Кружок "Почемучка"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Данная методическая разработка позволит воспитателям спланировать работу по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_pochemuchka.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы кружка «Почемучка» на 2010-2011 учебный год.
Актуальность:
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.
Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и т.п. в возрасте «почемучек дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета.
Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.
Цель: формирование у детей исследовательских навыков, исследовательского склада мышления.
Задачи:
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворяемость и т.д.);
- Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу и решению поставленной проблемы;
- Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности;
- Развивать логическое и творческое мышление детей;
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Занятие в кружке «Почемучка», проводятся во вторую половину дня, длительность занятия не более 15 минут.
План на 2010 – 2011 учебный год.
№ | Содержание | Цели и задачи | Сроки |
1. | «Свойства песка» | Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мягкий, легко сыплется, слипается, мокрый темнее сухого). | Сентябрь 2010г. |
2. | «Почему песок хорошо сыплется?» | Выделить свойства сухого и влажного песка. | Сентябрь 2010г. |
3. | «Печем пироги для кукол» | Продолжать знакомить со свойствами песка. Побуждать детей к эмоциональной оценке достигнутого результата. | Октябрь 2010г. |
4. | «Свойства воды» | Познакомить детей со свойствами воды (чистая, холодная и теплая, она льется). | Октябрь 2010г. |
5. | «Водные растворы» (окрашивание воды) | Продолжать знакомить со свойствами воды: прозрачная, бесцветная, но может изменить эти свойства. | Ноябрь 2010г. |
6. | «Глина, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи, сделанные из глины определять качества (мягкость, пластичность) и свойства (мнется, размокает, бьется). | Ноябрь 2010г. |
7. | «Легкий - тяжелый» | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу. | Декабрь 2010г. |
8. | «Найди по звуку» | Определять и различать издаваемые шумовые звуки. | Декабрь 2010г. |
9. | «Горячо - холодно» | Научить определять температуру веществ и предметов. | Январь 2011г. |
10. | «Снег, какой он?» | Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный). | Январь 2011г. |
11. | «Как из снега получить воду?» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | Февраль 2011г. |
12. | «Изготовление цветных льдинок» | Познакомить с одним из свойств воды. | Февраль 2011г. |
13. | «Ветер по морю гуляет» | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу. | Март 2011г. |
14. | «Бумага, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину) и свойства (мнется, режется, рвется). | Март 2011г. |
15. | «Плавает - тонет» | Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды. Другие тонут). | Апрель 2011г. |
16. | «Посадка лука» | Уточнить представление о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений. | Апрель 2011г. |
17. | «Здравствуй, солнечный зайчик» | Дать представления о том, что «солнечный зайчик» - луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности. | Май 2011г. |
18. | «Каждому камешку свой домик» | Классификация камешков по форме, размеру, цвету, особенности поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | Май 2011г. |
План на 2011-2012 учебный год.
№ | Содержание | Цели и задачи | Сроки |
1. | «Игры с веерами и султанчиками» | Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением. Движение воздуха – это ветер. | Сентябрь 2011г. |
2. | «Поиграем с солнышком» | Определить какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени). | Сентябрь 2011г. |
3. | «Чудесный мешочек» | Познакомить с органами чувств и их значением (нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем) | Октябрь 2011г. |
4. | «Почему осенью бывает грязно» | Познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду. | Октябрь 2011г. |
5. | «Угадай, чей голосок?» | Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. | Ноябрь 2011г. |
6. | «Чудесный мешочек» | Познакомить с предметами, по-разному проводящими тепло, определять на ощупь самый твердый предмет. | Ноябрь 2011г. |
7. | «Разные ножки топают по снежной дорожке» | Научить детей получать четкие следы на снегу. Показать, как получить из снега различные фигуры. | Декабрь 2011г. |
8. | «Красивые льдинки» | Знакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах) | Декабрь 2011г. |
9. | «Мороз и снег» | Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. | Январь 2012г. |
10. | «Свойства льда» | Познакомить со свойствами льда (лед – это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности. | Январь 2012г. |
11. | «Древесина, ее качества и свойства» | Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности) и свойства (режется, горит, не тонет). | Февраль 2012г. |
12. | «Ткань, ее качества и свойства» | Учить узнавать вещи из ткани. Определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, намокает). | Февраль 2012г. |
13. | «Посадка цветов астр для рассады» | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Март 2012г. |
14. | «Резина, ее качества и свойства» | Научить узнавать вещи изготовленные из резины, определять ее качества и свойства (плотность, упругость, эластичность) | Март 2012г. |
15. | «Металл, его качества и свойства» | Учить узнавать предметы сделанные из металла. Определять его качества и свойства (твердый, холодный, тяжелый) | Апрель 2012г. |
16. | «Необычные кораблики» | Знакомить со свойствами «плавает», «тонет». (кораблики из бумаги, пенопласта, пластмассы). | Апрель 2012г. |
17. | «Построим замок для динозавров» | Закрепление знаний о свойствах песка, воды, глины. | Май 2012г. |
18. | «Игры с султанчиками, вертушками, лентами» | Расширять знания о ветре, как он образуется. | Май 2012г. |