Методические рекомендации(мониторинг)
консультация на тему
Методические рекомендации(мониторинг)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsiimonitoring.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации психодиагностической работы при обучении иностранному языку с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (1 класса)
При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку не вызывает сомнения необходимость использования психологической диагностики с целью изучения реальных психологических возможностей ребёнка, а также наблюдения за динамикой его психического и физического развития и осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе.
Перед тем, как приступить к раннему обучению детей иностранному языку, педагогам, принимающим участие в данном процессе, важно знать особенности познавательного развития ребёнка и его интеллектуальные возможности, уровень сформированности эмоционально-аффектной сферы и навыков общения.
Важна не просто диагностика уровня развития отдельных психических процессов или особенностей развития личности ребёнка, а установление взаимосвязи между отдельными особенностями психики ребёнка (познавательными особенностями, личностными качествами, характером общения). Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность.
Поэтому так важно в процессе диагностики использовать целый комплекс методик, что позволяет рассмотреть личность ребёнка со всех сторон и составить целостное представление о его психическом развитии. Именно в сочетании индивидуального отношения к ребёнку с комплексным подходом к изучению особенностей его развития и заключается смысл психодиагностической, а затем и развивающей работы.
Зачастую, в практике обследования используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребёнка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребёнка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.
Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы, поэтому при организации психодиагностического обследования следует принимать во внимание несколько основных правил, без которых эта работа не будет успешной:
- Психологическая диагностика должна проводиться компетентными специалистами-психологами, имеющими соответствующую квалификацию.
- Методические приёмы для проведения диагностического обследования ребёнка должны быть, по возможности, краткими экспресс - методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы психического развития ребёнка. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.
- Следует учитывать, что каждая методика рассчитана на детей определённого возраста. Существуют методики которые можно использовать в разных возрастных группах дошкольного учреждения, а также в первом классе начальной школы. В таких случаях необходимо обращать внимание на инструкцию и особенности подачи материала для каждого возраста. Необходимо строго следовать инструкции, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а полученный вами результат будет ошибочным.
- Результаты, полученные в ходе диагностического обследования, также не могут быть одинаково значимы для разного возраста. Поэтому следует быть внимательным при интерпретации и обязательно сверять их с результатами, типичными для детей конкретного возраста. Следует иметь в виду, что по результатам одной методики нельзя сделать вывод об особенностях развития ребенка. Этот вывод можно сделать в результате комплексного обследования и использования различных методов исследования психологических особенностей развития ребёнка.
- Для работы по многим диагностическим материалам необходим специальный «стимульный материал» (карточки, тексты, картинки), которые предлагают ребёнку. Все инструкции о способе подачи и порядке предъявления этого материала обязательны, не соблюдая их или изменяя сам материал, вы можете получить совершенно другой результат.
- Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, и хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребёнка.
- Однако при работе с ними надо быть особенно внимательным и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.
- Никогда не следует пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания, а также упоминать, что вы проверяете ребенка. Это приведёт к напряженности, скованности и может исказить объективность полученных данных.
- Следует помнить, что в силу специфики дошкольного возраста, все психические процессы очень подвижны и пластичны, поэтому нельзя считать результаты диагностики (даже в случае их достоверности) устойчивыми. Любое достижение ребенка дошкольного и младшего школьного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.
- Психодиагностика должна иметь динамический характер, в результате которой выявляются как успешные, так и слабые звенья проводимой работы. Для контроля за динамикой развития и обучения следует проводить диагностические процедуры не менее двух раз: на начало и конец учебного цикла занятий в каждой возрастной категории. Диагностические изменения психического развития ребенка необходимо фиксировать в любой, удобной для специалиста форме: дневниковые записи, карты и шкалы наблюдений за развитием воспитанников.
- В случае отсутствия специалиста – психолога в образовательном учреждении ( например, в сельских территориях), допускается проведение диагностики не на специальных ( стандартизированных) тестовых процедурах, а на основании наблюдений за поведением и деятельностью каждого воспитанника. Воспитатели и учителя регистрируют особенности его деятельности и поведения, избегая субъективных интерпретаций. При этом они используют различные неформальные техники: наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы или класса, дневниковые записи, карты и шкалы, фиксирующие динамические результаты обучения и развития своих воспитанников, образцы детских работ, интервью и беседы. Все эти техники достаточно просты и доступны, требуют минимального предварительного обучения и дают обширный материал, позволяющий лучше понять каждого ребёнка, создать условия для его развития на основе индивидуального подхода.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»
Утверждаю_______________________
Заведующая МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» Е.А.Алхасова
Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей средней группы
Воспитатель английского языка
Новикова Е.И.
2014-2015 уч.г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»
Утверждаю_______________________
Заведующая МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» Е.А.Алхасова
Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей старшей группы
Воспитатель английского языка
Новикова Е.И.
2014-2015 уч.г.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» п. Чернянка Белгородской области»
Утверждаю_______________________
Заведующая МАДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» Е.А.Алхасова
Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель английского языка
Новикова Е.И.
2014-2015 уч.г.
Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей средней группы
Воспитатель английского языка
Новикова Е.И.
2014-2015 уч.г.
Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей старшей группы
Воспитатель английского языка
Новикова Е.И.
2014-2015 уч.г.
Перспективно - тематическое планирование по английскому языку для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель английского языка
Новикова Е.И.
2014-2015 уч.г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ1.1 Основные понятия ………………………………...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Положение о смотре-конкурсе «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ» и методические рекомендации к созданию учебно-методического пособия
Положение о...
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...