Кружок "Почемучка"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Самарина Марина Леонидовна

Данная методическая разработка позволит воспитателям спланировать работу по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_pochemuchka.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка «Почемучка» на 2010-2011 учебный год.

Актуальность:

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир.

Дети, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им и т.п. в возрасте «почемучек дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета.

Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.

Цель: формирование у детей исследовательских навыков, исследовательского склада мышления.

Задачи:

  • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, плавучесть, растворяемость и т.д.);
  • Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу и решению поставленной проблемы;
  • Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности;
  • Развивать логическое и творческое мышление детей;
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Занятие в кружке «Почемучка», проводятся во вторую половину дня, длительность занятия не более 15 минут.

План на 2010 – 2011 учебный год.

Содержание

Цели и задачи

Сроки

1.

«Свойства песка»

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мягкий, легко сыплется, слипается, мокрый темнее сухого).

Сентябрь

2010г.

2.

«Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства сухого и влажного песка.

Сентябрь

2010г.

3.

«Печем пироги для кукол»

Продолжать знакомить со свойствами песка. Побуждать детей к эмоциональной оценке достигнутого результата.

Октябрь

2010г.

4.

«Свойства воды»

Познакомить детей со свойствами воды (чистая, холодная и теплая, она льется).

Октябрь

2010г.

5.

«Водные растворы»

(окрашивание воды)

Продолжать знакомить со свойствами воды: прозрачная, бесцветная, но может изменить эти свойства.

Ноябрь

2010г.

6.

«Глина, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из глины определять качества (мягкость, пластичность) и свойства (мнется, размокает, бьется).

Ноябрь

2010г.

7.

«Легкий - тяжелый»

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

Декабрь

2010г.

8.

«Найди по звуку»

Определять и различать издаваемые шумовые звуки.

Декабрь

2010г.

9.

«Горячо - холодно»

Научить определять температуру веществ и предметов.

Январь

2011г.

10.

«Снег, какой он?»

Познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный).

Январь

2011г.

11.

«Как из снега получить воду?»

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Февраль

2011г.

12.

«Изготовление цветных льдинок»

Познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

2011г.

13.

«Ветер по морю гуляет»

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

2011г.

14.

«Бумага, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину) и свойства (мнется, режется, рвется).

Март

2011г.

15.

«Плавает - тонет»

Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды. Другие тонут).

Апрель

2011г.

16.

«Посадка лука»

Уточнить представление о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Апрель

2011г.

17.

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Дать представления о том, что «солнечный зайчик» - луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

Май

2011г.

18.

«Каждому камешку свой домик»

Классификация камешков по форме, размеру, цвету, особенности поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Май

2011г.

План на 2011-2012 учебный год.

Содержание

Цели и задачи

Сроки

1.

«Игры с веерами и султанчиками»

Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением. Движение воздуха – это ветер.

Сентябрь

2011г.

2.

«Поиграем с солнышком»

Определить какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

Сентябрь

2011г.

3.

«Чудесный мешочек»

Познакомить с органами чувств и их значением (нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем)

Октябрь

2011г.

4.

«Почему осенью бывает грязно»

Познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Октябрь

2011г.

5.

«Угадай, чей голосок?»

Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Ноябрь

2011г.

6.

«Чудесный мешочек»

Познакомить с предметами, по-разному проводящими тепло, определять на ощупь самый твердый предмет.

Ноябрь

2011г.

7.

«Разные ножки топают по снежной дорожке»

Научить детей получать четкие следы на снегу. Показать, как получить из снега различные фигуры.

Декабрь

2011г.

8.

«Красивые льдинки»

Знакомить со свойствами воды            (превращается в лед при низких температурах)

Декабрь

2011г.

9.

«Мороз и снег»

Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Январь

2012г.

10.

«Свойства льда»

Познакомить со свойствами льда (лед – это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

Январь

2012г.

11.

«Древесина, ее качества и свойства»

Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности) и свойства (режется, горит, не тонет).

Февраль

2012г.

12.

«Ткань, ее качества и свойства»

Учить узнавать вещи из ткани. Определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, рвется, намокает).

Февраль

2012г.

13.

«Посадка цветов астр для рассады»

Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Март

2012г.

14.

«Резина, ее качества и свойства»

Научить узнавать вещи изготовленные из резины, определять ее качества и свойства (плотность, упругость, эластичность)

Март

2012г.

15.

«Металл, его качества и свойства»

Учить узнавать предметы сделанные из металла. Определять его качества и свойства (твердый, холодный, тяжелый)

Апрель

2012г.

16.

«Необычные кораблики»

Знакомить со свойствами «плавает», «тонет». (кораблики из бумаги, пенопласта, пластмассы).

Апрель

2012г.

17.

«Построим замок для динозавров»

Закрепление знаний о свойствах песка, воды, глины.

Май

2012г.

18.

«Игры с султанчиками, вертушками, лентами»

Расширять знания о ветре, как он образуется.

Май

2012г.