Беседа-развлечение для детей 11подготовительной группы детского сада
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ушакова Ирина Александровна

Информация о масленнице для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа-развлечение для детей 11подготовительной группы детского сада

Цели:

– познакомить учащихся с обычаями и обрядами празднования Масленицы;

– воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Ведущая.

Ребята,сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице.
Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых,пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людямсолнца и тепла.
Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям,катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица,перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что жесамое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день —блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.
Блин не клин, брюхо нерасколет!
Как на масленой неделе изтрубы блины летели!
Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!
Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинами объедаемся!

На Масленой неделе выпекались ритуальные блины — олицетворение солнца; девушки водили хороводы,пели песни. В песнях говорилось об изобилии масла, сыра, творога.
Парни и девушки надевали лучшие одежды.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани ивезли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали,дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжалпо всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица!
Прощай, красная!

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни,шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели,поездки на лошадях.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями,ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.

Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений.
Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и бралиего боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженыевеселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водилихороводы, пели частушки.

Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных ипотчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этогов ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня,пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения.

Так заканчивалась Масленица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа для детей ясельной группы детского сада "Здравствуй, детский сад"

Основная идея данной программы состоит в интеграции и систематизации психолого-педагогического материала по работе с детьми раннего возраста  с целью содействия адаптации ребенка к ДОУ и создания...

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

КАРТОТЕКА Тематических комплексов утренней гимнастики для детей логопедических групп и детей массовых групп детского сада от 4 – 5 лет.

Как известно, неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей се...

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. "Я в детском саду".

Иногда педагогу бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг

quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры для детей ясельной группы детского сада.Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Пальчиковые игры — это упражнения для пальцев и кистей рук, а также массажные движения, которые часто сопровождаются рифмованными стишками-потешками.Они выполняют следующие функции:Благотво...