Актуальность воспитания самостоятельности у детей через дидактическую игру
статья (старшая группа) на тему

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить  каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческие развития каждого ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protven_e.a.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Делимся опытом

Актуальность воспитания самостоятельности у детей

через дидактическую игру 

Елена Протвень

       Старший воспитатель структурного

 подразделения, реализующего основную    

      общеобразовательную программу

дошкольного образования  детский сад  

     «Солнышко» ГБОУ СОШ №2 г.

Нефтегорска Самарской области.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить  каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческие развития каждого ребенка.  В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и «чувствует» каждого ребенка. Овладев с помощью взрослых основными способами действий, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же условиях. Для этого необходимо  создание качественной предметно-развивающей среды, для разнообразной самостоятельной деятельности детей.

     Одним из видов деятельности являются дидактические  игры. Они широко распространены  в системе  дошкольного воспитания; известны,   как игры обучающегося характера или игры с правилами. Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.

        Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

        Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

        Одним из видов дидактических игр являются задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

          Дидактическая игра планируется и вводится педагогом, ему принадлежит роль наблюдателя  и советчика, участника игры. Например, дидактическая игра «Цветочный магазин». Дети должны самостоятельно проводить обследование предмета.  «Покупатель» должен дать описание растения по форме и окраске цвета и листа, «продавец» - узнать это растение. Воспитатель при первом проведении игры может взять на себя роль продавца. При этом воспитатель может задавать наводящие вопросы, которые помогут узнать форму того или иного цвета и т.д. При повторных проведениях игры дети играют самостоятельно.

        В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами.

Поэтому проблема воспитания самостоятельности  через различные виды деятельности, включая игру, в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.

Список литературы

  1. Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание  дошкольников», Мозаика-Синтез М.: 2012г.
  2. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», Мозаика-Синтез М.: 2012г.
  3. Гришина Г.Н. «Любимые детские игры», ТЦ «Сфера» М.: 2010г.
  4. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре», «Просвещение» М.:2011г
  5. Харчевникова А.Н.  «Сюжетно-ролевые игры для социализации детей», «АРКТИ», М.: 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей дошкольного возраста. Дидактическая игра "Цветы".

Воспитание детей дошкольного возраста - это важный процесс, конечно, если родители желают вырастить счастливого ребёнка. Воспитание дошкольников считается своеобразным фундаментом, ведь это начало раз...

Консультация "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста ".Дидактическая игра для развития тактильных ощущений.

Сенсорное воспитание, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умст...

Методическое пособие созданное самостоятельно "Ритмическое лото"-дидактическая игра для развития чувства ритма

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18073688","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Развитие экологического воспитания в ДОУ через дидактические игры».

Актуальность: Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценно...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ

Воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним....

Разработанные самостоятельно ЭОР. Электронная дидактическая игра по развитию речи детей раннего возраста. Сказка "Репка"

Овладение речью-одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста, поэтому большое внимание в детском саду уделяется формированию правильной, грамотной речи. Немаловажную роль в этом вопр...

Статья Воспитание самостоятельности в сюжетно-ролевых играх дошкольников.

Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, в  процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость,...