Развитие речи дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий
методическая разработка на тему
Развитие речи дошкольников с использованием
здоровьесберегающих технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_s_ispolzovaniem_zdorovesberegayushchikh_tekhnologiy.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников с использованием
здоровьесберегающих технологий
Бибикова Е. Н.
МБДОО – детский сад №35, г. Орел
воспитатель первой категории
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Развитие речи, ее звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения дошкольников. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.
По мере развития ребенка увеличивается его потребность в общении, что стимулирует у него развитие речевых навыков. Уже к концу дошкольного возраста ребенок достигает такого уровня речевых умений и навыков, который обеспечивает ему необходимое структурное и смысловое оформление высказываний в разных формах.
В работе воспитателя логопедической группы важным является сохранение и укрепление здоровья детей, как в непосредственно — образовательной деятельности, так и в свободное время.
Особенностями соматически ослабленных детей с речевыми недостатками являются следующие признаки:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- низкая концентрация и неустойчивость внимания;
- нарушение памяти (особенно слуховой);
- снижение уровня развития воображения, мышления.
Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу включаем здоровьесберегающие технологии, которые способствуют интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата. Это — дыхательная и артикуляционная гимнастики, гимнастика для глаз, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, точечный массаж, самомассаж, релаксация и т.д.
Применяем следующую схему построения непосредственно — образовательной деятельности:
- в организационный момент включаем релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастику;
- в ходе непосредственно — образовательной деятельности предусматриваем мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
- ведем работу над усвоением лексико – грамматического строя речи в процессе обучения и режимных моментах;
- физпаузы и физминутки несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой образовательной деятельности, даем задания на словотворчество детей;
- предусматриваем так же задания на коррекцию психофизических функций (в зависимости от времени и количества детей).
Представляем вам ряд здоровьесберегающих технологий, которые используем в своей педагогической деятельности:
- Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки», «Повороты головой», «Погончики», «Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
- Развитие мелкой и общей моторики пальцев рук является важным видом деятельности, который способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Сочетаем упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.
- Массаж и самомассаж. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Мы используем массаж и самомассаж кистей и пальцев рук, предплечья, а также лица и шеи; массаж стоп; массаж ушных раковин; массаж язычной мускулатуры. Приведем пример массажа ладоней и подушечек пальцев.
«Мне дала синичка хрупкое яичко»
(обыгрываем каучуковый мячик или грецкий орех как яйцо птички).
Птичка веток набрала (перекладываем мячик из ладошки в ладошку)
Крепко гнездышко свила, (крепко сжимаем, как будто лепим снежок)
И снесла яичко умница-синичка, (подушечками пальцев перебираем мячик)
Ты яичко покатай, (катаем между ладонями)
Но из рук не выпускай: (перекладываем с одной ладони на другую)
Очень хрупкое оно так у птиц заведено. (перебираем подушечками пальцев)
- Релаксация. Комплекс упражнений на релаксацию используем для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи. Можно использовать такое упражнение для расслабления мышц «Раз, два, три....»:
Дети садятся ближе к краю стула, руки свободно лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Все умеют танцевать
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать!
Есть у нас игра такая-
Очень легкая простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно
Расслабление приятно!
- Психогимнастика. Помогает создать условия для успешного обучения каждого ребенка. Коррекционная направленность этой деятельности предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушение общения. Эти задачи успешно решаются в театральной деятельности, логоритмике, во время динамических пауз в процессе сюжетно — ролевых игр.
- Сказкотерапия - технология воздействия через сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. При использовании сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы, вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Поскольку чувства бывают не только положительные, но и отрицательные, то и образы у детей рождаются не только радостные, но и пугающие. Одна из важных целей этого вида деятельности — преобразовать отрицательные образы в положительные, чтобы мир ребенка был красив и радостен. Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.
- Музыкотерапия — технологии музыкального воздействия, используем в различных формах физкультурно — оздоровительной работы. Применяем эту технологию для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.
- Динамические паузы (физкультминутки) проводим для профилактики утомления детей. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы, физминутки проводятся в игровой форме в середине непосредственно — образовательной деятельности. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других здоровьесберегающих технологий.
- Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности.
- Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, как часть физкультурной деятельности, во время прогулки, а также в групповой комнате , как малоподвижные игры.
- Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"
В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...
Развитие речи дошкольников через игровые технологии (ЛЕГО - технология)
В педагогике ЛЕГО -технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в проц...
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: "Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи....
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
Развитии речи дошкольников через игровые технологии в ДОУ
Не поучать и, обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребенку» (Джани Родари)...
Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий
Опыт работы по теме: "Развитие речи дошкольников посредством инновационных технологий"....
Развитие речи дошкольников через игровые технологии
Использование игровых технологий помогает организовывать работу по развитию речи интереснее и разнообразнее, поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, что влияет на эффективность ...