Проект "Наши пальчики играют"
проект на тему

Горина Мария Геннадьевна

Актуальность. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovaya_gimnastika.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

 детский сад общеразвивающего вида № 19 «Ласточка»

 города Новоалтайска Алтайского края

ПРОЕКТ

«НАШИ ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ»

                                                                                                                       

                                                                                                     

Воспитатель:

Гилева Мария Геннадьевна

                                                   Проект «Наши пальчики играют»

  1.  Подготовительный этап.

                                               

Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.    

Актуальность. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь и на ее выразительность, формирование творческих способностей. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Именно  по этому я выбрала такую тему, считаю что она сейчас актуальна и будет актуальна в будущем.

К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Родители и воспитатели должны внимательно следить за ходом развития ребенка, чтобы вовремя заметить особенности и исправить ошибки. Своевременное выявление и устранение поможет избежать серьезных проблем в школе.

Цели пальчиковой гимнастики:

  • увеличение подвижности пальцев;
  • развитие силы и гибкости пальцев;
  • улучшение почерка;
  • снижение физической усталости, морального напряжения во время занятия;
  • массаж  активных точек на пальцах и ладонях.    

Задачи:

  • Учить детей сложным упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями).                                                                                                                                      
  • Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.                                                                                                                                  
  • Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке (тестопластика).                                                                                                                        
  • Развивать умение подражать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

 Данный проект является долгосрочным.

  1. Основной этап работы.

Мастер - класс

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети  в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

•        энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик);

•        простые фигуры из пальчиков одной руки;

•        составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

•        игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

Например.

"Замок"

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.

(расцепить пальцы).

Дети 3 – 4 лет выполняют:

•        игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение;

•        сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.

Например.

«Кролик»

Посмотри, в земле дыра –

Это кроличья нора.

(пальцы левой руки сложить колечком).

Сразу из норы зверушка

 показала свое ушко

(указательный палец правой руки просунуть в колечко).

Это кролик там сидит

(средний и указательный пальцы правой руки высунуть из «норки»)

И ушами шевелит

(пошевелить пальцами).

Ворон крикнет, лис залает –

Кролик ушки прижимает

(согнуть пальчики).

Всех боится он в бору,

Быстро прячется в нору

(спрятать пальчики глубоко внутри «норки»).

Дети  с 4 до 5 лет:

•        выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;

•        сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;

•        составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы;

•        четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.

Например.

"Зайчик и кочан капусты"

Встал зайчишка рано, вышел на поляну

(кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши).

По опушке к лесу шел и большой кочан нашел

("идем" пальцами по столу, показываем кулак другой рукой).

Стал зайчишка с хрустом  грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст

("заяц" грызет кулак и причмокивает).

Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,

(с усилием растопыриваем все пальцы)

А домой добрался – долго отдувался!

(показываем, как заяц движется по столу).

Дети  5 - 7 лет :

•        рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур;

•        составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш);

•        совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5), затем другой рукой и обеими руками параллельно.

Например.

«Кот и мышка»

Хитрый кот по дому рыщет,

(соединить подушечки среднего, безымянного и большого пальцев - нос, мезинец и указательный палец направить вверх - ушки)

 Мышку маленькую ищет

(поворачивать кисть руки вправо-влево)

Мышка в подполе живет,

(показываем мышку как кота, только «ушки» пригнуть)

Тихо досточки скребет.

(ноготками поскрести по столу)

Не поймает котик

(пальцы правой руки(кот) медленно шагают по столу)

Мышеньку за хвостик.

(пальцы левой руки убегают)

Консультация для родителей.

Польза от пальчиковой гимнастики огромна. Развитие тонких движений пальцев очень хорошо влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Иначе говоря, делая зарядку для пальчиков, ребенок стимулирует клетки головного мозга, т.к. мозг напрямую связан с работой пальцев и двигательной активностью ребенка. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковую гимнастику можно использовать как физкультминутку, дающую отдых после или во время интеллектуальных игр и занятий.

 Из вышесказанного можно сделать вывод, что уровень развития речи малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук (мелкой моторики).

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей младшего возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо,рисование) для них нежелательны. Но и после детского сада, в начальных классах пальчиковая гимнастика будет полезна. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет.

Советы, которые необходимо учесть в процессе выполнения пальчиковой гимнастики:

•        нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной;

•        каждое игровое занятие и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями;

•        пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.

Упражнения для кистей рук

Волны.

Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывается и закрывается ладонь, дети имитируют движение волны.

Лесная история

Воспитатель (родитель) рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.

- Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по парте, изображая зайчиков.

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь парты.

- Лиса шла не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

Как светит солнышко

- Как светит солнышко летом?

Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.

- Как светит солнышко осенью?

Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.

- Как светит солнышко зимой?

Пальцы собираются в щепотку.

Каждое упражнение повторяется несколько раз.

 Моем ручки

Дети повторяют движения, совершаемые при мытье рук.

Ребро, ладонь, кулак

Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на стол кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак.

Таких упражнений существует много и, безусловно, их выполнение приносит большую пользу ребенку. Но хотелось бы больше уделить внимания пластической выразительности рук. Руки человека – одно из самых выразительных средств общения, во многом характеризующее его личность. Упражнения, развивающие пластику и выразительность движений рук, способствуют экономному, грациозному, артистическому выполнению бытовых и профессионально-трудовых движений, помогают освоить культуру жестов.

Пластическая выразительность рук – следствие хорошей подвижности, гибкости, эластичности и ритмичности их работы. Упражнения по развитию пластики движений рук полезны детям любого возраста, начиная с дошкольного.

Упражнения на развитие пластики движений

1.Волна. И.п.– руки полусогнуты вперед, ладони вниз. Выполнить волнообразные движения ладонями, затем руками в целом. Последовательно сгибать и разгибать руки во всех суставах.

2. Медуза. И.п.- руки полусогнуты, ладони вниз, пальцы врозь. Имитация пальцами движений щупальцев медузы.

3.Веер. И.п.- руки согнуты вперед- в стороны, ладони вперед, пальцы максимально разведены. Сначала большой палец прижать к ладони. Затем последовательно прижимать остальные. После этого пальцы разгибать в обратном порядке.

4.Плавники. И.п. – руки в стороны. Волнообразные движения руками вперед, увеличивая амплитуду.

5.Крест. И п. – руки вперед - скрестно, ладони развернуты наружу, соединены. Вращать кисти одновременно в противоположные стороны, не отрывая ладони друг от друга.

6.Змея. И.п. – руки в стороны, подушечки пальцев соединить вместе, изображая змею. Круги предплечьями и кистями кверху.

7. Крылья. И.п. – Руки вниз. Волнообразные поднимания рук через стороны: сначала в стороны – вниз, затем в стороны, в стороны – вверх.

8. Дирижирование – кистью поочередно правой и левой руки. Затем движения выполнять одновременно обеими руками.

9.Красим. Имитация покраски кистью предметов. Ладонь выполняет расслабленные движения сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево.

10. Пружинки. И.п. – руки согнуты в локтях, кисти повернуты ладонью вверх, пальцы вытянуты и разведены. Представить, что на каждой ладони лежит по  пружинке, которую нужно сжать. Движения должны быть медленными, но с большим напряжением. Как только пружинки будут сжаты, пальцы не выдерживая усилия, непроизвольно разжимаются. Пружинки выскакивают из рук вверх. Их нужно поймать и продолжить упражнение.

11. Назойливый комар. И.п. – руки согнуты в локтях, кисти перед туловищем ладонями вверх, пальцы широко разведены, резким движением сжать пальцы в кулак, затем медленно разжать. Ражжимать следует так, чтобы подушечки пальцев скользили по ладони, медленно раскрываясь до полного выпрямления.

12. Когти. И. п. – руки согнуты в локтях, кисти перед грудью, ладони направлены вниз, пальцы широко разведены и вытянуты до предела. Медленно сгибать пальцы, сжимая их в кулак, а затем медленно выпрямлять до и.п. Сгибать пальцы надо так, как будто это когти хищной птицы, которая медленно захватывает добычу и потом медленно ее выпускает, раскрывая когти.

13. По канату. Имитация лазания по канату, попеременно перехватывая руки. Захватывая канат, кисть сжимать в кулак.

14. Протираем зеркало. Кисть руки представляет собой тряпку, которой нужно протереть зеркало от пыли. И. п.- широкая стойка ноги врозь, предплечье правой руки в верхнем левом углу зеркала, ладонь направлена вперед, пальцы повернуты влево, сомкнуты. Правая рука  делает движение слева направо. Достигнув левого края зеркала, она разворачивается в обратном направлении. Первое движение делается на уровне лица, второе на уровне груди, третье еще ниже, на уровне пояса, затем на уровне коленей. Ладонь при этих движениях повернута наружу. Выполняя упражнения обеими руками, можно добавить медленные приседания, двигаться в одном направлении.

15. Полощем белье. Туловище немного наклонить вперед, руки опустить вниз – влево. Выполнять движения руками вправо и влево, имитируя стирку белья. При движении слева направо левая кисть повернута ладонью вниз, правая – вверх. При обратном движении положение кистей меняется.

Результативность занятий пальчиковой гимнастикой зависит от того, чем еще занимается ребенок. Занятия по музыке, физической культуре, математике, лепке, аппликации, рисованию, игры в конструкторы и мозаики – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышает умственную деятельность ребенка, развивает его речевые способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками

Пальчиками играем — речь развиваем. Игры с прищепками: интересно и простоМелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Одним из пок...