Конспек отрытого занятия по обучению грамоте (6-7 лет)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте «Звуки [М], [М’]. Буква М»
Тема: Звуки М, Мь. Буква М.
Цели: Познакомить детей со звуками М, Мь, с буквой М.
Задачи:
Образовательные:
-умение детей характеризовать звуки М, Мь
- закрепление знаний детей о домашних животных и их детенышах;
развивающие:
- развитие у детей фонематического слуха и восприятия
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
- расширение и уточнение активного словаря;
воспитательная:
- воспитание у детей самоконтроля за речью
Оборудование: разрезные картинки машина мячик; недорисованные буквы на каждого ребенка карандаши; наборы для составления схем; плакат с изображением домашних животных; картинки в названии которых присутствует звук М, Мь; счетные палочки; игрушка мишка.
Ход занятия:
1 Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел поучиться у вас писать, читать, т. к. он тоже на следующий год пойдет в школу. ( рассказать о гостинцах)
2 Закрепление пройденного материала:
Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем).
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУО – какая фамилия у этих букв (гласные) ; ПТК (согласные). Чем отличаются согласный звук от гласного? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть) .
Игра «Угадай звук по артикуляции» - У А О
3 Сообщение темы занятия
Мишутка принес с собой загадки, которые вам нужно разгадать и еще он попросил меня раздать вам разрезные картинки, собрав которые вы увидите отгадки.
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Прыг-скок, прыг-скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш веселый … .(мячик)
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки, разделим эти слова на слоги и выделим первые звуки в каждом слове.
Машина - М, мячик – Мь. Вот именно с этими звуками мы познакомимся. Это имена старшего и младшего брата. При произнесении этих звуков воздух выходит свободно или встречается с преградой? (с преградой, нам мешают губы). Значит этот звук согласный, может быть твердым (синим) и мягким (зеленым). А еще согласные звуки могут звонкими и глухими, проверьте и подскажите нам, какой это звук? (звонкий).
Характеристика звуков «М», «Мь».
- Звук «М» - согласный или гласный? Почему?
- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
- Звук «М» - твердый или мягкий?
- В каком домике живет твердый звук «М»?
- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
- Звук «Мь» - твердый или мягкий?
- В каком домике живет звук «Мь»?
4 Связь буквы и звуков:
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква М.
Посчитайте сколько элементов в этой букве? (4)
Выкладывание буквы из счетных палочек:
-Вы молодцы, а вот Мишутка не может вспомнить из каких элементов состоит буква М и просит Вас помочь ему дорисовать недостающие элементы. Поможем ему ?
5. Игра « Ромашки»
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
6 Физминутка
Мы походим на носках,
А затем на пятках
Мы походим как ребята,
И как мишка-косолапый.
7 .Чтение слогов : МУ, МА, МО
- Ребята, посмотрите на картинку и скажите что на ней изображено? Правильно корова. А что она делает?(мычит) Она потеряла своего теленка. Вы знаете корова знает мало звуков, ну ничему она больше не научилась. Давайте посчитаем сколько звуков произносит корова? (2)
-Как называется первый звук? (М) Как называется второй звук? (А) Правильно.
- А сейчас нам надо помочь теленку услышать корову, а для этого надо найти эти буквы и составить слог. Первый звук М- твердый или мягкий?( дети составляют слог под каждой фишкой синего и красного цвета). А теперь давайте прочитаем то что у нас получилось (МУ). Как вы думаете теленок нас услышал? (нет) Давайте еще раз погромче. ( показываю картинку теленка) Да вот же он , он нас услышал и нашел свою маму. ( Далее дети составляют остальные слоги и читают их)
Итог занятия:
С какой буквой мы сегодня познакомились мы сегодня познакомились? С какими звуками? Дайте характеристику этим звукам.
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились. Ой, мне кажется мишутка пошевелился, он наверно очень доволен вами и что-то приготовил для вас, подойди сюда Миша посмотри, что лежит у мишке в рюкзаке. (мармелад). Спасибо Мишутка, какая же все таки вкусная и сладкая буква М, ребятки, попробуют твой мармелад!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"
Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».
-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»
Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...
Занятие по обучению грамоте Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»
Программное содержание:1. Познакомить детей со звуком Д, буквой Д. Дать характеристику звуку – звонкий согласный.2. Учить находить и называть предметы на заданный звук Д.3. Повторение скороговор...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Ловкий грамотей»
Коммуникация (обучение грамоте)...
Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа) ________________________________________
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе: "Скоро в школу" (обучение грамоте подготовительная группа)...