Правовое воспитание в ДОУ
материал на тему

Казанцева Татьяна Александровна

Работа  с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazantseva_t.a.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Правовая грамотность дошкольников в условиях ДОУ

На протяжении длительного времени для общества была и остается актуальной задача по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно участвовать в воспитании правовой личности считается решающей. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. В настоящее время основная задача современного образования - воспитание человека культурного и грамотного. 

Правовое воспитание в дошкольном возрасте понимается как процесс, направленный на создание условий для приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, на базе которых происходят усвоение правовых норм и формирование предпосылок активной жизненной позиции ребенка.   Таким образом, дошкольное детство, является таким периодом, когда формируются основы мировоззрения ребенка, его отношение к себе, как к личности, другим людям, окружающему его социальному миру. Если этот мир станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется потребность становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире, ценить и уважать достоинства других народов, что будет являться неотъемлемой чертой его социального развития. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре права становится одной из актуальных задач современного дошкольного учреждения. Поэтому просто необходимо готовить детей к осознанному восприятию правовых норм, воспитывать уважение к закону, устанавливать и регулировать взаимоотношения со сверстниками, не нарушая их права и уважая их личность. Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни.

Содержание образовательной деятельности с детьми по правовому воспитанию связано с международными правовыми документами: «Всеобщей декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка» и предполагает ознакомление дошкольников с конкретными и понятными им правами. В процессе правового воспитания детей в ДОУ применяются разнообразные организационные формы и методы работы. Поставленные задачи по правовому воспитанию дошкольников рассматриваются в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между человеком  и обществом. В нашем детском учреждении тематический план работы по повышению правовой культуры  детей построен таким образом, что на каждый блок приходится три образовательных мероприятия, включая совместную деятельность педагога и ребенка и самостоятельную деятельность детей (в соответствии с возрастными особенностями детей).                                                      

Блок 1. «Знакомство с Декларацией прав человека»  

Блок 2. «Право на имущество»  

Блок 3. «Право иметь семью»

Блок 4. «Право на свободу и равенство»

Блок 5. «Право на жилище»  

Блок 6. «Право на имя»  

Блок 7. «Прав и обязанности детей»  

Блок 8. «Право на отдых, игру, развлечение»  

Блок 9. «Наши права»  

Работа над каждым блоком ведется в течение одного календарного месяца. Так же целесообразно совмещение различных видов деятельности  на занятиях и воздействие на различные анализаторы для более полного погружения детей в атмосферу темы. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах деятельности детей: прежде всего игровой, художественно-игровой, театральной, продуктивной, трудовой. Дошкольный возраст является таким периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение, развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Поэтому нами используются разнообразные игровые методы и приемы: игры- путешествия, игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок, сюжетно-ролевые игры, игры с решением проблемных задач. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную и продуктивную деятельность, так как любая игровая ситуация должна нести в себе момент воспитания. Дети включаются в решение простых творческих задач и ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Основной принцип в работе с детьми дошкольного возраста по воспитанию правовой грамотности - дать возможность детям познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретной ситуации, их поступках. Педагоги нашего учреждения заняли позицию исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего социального развития. В учреждении созданы все условия личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, что позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя в игре. Для достижения положительных результатов по правовому воспитанию, в группах с помощью детей и родителей постоянно пополняется предметно-развивающая среда. Взаимодействуя с воспитателями и участвуя в жизни детского сада, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества. Понимание родителями педагогических процессов и своевременное вмешательство в них позволяет решить многие задачи. От отношения родителей и других взрослых к ребёнку во многом зависит его дальнейшее личностное развитие.

Процесс формирования у дошкольников правовой грамотности является составной частью процесса социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Продолжением работы по правовому воспитанию в нашем дошкольном учреждении стало создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность мини-музея. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно- нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими и работающими рядом. Меня как и многих педагогов нашего учреждения привлекла важная особенность мини-музеев - участие в их создании как детей, так и родителей. Мини - музей стал результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семей. В течение года совместно с родителями подбирались экспонаты для музея, проводилось ознакомление родителей непосредственно с самим музеем ДОУ, его экспонатами. Родители и дети с большим интересом включились в работу по сбору информации, пополнению музея. Была собрана большая коллекция старинных предметов быта, которые еще сохранились в бабушкиных сундуках. Музей пополнился одеждой и рецептами кухни народов Поволжья, старинными семейными фотографиями, были созданы генеалогические деревья семьи. Детские рисунки, коллективные семейные работы гармонично дополняли содержание музея, что сделало их более понятными и доступными детям. Для реализации задач был разработан ряд образовательных мероприятий. Каждое из них являлось закрытым тематическим блоком, однако по возможности реализовался принцип последовательности для облегчения восприятия и запоминания детьми информации. Это позволило в последующем сделать более адекватные выводы о пользе использования в обучении мини-музеев. Образовательные мероприятия состояли из нескольких частей: первая часть посвящена беседе и теоретическому ознакомлению детей; на второй части осуществлялось более полное знакомство с экспонатами музея без возможности взять их в руки; следующая часть – непосредственное ознакомление с экспонатами; последняя часть посвящена практической деятельности, играм, рисованию и подведению итогов.

Тематический блок 1. «Малая и большая Родина», где была предоставлена общая информация о стране, в которой они проживают, а также о родном городе. Было уделено внимание таким темам, как географическое положение, климат, история, правовое государство, а также некоторым ассоциативным с Россией моментам.

Тематический блок 2. «с. Кременки- г.Новоульяновск».Данный блок раскрыл историю возникновения города Новоульяновска. Детям было рассказано о том, как раньше назывался город, как он был основан, с какой целью и т.д. Также внимание было уделено становлению и развитию города, проводилось сравнение между старым и новым обликом города.

Тематический блок 3. «Народности». В этом блоке дети познакомились с народностями, населяющими Поволжье, их национальными особенностями, историей, бытом, культурными традициями. Основной целью занятия было воспитание толерантного отношения к людям других национальностей и верований.  

Тематический блок 4. «Выдающиеся люди», где детям было рассказано о том, что с Новоульяновском связаны судьбы многих выдающихся людей. Была раскрыта роль, которую они сыграли для своей малой Родины и страны в целом. Были приглашены ветераны труда ,заслуженные люди города. Основной целью стояло пробудить в детях желание трудиться на благо Родины, подчеркнуть значение каждого человека в судьбе страны.

Тематический блок 5. «Экскурсия по музею», он посвящен подведению итогов всего изученного, проведению совместных праздников. Главная роль отводилась деятельности ребят, выступавших в роли экскурсоводов и проверки полученных ими знаний. Данная работа позволила детям не только приобретать знания теоретического характера, но и реализовать их в практической непосредственно-образовательной  деятельности, а также стимулировать  самостоятельную активность, давая простор для дальнейшего углубления общекультурных представлений. Для оценки результативности цикла мероприятий по формированию правовой грамотности была проведена диагностика. Ее результаты позволили выявить значительные положительные изменения в сформированности знаний детей дошкольников в различных разделах знаний.

Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что проводимая работа способствует не только формированию элементов правовой грамотности у детей и родителей, но и эмоциональному сближению детей и родителей в результате совместной деятельности, развитию у детей социальной компетентности, коммуникативных навыков, умению решать поставленные задачи. Нужно отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка. Тем не менее, теоретические исследования, практическое наблюдение и проведение экспериментальной диагностики  доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, что служит основанием для продолжения реализации данных методов работы как средства правового воспитания в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально-правовому воспитанию детей

Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....