Доклад: "Механизмы сенсорного развития детей раннего возраста"
материал (младшая группа) на тему
В докладе представлен опыт работы по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo111.docx | 57.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №6»
г. Энгельс Саратовской области
Доклад по теме:
«Механизмы сенсорного развития
детей раннего возраста».
Подготовила:
воспитатель
Тугушева
Альфия Гайязовна
Энгельс 2014 г.
Своё выступление хотелось бы начать с выдержки из нормативного документа ФГОС. «Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и представляющие определенные направления развития и образования детей».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования науки России №1155 от 17 октября 2013 г.) познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе.
Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Для детей раннего возраста большое значение имеет развитие восприятия, т.к. является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти и внимания. Но если, для детей не будет создано благоприятных условий для развития восприятия, то будут наблюдаться задержки в развитии ребёнка. Поэтому в сегодняшнем сообщении мы хотели поделиться своим наработанным опытом.
Чтобы добиться сенсорного развития детей необходимо выполнить несколько задач:
* первостепенно необходимо наладить контакт с ребёнком;
* привлечь внимание к новой игре;
* постепенно формировать у детей представления о свойствах предметов : их форме, размере, цвете, положении в пространстве;
* развивать восприятие окружающего мира;
* обучение способам исследования окружающего мира: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке.
* развивать мелкую моторику рук.
Всем известно значение моторики в психическом развитии ребёнка.
На этой основе выделяются следующие задачи:
- Формирование у детей систем перцептивных действий
- Формирование у детей систем сенсорных эталонов
- Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
В сентябре нынешнего года была набрана группа детей раннего возраста (это дети от 2 до3 лет) в количестве 39 человек. С поступлением детей в ДОУ в их жизни происходит множество изменений:, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому необходимы игровые методы взаимодействия с ребенком и индивидуальный подход .
Поэтому особенно во время прохождения адаптационного периода большое значение при воспитании детей раннего возраста имеет развивающая предметно- пространственная среда, которую в соответствии с требованиями ФГОС мы постарались создать доступной, полифункциональной, безопасной.
Наряду с совместной образовательной деятельностью большое значение имеет правильная организация свободной игровой деятельности, которая является эффективным средством познания окружающего мира.
Хотелось бы сказать о двух основных сенсомоторных метода — обследовании и сравнении .
Обследование — специально организованное восприятия предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности.
Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов.
Так, например, на ощупь познаем объемную форму предметов, ощупывающие движения ложатся в основу изображения предмета в лепке, а чтобы определить свойства бумаги и ткани, детям предлагается послушать, что происходит, когда мнут бумагу и ткань, попробовать разорвать лист бумаги и кусочек ткани, постирать в воде кукольное платье из бумаги и из ткани. А для того, чтобы сформировать полноценный образ лимона, кроме названных способов обследования, его еще нужно понюхать, полизать или попробовать.
Сравнение - это и дидактический метод, и одновременно мыслительная операция, посредством которых устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может идти путем сопоставления предметов или их частей, путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. Первоначально выделенное лишь общее представление о предмете затем сменяется более определенным и детальным восприятием.
При изучении темы "Овощи" и "Фрукты" проводили занятия "Наш огород", "Что выросло в саду".
Например, детям предлагали взять 2 корзины, разные по величине, и отправиться в "огород" собирать урожай. Детям давалась словесная инструкция – "В большую корзину будем класть большие овощи, а в маленькую – маленькие". На грядке дети поочерёдно находили картофель, кабачок, огурцы, баклажаны, помидоры, лук, морковь.
Каждый овощ дети ощупывали, определяли его форму, цвет и размер.
Таким образом, сравнение — это своеобразный механизм обследования предмета, который помогает установлению соотношения предметов по величине, форме, пространственному положению, по некоторым другим свойствам, а в результате решает задачу усвоения общепринятой системы сенсорных эталонов.
Для исполнения каждого механизма необходимы свои инструменты.
Группа укомплектована разными дидактическими материалами, где наряду с купленными дидактическими играми, много было сделано своими руками. Заинтересовав родителей данной темой, беседуя об актуальности сенсорного развития детей с раннего возраста, актуальными стали консультации, рекомендации по проведению игр дома. Родители активно приняли участие в пополнении нашей копилки, а многие даже изготовили такие пособия для игр в домашних условиях .
Этот материал позволяет нам разнообразить методические приемы и подходы в работе с ними, а также формировать устойчивый интерес ребёнка к дидактическим пособиям.
Игровой материал, как вы видите, эстетически привлекателен, доступен в эксплуатации, многофункционален, поэтому во время адаптационного периода каждый из них внёс большую лепту, чтобы этот период прошёл безболезненно и легко, тем самым оказав помощь воспитателям и нашим детям.
Дети с удовольствием играют как с воспитателем, так и самостоятельно, используя в игре представленные на нашей выставке пособия и игровые модули. Особенной популярностью пользуется сенсорная доска, одна из них куплена, а вторая сделана своими руками.
Для развития мелкой моторики рук, тактильных ощущений, восприятия цвета были изготовлены нетрадиционные дидактические пособия «Поиграем с прищепками», «Цветочная поляна», «Бусы», «В гости к черепашке» и для демонстрации этого вот пособия мне бы хотелось пригласить вас уважаемые коллеги (Демонстрация пособия 4 человека). А вот нетрадиционное пособие «Снеговики » помимо выше сказанного ещё учит закручивать и раскручивать крышки».
Хочу обратить ваше внимание на очень интересное дидактическое пособие «Пальчиковый сухой бассейн». Он прекрасно используется для одновременного воздействия на различные точки кистей, пальцев и ладони, одновременно с формированием сенсорных эталонов форма, величина, материал, вес, звук. Оно прекрасно снимает эмоциональное напряжение, воспитывает усидчивость, терпеливость, пособие можно использовать при проведении различных игровых ситуаций.
Например, перед детьми ставится проблема: мамы (взрослые животные) потеряли своих детенышей, детям предлагается их найти. Дети с удовольствием помогают мамам и радуются, когда рядом с мамой оказывается ее детеныш.
Детям очень нравится тактильная коробка. Она сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена, и наполнена разными по фактуре тканями, противоположными по свойствам предметами. Наполнять и обновлять содержимое коробки нужно для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к ней. Данное пособие можно использовать при проведении игровых ситуаций, а также в самостоятельной деятельности детей.
Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать мелкую моторику позволяет игра «Разноцветные палочки», «Чудо- пирамидки».
Легко дети овладевают выбором по форме. С интересом играют в различные вкладыши деревянные и пластмассовые.
Познакомить детей с сенсорным эталоном-величиной помогают игры с матрешками.
Детям очень нравится Сенсорный коврик - замечательная игрушка, дающая огромный простор для манипулирования маленьким ручкам, тренирующая тактильное и зрительное восприятие, ориентацию в пространстве, внимание, память, мышление, моторику рук, речь. Ребенок не только получает сенсорное развитие, но и осваивает навыки сюжетно-ролевой игры и расширяет свои представления об окружающем мире.
Сенсорный коврик представляет собой сюжетное полотно с липучками, пуговицами, шнурками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей с разной фактурой. К полотну прилагается набор дополнительных деталей снабженных липучками и петельками. Их можно прикреплять в самых разных местах коврика, перемещая по нему, в зависимости от сюжета игры.
Еще одной удачной находкой для нас стаи игры с крупами , песком.
Был создан небольшой мобильный центр песка и воды, а также центр игры с живым песком.
Дети с удовольствием играют, познают, экспериментируют, тем самым мы добиваемся развития сенсорных способностей детей раннего возраста ,о которых мы сегодня ведем речь.
Прекрасное применение в развитии детей нашло рисование по крупе.
Такое рисование деткам невероятно полезно. Помимо явных плюсов, таких как: развитие мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений, мышления, воображения, фантазии, пространственного восприятия, данный вид детского творчества способен также оказать медитативное воздействие. Есть даже специальное направление психотерапии, помогающее с помощью песка найти гармонию, успокоить, избавить от фобий и страхов.
В результате нашей работы мы надеемся увидеть положительную динамику, которая бы прослеживалась в интересе детей к предметам ближайшего окружения, их свойствам, и мы видим, как дети с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования. Они любопытны, активны, эмоциональны и общительны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
Цель:обогащение представлений педагогов об особенностях сенсорного развития детей раннего возраста....
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...
План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста )...
Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...