«Заиграйте, мои гусли»
проект (старшая группа) на тему
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и образовательная деятельность, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zaigrayte_moi_gusli.doc | 500 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «БЕЛОЧКА»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗАИГРАЙТЕ, МОИ ГУСЛИ»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ВАСИЛЕНКО О.В.
ТАМБОВ, 2013
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада «Белочка»
_____________/М.В.Кротова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЗАИГРАЙТЕ, МОИ ГУСЛИ»
Тема проекта: «Формирование музыкальной компетенции дошкольника в процессе художественно – эстетического развития средствами музыкального фольклора».
Название проекта: «Заиграйте, мои гусли».
Разработчик проекта: музыкальный руководитель
Образовательная область: художественно- эстетическое развитие, музыка.
Области интеграции: художественно – эстетическая, познавательная, речевая, социально-коммуникативная.
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, творческий, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
Участники проекта: Данный педагогический проект рассчитан на воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет, их родителей, воспитателей и специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка».
Актуальность проекта: В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и образовательная деятельность, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для творческого развития дошкольников.
В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
Всё это дает богатейший материал для подготовки и реализации проекта «Формирование музыкальной компетенции дошкольника в процессе художественно – эстетического развития средствами музыкального фольклора».
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о народной (фольклорной) музыке, творчестве композиторов - классиков, использующих в своём творчестве русскую народную музыку. Актуализация представлений о жанрах русской народной песни, в частности о былинах, средствах музыкальной выразительности. Создание условий для формирования музыкального мышления детей, повышения уровня развития музыкальной культуры воспитанников, их родителей и воспитателей детского сада.
Задачи:
- Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
- Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, способствовать формированию исполнительских и творческих навыков, общих знаний о русском народном творчестве.
- Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке и её особенностях, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства.
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях, о былине, о былинных героях.
- Развивать музыкальные способности воспитанников, эмоциональную сферу, вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
- Создавать условия для формирования музыкальной компетентности, мышления детей, повышения их музыкальной культуры, уровня развития.
- Обеспечить интеграцию формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающих привлечение ресурсов семьи к реализации данного.
Объект: Музыкально-художественная деятельность детей дошкольного возраста, развивающая система музыкального образования, процесс сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкальной компетентности детей, сотрудничество воспитателей, воспитанников и их родителей в музыкально-художественной деятельности.
Гипотеза: Организационно-педагогическая работа музыкальной деятельности носит системный и комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется повседневно в группах детского сада, в музыкальных гостиных, кружках, в домашней самостоятельной деятельности. Дошкольник духовно развит, музыкально компетентен. Родители воспитанников активно включаются в процесс привития музыкального вкуса у детей, воспитанию русских культурных традиций. Реализована модель музыкального образования.
Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкальной компетентности ребёнка. Формирование системы музыкального образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения для развития детской музыкальной деятельности. Приобщение родителей к воспитанию у детей русских культурных традиций.
Этапы развития проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Обсуждение целей и задач проекта;
- Оценка возможностей и ресурсов в рамках реализации Проекта;
- Распределение материала на блоки, составление плана работы.
- Изучение компетентности родителей по теме проекта
2 этап. Основной этап.
- Планирование работы с воспитанниками, воспитателями.
- Создание условий для реализации проекта: подбор репертуара, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
- Пропаганда знаний о влиянии русской народной музыки на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
- Создание базы данных о народных коллективах страны, города и области: государственном русском народном хоре им. Пятницкого, государственном ансамбле песни и танца Тамбовской области «Ивушка», ансамбле «Россияне», ансамбле песни и танца «Тамбовчата»;.
- Активное включение русской народной музыки в непосредственно образовательную деятельность в художественно – эстетическом развитии;
- Исполнение русских народных песен, былин в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в течение дня, в семьях воспитанников;
- Совместная хоровая деятельность педагогов и воспитанников в рамках дополнительного образования;
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- Проведение открытых мероприятий на базе МБДОУ детского сада «Белочка»
3 этап. Заключительный.
- Мониторинг результатов проектной деятельности.
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
- Презентация проекта «Народный фольклор в детском саду».
Ожидаемы результаты реализации проекта:
1. Созданы условия, направленные на формирование музыкальной компетенции детей в процессе изучения русского народного песенного творчества.
2. Сформирована музыкальная компетентность дошкольника: сформирован запас музыкальных впечатлений. Ребёнок охотно слушает народную музыку и говорит о ней. Имеет представление о жанрах русской народной песни – былинах, хороводных, плясовых, солдатских, частушках, лирических, трудовых, песнях о природе, родном крае, Родине, колыбельных, игровых, колядках, масленичных. Самостоятельно определяет жанровую принадлежность произведения (песня, танец, марш). Знает состав оркестра русских народных инструментов. Выделяет тембры солирующих музыкальных инструментов в оркестре, музицирует на народных музыкальных инструментах
3. Организована работа «Музыкальной гостиной» по восприятию русской народной музыки и знакомству с использованием русского фольклора в творчестве композиторов-классиков.
4. Организована работа хорового кружка «Звуки здоровья».
5. Определены формы работы с педагогами и родителями по музыкальному развитию дошкольников в данном направлении.
Поэтапно – творческий план музыкального руководителя Василенко О.В. МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка» на 2013-2014 учебный год
по реализации проекта
«Формирование музыкальной компетенции дошкольника в процессе художественного- эстетического развития средствами музыкального фольклора».
месяц | воспитанники | педагоги | родители | оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | Мониторинг определения уровня знаний и умений воспитанников | |||
Октябрь | «Осенняя ярмарка», «Капустный хоровод». | Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам. | Помощь в проведении утренников. | Оформление русской избы, деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками. |
Ноябрь | «Мама – солнышко моё» | Воспитание детей на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия. | Участие в проведении концертной программы. | Атрибуты, костюмы. |
Декабрь | «Новый год в гостях у сказки о царе Салтане…» | Раскрыть значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. | Совместное чтение с детьми «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина | Декорации, атрибуты. |
Январь | Музыкальная гостиная «Музыкальная живопись сказок и былин». | Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке и её особенностях, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, взаимосвязи видов искусства | - | Музыкальный материал, презентация на тему «Богатырская тема в искусстве» |
Февраль | Театрализованное представление «Широкая Масленица» | Подготовка костюмов и чучела Масленицы | - | Народные костюмы, атрибуты, блины, самовар, чай, скатерть. |
Открытый показ музыкально – хореографической постановки «Сказание о чудесах земли русской» | Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры | Помощь в изготовлении костюмов | Атрибуты, костюмы, декорации, | |
Март | Фольклорный праздник «Живи, моя Русь и душа». | Развивать навыки восприятия народных традиций, творчества, музыки, игр, через отражение их содержания | Участие в утренниках | Ширма с изображением русской избы. Предметы деревенского двора и быта, кухонная утварь. Русские народные детские музыкальные инструменты, народные костюмы. |
Апрель | Городской конкурс детского творчества «Искорки Тамбовщины» | Накопление эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений. | Участие в подготовке конкурса «Искорки Тамбовщины» | Костюмы, фонограммы песен. |
Май | «Этих дней не смолкнет слава…» | Формировать патриотические чувства, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины | Помощь в проведению экскурсии к местам боевой славы. | Флажки, бумажные голуби, разноцветные ленточки, игрушки, синие платочки, фронтовое письмо. |
Июнь | Мониторинг результатов проектной деятельности, уровня освоения знаний и умений. | |||
Демонстрация опыта на педагогическом совете, участие во всероссийском конкурсе педагогического творчества. | Обобщение опыта. | - | Презентация, подготовленный материал, фотографии, видеоматериал. |
Репертуар:
Для слушания:
- М.П.Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»;
- А.П. Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская»:
- Часть I. Allegro;
- Часть IV. Finale. Allegro. - Н.А.Римский – Корсаков. Опера «Садко»:
- Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки»;
- Песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка»;
- Хор «Высота ли, высота поднебесная»;
- «Колыбельная Волховы»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»:
- Хор «Прощай, Масленица»;
- Третья песня Леля;
- М.П.Мусоргский. Опера «Хованщина». Вступление «Рассвет на Москве – реке»;
- Н.А.Римский –Корсаков. Опера «Сказка о Царе Салтане».
«Три чуда»;
- М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Финал. Хор «Славься»;
- М.И.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Вторая песня Баяна;
- «Былина о Добрыне Никитиче»;
- «Былинный напев сказителей Рябининых»;
- «Грушица» р.н.п.;
- «Берёзка» русский хоровод;
- «Калинка» р.н.п.;
- «Полянка» русский народный наигрыш;
- «Во кузнице» р.н.п.;
- «Как под яблонькой» р.н.п.;
- «Былинные наигрыши»;
- «Светит месяц» р.н.п.;
- «Приходила коляда накануне Рождества» р.н.п.;
- «Масленая погорела» р.н.п.;
- «Ой, масленая недалече» р.н.п.;
- «Ой, жаворонки, жаворонушки» р.н.п.;
- «А мы масленую дожидаем» р.н.п.;
- «Милый мой хоровод» р.н.п.;
- «Ах вы, сени, мои сени» р.н.п.;
- «У нас нынче субботея» р.н.п.;
- «Поехал наш батюшка на базар» р.н.п.
Для исполнения:
- «Былина о Добрыне Никитиче»;
- «Бай, качи –качи» р.н.п.;
- «Солдатушки, бравы ребятушки» р.н.п.
- «Белолица, круглолица» р.н.п.;
- «Плетень» муз. В.Калинникова, сл. народные;
- «Ах ты, берёза» р.н.п.;
- «Светит месяц» р.н.п.;
- «Ой, хмель мой, хмель» р.н.п.;
- «Земелюшка – чернозём» р.н.п.;
- «Сею, вею снежок» русская народная календарная песня;
- «Валенки» р.н.п.;
- «Ой, ты, зимушка-сударушка» р.н.п.;
- «Здравствуй, гостья – зима» р.н.п.;
- «Щедрик – ведрик» р.н.п.;
- «Блины» р.н.п.;
- «Как на тоненький ледок» р.н.п.;
- «Я на горку шла» р.н.п.;
- «Как вставала я ранёшенько» р.н.п.;
- «Ой, кулики, жаворонушки» р.н.п.;
- «На горе-то калина» р.н.п.;
- «Как пошли наши подружки» р.н.п.;
- «Русская изба» муз. Е.Птичкина, сл. М.Пляцковского;
- «Здравствуй, Родина моя» муз. Ю.Чичкова, сл.К.Ибряева
- «Моя Россия» муз. Г.Струве;
- «Родные места» муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского
- «Величальная песня» муз. А.Ермолова;
- «Свирель да рожок» муз. Ю.Чичкова;
- «Всё, что сердцу дорого» муз. Ю.Чичкова, сл. М.Пляцковского;
- «Россия – ты моя звезда» муз. Ю.Таран;
- «Родина ясноглазая» муз. В.Шаинского, сл. М.Ножкина.
Используемые информационные ресурсы
(список литературы, интернет ресурсы, издания на CD – дисках):
- И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. Программа музыкального воспитания «Ладушки», Санкт – Петербург, «Композитор», 2008 г.
- И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева. «Как у наших у ворот», Русские народные песни в детском саду, Санкт – Петербург, «Композитор», 2003 г.
- Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
- Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
- Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004
- Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
- Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993
- Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
- Воспитание искусством в детском саду . Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994
- Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998
- Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994
- Тихонова.М.В. Красна изба.С-Петербург.2000.
- http://nsportal.ru
- http://muzruk57.jimdo.com/?logout=1
- http://muzruk.if.ua/
- http://www.maam.ru
- http://www.musical-sad.ru
- http://www.o-detstve.ru
- http://chayca1.narod.ru/
- http://myzryk.forum2x2.ru
- http://possum.ru
- http://pochemu4ka.ru
- http://razum.myinsales.ru
- СD – диск «Как у наших у ворот» - русские народные песни в детском саду. Библиотека программы «Ладушки»;
- СD – диск «Масленица – полизуха» народные песни для детей. Составитель О.Лыков;
- CD - диск «Коляда – моляда». Народные колядки, Рождественские, Новогодние песни и игры;
- CD – диск «Народные песни и игры для детей»;
- CD – диск «Во поле берёзка стояла». Музыка и песни для дошкольников. Выпуск 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об обучении дошкольников игре на балалайке "Заиграй-ка, балалайка"
статья о кружке в детском саду "Весёлая балалайка"...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй-ка"...
Проект "Балалайка, балалайка - веселее заиграй - ка"
Краткосрочный проект "Балалайка, балалайка- веселее заиграй-ка"...
«Мой курай, зазвени, заиграй Всеми красками звонкого мира…»
Сценарий мероприятия на тему: «Мой курай, зазвени, заиграй Всеми красками звонкого мира…»(для детей старшего дошкольного возраста)...
Празднично игровое мероприятие "Солнышко лучистое заиграло весело"
Игра - это, прежде всего отдых, способ радостного общения детей. Игра так же является ведущим условием личностного развития ребёнка....
Беседа «Апрель - зажги снега, заиграй овражки» ( апрель-снегогон)
Цель: познакомить с нароным названием месяца, народными приметами...
Методическая разработка для детей старшего дошкольного возраста"Заиграй, свирель"
Обучение старших дошкольников игре на свирели -это прекрасная возможность приобщения детей к народным истокам,традициям и обычаям нашего народа. Дети испытывают огромную потребность в само...