Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему
Обощение опыта работы по развитию мелкой моторики рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_oboshchenie_opyta_raboty.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации Ковернинского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка» п.Ковернино
Обобщение опыта работы
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Волкова Н.В.
п. Ковернино
2014 год
«Источники способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев»
В.А.Сухомлинский
Маленький ребёнок.… Как он познаёт окружающий мир? Каждый из нас был маленьким и уже, наверное, забыл, как хотелось потрогать всё новое, прикоснуться, облизать, прикусить – то есть изучить предмет со всех сторон. Формирование восприятия мира и, как следствие, развитие речи идёт через ощущения руки. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Доказано, что одним из показателей нормального психологического и нервно–психологического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Работа по развитию мелкой моторики строится по следующей схеме:
Ежедневно проводится с детьми самомассаж рук. Это один из видов пассивной гимнастики. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев одной руки, затем другой. Затем растираем ладонь одной руки большим пальцем другой руки.
Для снижения тонуса и уменьшения напряжённости мышц периодически проводится криомассаж. Для его проведения используется две ёмкости. В одну наливают тёплую воду (ближе к горячей), в другую - ледяные кубики («конфетки»). Сначала малышам предлагается пошебуршать «конфетками» затем опустить ручки в теплую водичку. «Потрогаем «конфетки» – они холодные, а теперь потрогаем водичку – она горячая» и т.п. Затем руки хорошо встряхиваем и вытираем полотенцем. Вся процедура длится не более 7 минут, а ощупывание кубиков от 5 до 30 секунд.
Используются комплексы специальных упражнений:
«Пила» – левая рука ладонью вверх лежит на столе, а ребром правой руки имитируем движение пилы по всей поверхности ладони в направлении вверх–вниз; то же левой рукой.
«Утюжок» – и.п. – то же. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки по левой ладони, разминая её. Затем то же самое делаем рукой.
Используются различные упражнения на развитие тактильных ощущений: «Пальчиковый (сухой) бассейн», «Волшебный мешочек»
Играем с детьми в пальчиковые игры, в ходе которых так же активизируется мелкая моторика рук детей. Лепим из пластилина, из солёного теста. Изделия из солёного теста можно украшать различными мелкими предметами.
В настоящее время в продаже имеется множество игр, целенаправленно развивающих соответствующие навыки. Но можно и самим придумать массу интересных игр и занятий, которые способствуют развитию навыков мелкой моторики. Так же можно использовать в работе подручные средства. Например, интересные игры можно придумать с обыкновенными скрепками и прищепками. Очень нравится детям упражнение «Солнышко улыбается » – на предварительно нарисованный и вырезанный круг в виде солнышка дети по окружности прикрепляют скрепки или прищепки – это лучики солнышка.
Интересные тренажёры могут получиться из пластиковых бутылок и крышечек: «Бусы», «Вишни», «Снеговик», «Паровоз», «Платье», «Цветы», «Воздушные шарики», «Домик», «Грибочки». Дети любят прикручивать колёса к машинкам, самостоятельно подбирая цвет колёс.
Детям очень нравится кормить зверушек, сделанных из бутылок. Наши мышки с удовольствием «съедают» фасолинки, горошинки, мелкие комочки, свёрнутые из бумаги.
Малыши любят упражнение «Резиночка» (диаметр резиночки 4–5 см). Пальцы вставляем в резиночку и движениями всех пальцев нужно передвинуть на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Заданий может быть множество, с каждым разом они усложняются.
Игра «Забавный сюрприз».
В фольге завёрнуты игрушки – надо их развернуть, стараясь не порвать обёртку. Можно завернуть в фольгу грецкие орехи. Дети, разворачивая их, в одну тарелку кладут орешки, а в другую обёртки.
Выкладывание из ценников на липкой основе дорожки. Используя решётки для раковины, которые состоят из множества ячеек, ребёнок указательным и средним пальцами, как ножками, ходит по этим клеткам.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку. Во - первых, развивают мелкую моторику руки и уже подготавливают её к овладению письмом. Во - вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте. В - третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
При проведении игр и упражнений должны соблюдаться следующие принципы:
- Систематичность проведения;
- Последовательность – сначала на левой руке, потом на правой, при успешном проведении на обеих одновременно;
- Переход от простого к сложному;
- Движения должны быть различными – на растяжение, сжатие, расслабление;
- Тренировка всех пальцев, включая безымянный и мизинец. В противном случае можно получить противоположный результат – увеличение тонуса мышц пальцев.
- Очень важно желание ребёнка заниматься, эмоциональный настрой, интерес к происходящему.
В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, поэтому, чем больше мастерства в детской руке, тем выше развитие ребёнка.
Итак, задача взрослых – помочь ребёнку начать полноценно использовать возможность движения рук. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности , тем больше вероятности добиться познавательных способностей ребёнка. Не стоит забывать и о том, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей дальнейшей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития, с использованием игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Взгляд на решение проблемы развития мелкой моторики детей с ЗРР с помощью игр В.В. Воскобовича....
Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.
В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1. Развитие общ...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как одного из основных условий развития речи
Игры с прищепками...
консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
На страничке представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы
Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...