Публичный доклад на педсовет. "Воспитание толерантности у детей".
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на педсовет | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности у детей.
Что такое толерантность? Это способность человека в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с окружающей средой, сохраняя при этом уважение к себе, свое душевное равновесие, не вступая в конфронтацию и оставаясь в позитивных отношениях с собой и миром. Толерантность часто называют терпимостью, но это не значит, что мы должны учить своего ребенка подставлять левую щеку, когда его ударили по правой. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Он умеет сочувствовать, стремится к миру и сотрудничеству, к позитивному диалогу. Толерантность - это скорее не терпимость, а умение принимать и понимать другого человека. Интолерантность – противоположное понятие. Интолерантные взрослые, а вслед за ними и дети, могут нетерпимо, пренебрежительно, агрессивно относится к другим, непохожим на него, людям…
Что значит другой?
- Другая внешность (например, ребенок с яркими внешними особенностями или физическими особенностями)
- Другое поведение (занятие балетом у мальчиков, «слишком интеллигентная девочка» и т. д.)
- Другой образ жизни (заболевание, уклад семьи и др.)
- Другая национальность
- Другая вера
- Другое социальное положение (многодетная семья, пьющий папа и др.)
- Другой материальный достаток
Для интолерантных детей: Другой – значит Чужой, Опасный. Для толерантных детей, Другой – это всего лишь другой, и возможно, очень интересный. Свою интолерантность, с молчаливого согласия родителей или неосмотрительных педагогов, дети понесут дальше – в школу, в подростковый и юношеский возраст. Они забудут, с чего началась их нетерпимость, и перенесут ее на все сферы жизни.
Итак Когда нам воспитывать толерантность в ребенке?
время формирования и воспитания нравственных качеств: это дошкольное детство. Трудно требовать от подростка понимания и сотрудничества, если его этому никогда не учили.
Воспитание толерантности начинается с детства, старший дошкольный возраст, к которому относятся дети – лучшее время, это период наивысшей чувствительности к воспитанию нравственных категорий.
Где воспитывать толерантность?
А Где проводят дети свою жизнь? Дом, родственники, садик, кружок, улица…
Дошкольное детство замечательно тем, что ребенок практически не остается без попечения взрослых. И что бы его не воспитала улица, первые уроки должны быть преподнесены дома и в дошкольном учреждении. Ребенок должен выходить на улицу со стойким социальным иммунитетом: я знаю, что в мире встречаются плохие вещи, и плохие люди, я умею их отличать, но я не стану от этого злым.
Третий вопрос: Кто? Кто будет воспитывать толерантность? Это близкие взрослые, которым ребенок доверяет, кого послушает. Родители и мы.
Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров. Поэтому для начала необходимо самим родителям ,а также и нам с вами относиться к ребенку толерантно.
Во-первых, не обижать его.
Во-вторых, выслушивать его мнение и считаться с ним.
В-третьих, уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка. Это самый сложный момент, но в то же время и самый важный, поскольку у детей обостренное чувство справедливости.
В-четвертых, уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов. Под словосочетанием «разрушительный конфликт» подразумевается противостояние, которое наносит «противнику» ущерб, моральный или физический. Разумеется, что в повседневной жизни невозможно избежать противоречий интересов, желаний и мнений.
Задача воспитания толерантности – обратить конфликт в конструктивный, вызвав ребенка к разговору о возникших противоречиях и к совместному принятию компромиссных решений.
В-пятых, нельзя унижать достоинство ребенка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.
В-шестых, не стоит заставлять ребенка с помощью силы делать то, что хочется вам.
Для того чтобы воспитывать детей в духе толерантности, нужно владеть соответствующими знаниями, а именно, первоначально родителям необходимо формировать у подростков систему ценностей, в основе которой лежат такие общие понятия, как согласие, компромисс, взаимное принятие и терпимость, прощение, ненасилие, сочувствия, понимание, сопереживание и т.п.
От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации.
Итак Схема воспитания толерантности очень проста.
Отношения между родителями
– отношения родителей к ребенку
– отношение ребенка к родителям
– отношения ребенка к другим родственникам и близким
– отношения ребенка к сверстникам и взрослым людям.
(Приемы:
Мы все похожи. Наши дети ходят в 64 сад. Сад находится в городе Нижневартовске. Это обычный российский город. Россия – это страна на планете Земля.
Каждый из нас уникален и ценен. )
Игра«Другой ребенок»: (Надписи: «Я заикаюсь», «Я ношу вещи старшей сестры (брата), «Я плохо говорю по-русски», «Я люблю вышивать и плести из бисера» (мальчик), «У нас нет машины», «Меня воспитывает бабушка», «Я вся (весь) в веснушках», «Я меньше всех в группе», «Я не умею давать сдачи», «Я не умею сидеть спокойно», «Я неаккуратно ем», «Я все время хочу к маме» и др Ведущий: «Мы не будем демонстрировать интолерантное поведение, нетерпимость к вам». Но я даю минуту, ровно одну минуту, для того, что бы вы представили себя маленьким ребенком, который прожил на свете всего шесть лет, и о котором все думают только то, что написано ,Время пошло…» Спустя минуту, ведущий говорит: «Прислушайтесь к своему внутреннему состоянию. Покажите его с помощью карточки. А теперь мы поучимся толерантности. Мы увидим в Другом, непохожем на нас человеке его особенную ценность. Например: «Этот ребенок шепелявит… Зато он прекрасно бегает!»
Ведущий по-очереди называет качества, написанные на карточках, а взрослые предлагают альтернативные, «позитивные» варианты… Когда каждому, «другому» ребенку будет дана положительная характеристика «Зато…», ведущий снова просит почувствовать участников свое состояние, )
Что мы должны делать для развития толерантности?
- воспитывать с любовью и во имя любви;
-воспитывать в духе мира;
-вовлекать в процесс воспитания толерантности родителей;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и способности каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
-формировать чувство справедливости;
-избегать жестоких отношений;
-не допускать проявлений манипулирования;
-быть готовым и способным к диалогу; пониманию и солидарности;
- воспитывать сопричастность;
- быть примером для детей и сообщества; уметь слушать;
- выражать одобрение относительно того, что сделано;
-поддерживать эмоциональные привязанности; развивать у детей чувство взаимного расположения;
-давать детям возможность самостоятельно решать проблемы;
Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....
Педсовет: Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с русскими народными обычаями, традициями, творчеством
Педсовет: Воспитание патриотических чувст у детей через ознакомление с русским народным творчеством, обычаями и традициями...
Доклад на педсовет: "Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"
Доклад на педсовет:"Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"...
Выступление на педсовете в школе №2115 публичный доклад на тему развитие речи у детей
Выступление на педсовете в школе №2115 публичный доклад на тему развитие речи у детей...
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ»
Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –даже самый грубый – возвышается до творчества.(Максим Горький.) Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастаю...
Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"
Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...
Доклад на педсовете «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО....