Формирование у детей 6-7 лет коммуникативного опыта в процессе организации двигательной деятельности.
статья (подготовительная группа) на тему

Норина Лариса Михайловна

В статье рассматривается проблема развития коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста  через специально организованное коммуникативное обучение. Оно  проводится  в двигательной деятельности. Форму обучения выбрали нетрадиционную - психотерапевтические прогулки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya_may.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей 6-7 лет коммуникативного опыта в процессе организации двигательной деятельности.

ФГОС и современное образование в целом характеризуется  личностно-ориентированными формами и методами обучения и воспитания, что способствует становлению личности ребёнка, в частности коммуникативной сферы.

Вместе с тем, социально-экономические преобразования в обществе обусловили появление в коммуникативной сфере таких явлений как дезадаптация, коммуникативный дефицит и некомпетентность, что неизбежно приводит к нарушениям и отклонениям в личностном развитии ребёнка [5, с.11].

В связи с этим перед педагогами встаёт вопрос использования эффективных форм и методов образовательного воздействия и регулирования коммуникативной сферы детей в системе дошкольного образования.

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в исследованиях   А.В.Запорожца, М.И.Лисиной, М.С.Каган, Л.А.Венгер, П.А.Репиной[2;3;6;7;8;9]. М.С.Каган отмечал, что «…человеческая жизнь начинается с формирования коммуникативной деятельности и овладения её механизмами» [6 , с. 24].

Дошкольный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками, развития коммуникативных способностей, которые в свою очередь развиваются в коммуникативной деятельности. Она проходит через все виды детской деятельности, в том числе и двигательную. При интеграции коммуникативной и двигательной деятельности возникает коммуникативно-двигательная деятельность. Формирование коммуникативно-двигательной деятельности детей должно осуществляться в развивающих образовательных условиях [4, с.32]. В качестве основных образовательных условий может быть специально организованное коммуникативное обучение. Коммуникативное обучение даёт возможность целенаправленно регулировать процесс усвоения и формирования коммуникативной деятельности. Это подтверждают исследования Н.А.Коротковой, Р.С.Буре, Т.В.Антоновой.

В качестве развивающего условия мы определили психотерапевтические прогулки. Они способствуют не только укреплению здоровья, но и обеспечивают полноценное усвоение основных способов и форм коммуникативной деятельности, использование индивидуального коммуникативного опыта и формирование коммуникативного потенциала личности дошкольника.

Методика проведения психотерапевтических прогулок разработана В.Г. Алямовской и С.Н. Петровой [1, с. 4-18]. Мы взяли за основу идею и рекомендации этих авторов и разработали структуру и содержание с учетом специфических условий нашего детского сада.

Цель психотерапевтических прогулок: способствование личностному развитию ребенка.

Задачи:        

  1. Обучать навыкам неконфликтного поведения.
  2. Снимать эмоциональное напряжение.
  3. Развивать вербальные и невербальные коммуникативные средства.
  4. Формировать позитивный интерес к совместной деятельности.
  5. Тренировать отдельные мышцы групп, снимать мышечное напряжение.
  6. Упражнять в приёмах саморегуляции, расслабления.

Работа проводилась в три этапа: диагностический, экспериментальный, контрольный.

По результатам бесед с родителями, детьми подготовительных групп, наблюдений за ними в организованной и самостоятельной деятельности, диагностик, было сформировано две группы по 8 человек. В них вошли дети, которые склонны к замкнутости, недоверчивости, озабоченности, проявляли робость в общении с взрослыми, неустойчивое настроение, плохо контролировали эмоции, беспокойны, испытывали нервное напряжение.

Во время обследования использовались тесты на выявление коммуникативных способностей, предложенные Е.Акуловой, кандидатом педагогических наук: тест «Картинки на доске дежурств». Его цель, это определение желания ребёнка общаться и устанавливать контакты. Тест «Выполни поручение», цель которого - определение способности вступать в контакт, смело действовать при взаимодействии с взрослыми. Тест «Картинки» предложенный Г.Р.Хузеевой. Их цель – выявление уровня агрессивности детей.

На втором этапе проводились психотерапевтические прогулки 1 раз в неделю, длительностью 30-45 минут, расстояние маршрута составляло 500-1500 м.

Каждый раз предлагался графический маршрут, по которому вёл командир, выбираемый по считалке, жребию или желанию. Во время прогулки дети шли спортивным шагом. Остановки делали самостоятельно по сигналу командира. На остановке-станции взрослый проводил мини - тренинги, в соответствии с поставленными задачами.

Структура прогулки:

Вводная часть (около ДОУ) Приветствие. Рассматривание карты, выбор командира.

1 станция – Оздоровительные упражнения. Игры на развитие внимания.

2 станция – Упражнение на расслабление. Развлекательные игры.

3 станция – Коммуникативно-лингвистические игры, игры на развитие эмоций.

4 станция – (около ДОУ) Упражнение на расслабление. Прощание.

Между 1-2-3-4 остановками спортивная ходьба по маршруту.

Для того, чтобы поддержать интерес к прогулкам, мы использовали игры, которые не повторялись на следующих занятиях, меняли маршруты (вокруг детского сада, по селу, по территории курорта)

В результате проведенной работы мы констатируем, что в обеих группах наметилась положительная динамика: повысился уровень коммуникативной компетентности, сформированы коммуникативные качества (коммуникабельность, доброжелательность, отзывчивость, уступчивость), как следствие, улучшился психологический климат в группах.

Таким образом, систематическое, целенаправленное формирование коммуникативной сферы жизнедеятельности детей   старшего дошкольного возраста может быть обеспечено  при введении специального коммуникативного обучения в нашем случае через двигательную деятельность -  психотерапевтические прогулки.

Литература:

1 Алямовская В.Г., Петрова С.В. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста М.:1998г.

2 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 1998г.

3 Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников М.: 1974г.

4 Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: Пособие для педагогов дошкольных учреждений под ред. О.В.Дыбиной М:2012г.

5 Кобелева Г.Р.Диссертация  Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе Самара: 2004г.  

6 Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектов отношений М: Политиздат 1983г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативности у дошкольников в процессе организации совместной деятельности воспитателя с детьми.

Памятка воспитателю в работе с детьми по проблеме воспитания коммуникативных умений и навыков....

Организация двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта «Темп»

Картотека двигательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе реализации проекта "Темп"...

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"

Предлагаю вашему вниманию презентацию для консультации с педагогами на тему "Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности"...

"Развитие инициативы и самостоятельности в процессе организации двигательной деятельности детей."

В данном материале представлены методы и приёмы, которые можно использовать для развития детской инициативы и самостоятельности.В данном материале представлены методы и приёмы, которые можно использов...

Тестирование на тему "Формирование у старших дошкольников знаний по основам безопасности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ"

Формировать у детей интерес к проблемам собственной безопасности; формировать основы безопасности у старших дошкольников, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу "Нельзя!"...

Доклад из опыта работы «Организация двигательной деятельности дошкольников в образовательной деятельности.»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность, особенно в дошкольном возрасте. От умения владеть своими движениями, от быстроты двигательной реакции ребёнка во многом ...

«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения....