменты.
Ход НОД:
Под музыку «Калинка» дети проходят в зал и садятся на стульчики.
1. У каких мастеров в гостях мы с вами побывали? (Дымковских, городецких, хохломских.) Показать презентацию.
Хороший товар делали они, нужный и радостный. Много труда, выдумки, любви вкладывали мастера в свои изделия. Хотели и людей порадовать и денег заработать. Давайте представим, что мы попали на настоящую русскую ярмарку и приняли участие в торговле и народных забавах.
2. Где же продавали посуду и игрушки, платки и валенки? На ярмарке.
Ярмарки бывали несколько раз в году и там торговали всем и помногу. Если мука-то мешками, если дрова-то телегами. Продавали коров и свиней, домашнюю птицу. Торговали и мелкими отдельными предметами. Жизнь русского человека невозможно себе представить без ярмарки — весёлого, яркого базара, куда люди съезжались из разных городов и деревень, чтобы купить или продать товар. Ярмарка бывали разные. Они отличались по времени года (осенние и летние весенние и зимние), по товарам, которые там продавались. Например, известны ярмарки «глиняные», на которых продавалась разнообразная глиняная посуда, «деревянные», где в основном продавались изделия из дерева. И, конечно же, ярмарки различались своими размерами — одни были большие, другие поменьше. Но народ приходил на ярмарку не только свои товары продавать или что-то купить. Это был весёлый праздник-карнавал с песнями - плясками, горячим чаем и бубликами, со скоморохами и кукольным театром. На большие ярмарки съезжались люди издалека. Были здесь продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки.
Балаганщиками в старину называли артистов, которые в легком пестром домике-балагане давали веселые представления с куклами. (Пригласить детей исполнить детскую, шуточную народную песню «Семечки»)
То не утки крякали,
Не лягушки квакали.
Это с миленьким вдвоём
Дружно семечки грызём.
Семечки, семечки
Принёс в мешке их Сенечка.
Летом ночка коротка,
Съели только пол мешка.
Вот и солнышко встаёт,
Я грызу, она грызёт.
Мне доить пора козу,
Он грызёт, и я грызу.
Семечки, семечки,
Зачем теряю времечко.
От такого жениха
В сердце только шелуха.
Наши парни молодцы,
Дарят милым леденцы
Я ж, несчастная, одна
Лузгать семечки должна.
Семечки, семечки
Мету с крылечка веничком.
Вижу, Сеня из ворот
Снова семечки несёт.
А недавно Сеня ей
Сделал предложение:
«Приходи хозяйкой в дом,
Мы на пару погрызём»
Семечки?!! Семечки.
А я сказала: Сенечка,
Лучше буду век одна,
Но без мужа-грызуна.
А как по вашему, кто такие зеваки?
Народ приходил на ярмарку не только купить что-то, но и повеселиться, людей посмотреть да себя показать. Поэтому и надевали на ярмарку все самое лучшее. Да и сани, с которых торговали, разукрашивали, и каждые на свой лад. На всей ярмарке не найти было двух одинаковых.
- Далее занятие в виде инсценировки сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал».
Необходимые атрибуты: Лотки - достаточно большие коробки с низкими бортами на широкой ленте, которые лоточники одевают на шею. Товары для лоточников: хохломская посуда, дымковская, игрушки, бублики, расписные платки, самовары.
Часть детей - продавцы. Кто-то с лотками ходит по «ярмарке». Кто - то стоит на одном месте, например продает самовары. Остальные - покупатели. Они ходят, рассматривают товары, что-то покупают.
Те люди, которые на ярмарке занимаются торговлей – называют торговцами. Среди них есть лоточники и коробейники.
Одни торговцы продавали за прилавком, другие с лотков, их называли лоточники это те торговцы, которые ходят по ярмарке и продают с лотка мелкие предметы.
Ни одна ярмарка не обходится без коробейников это кто торгует с короба. Короб гораздо больше лотка и продавали с него различные ткани, ленты, тесьму, нитки, все то, что было необходимо для шитья. О коробейниках упоминается в сказках и песнях. И так начинаем нашу ярмарку.
Добро пожаловать
К нам на ярмарку.
У нас товару
Видимо-невидимо.
Подходите, посмотрите
Да что-нибудь возьмите.
Платки и платочки
Для мамы и дочки!
Подходи! Налетай!
Покупай!
И свистульки и матрёшки
Ленты, кружева, игрушки
Самовары и ватрушки.
Подходите, выбирайте,
Выбирайте, покупайте!
Ложки расписные,
Яркие, резные!
Свистки и свисточки
Для дочки с сыночком!
Свистульки хороши,
Голосят от души!
Эй, старые, усатые.
Рыжие, бородатые,
Девушки-вострушки,
Старушки-хлопотушки!
Подваливай валом,
По дешевке продаем.
Ни с кем не бранимся,
Шутим, веселимся,
Да уступать, не скупимся!
Покупатели: (вместе)
Ну и что за товар!
И тот хорош,
И другой хорош,
Выбирай, который хошь!
На ярмарке людям предлагалось множество развлечений: они устраивали состязания в силе и ловкости.
(Предложить детям сыграть в русскую народную игру)
Ай да русская игра!
Собирайся детвора.
В веселый бубен поиграем.
Танцевать мы всех заставим.
- Музыкально-подвижная игра – «Мой весёлый бубен»
(под Калинку) Воспитатель пускает бубен по кругу, а дети произносят слова:
Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует нам.
У кого бубен задержался на последних словах песни, тот выходит в круг и танцует.
- Подведение итога (Викторина):
Где мы с вами сегодня побывали?
Кто такие балаганщики?
Как называли людей, которые торговали с лотков?
Кто такие зеваки?
Чем торговали на ярмарках?
Какие развлечения устраивали?
Товар, каких мастеров можно было увидеть на ярмарке?
Из чего делалась дымковская игрушка?
Какими узорами украшали?
Что означает выражение «Довести до белого коленья»?
Чем славились городецкие мастера?
Какие деревянные изделия они расписывали?
Что на них изображали?
Какие изделия делали хохломские мастера?
Из чего?
Как называли мастера, который изготавливал ложки?
Как расписывали хохломскую посуду?
Вы сегодня ребята, большие молодцы! (Похвалить). Возвращаясь с ярмарки, взрослые всегда привозили детям гостинцы. Самым любимым лакомством детей были леденцы на палочке. Ни одна ярмарка не обходилась без сладостей и наша тоже. Сегодня продавали леденцы в форме замечательных петушков, я их приобрела специально для вас! (Угощение).
- Под музыку «Калинка» дети уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка (Интегрированное занятие в подготовительной группе)
Интегрированное занятие в подготовительной группе....
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе по "Эх, ярмарка, ярмарка"
НОД будет полезен воспитателям подготовительных групп которые уделяют большое внимание формированию у воспитанников интереса к декоративно- прикладному исскуству....
Методическая разработка сценария фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Цель: приобщение детей и родителей к истокам народной праздничной культуры при подготовке и проведении ярмарки.Задачи:1. Расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и трад...
Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! (воспитатель Бобкова Елена Николаевна)
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в педагогический процесс включать разнообразные ...
«Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая!»
Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле Русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Од...
Cценарий «Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»
Cценарий фольклорного праздника для детей подготовительной группы, родителей и педагогов«Ярмарка, ярмарка! Удалая ярмарка!»Автор Т.В. Балышевамузыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 81 К...
Сценарий фольклорного развлечения «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка»
Сценарий фольклорного развлечения (старший дошкольный возраст)...