Статья на тему:"Копилка методических находок по развитию и активизации словаря у детей дошкольного возраста".
статья (старшая группа) на тему
Предлагаю вашему вниманию опыт работы по развитию и активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_kopilka.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Копилка методических находок по развитию и активизации словаря у детей дошкольного возраста.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха, без обогащения и активизации словаря.
В возрасте 3 – 5лет основное внимание уделяется накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но прилагательных, глаголов.
Необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: « Что это?» « Кто это?», видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой?), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? Что с ним можно делать?). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Кто что умеет делать?»
От называния видимых и ярких признаков предмета (игрушки) нужно переходить к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно?» и др.).
При назывании действий объекта ребенка учат видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом?» и др.).
Детей знакомят с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки») и учат употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
В старшем возрастном этапе продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяют развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов (их свойств, качеств, действий). Большое место занимает работа над смысловой стороной слова, расширением запаса синонимов и антонимов, формированием умения употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Работа с синонимами способствует осознанию ребенком возможности подбирать разные слова со сходным значением, формирует умение использовать их в речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к указанному словосочетанию (веселый мальчик, радостный), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (смелый – храбрый), дети учатся точно в зависимости от контекста употреблять слова. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), ребенок осознает оттенки значений глаголов.
В старшей группе дети учатся различать значения слов, отражающих характер движения (бежать – мчаться, пришел – приплелся), или значения прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный, старый – дряхлый, робкий – трусливый).
Важное место занимает работа над антонимами, в процессе которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству. Они выполняют задания на подбор слов, противоположных по смыслу, к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), у изолированным словам (легкий – тяжелый) или на придумывание концовки к предложениям (Один теряет, другой.. находит).
От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа.
Развитие речи – процесс длительный, требующий взаимоотдачи всех участников воспитательно – образовательного процесса (родителей, педагогов и детей). Именно поэтому мы используем разнообразный спектр традиционных и инновационных форм работы с семьями воспитанников.
Традиционно - один раз в месяц проводим игротеку.Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом материале. На «Игротеку» приглашаются все желающие члены семей воспитанников группы (мамы, папы, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.), которые являются не зрителями, а активными участниками всех игр и мероприятий. Они могут также проконсультироваться у воспитателя по поводу интересующих их проблем; познакомиться с различными речевыми дидактическими играми, поиграть в них со своим ребенком другими детьми; взять домой на время понравившиеся игровые материалы для индивидуальной работы со своим малышом.
Одной из востребованных форм общения педагогов и родителей по обогащению и активизации словаря у ребенка стал выпуск газеты под названием «Кап и капелька», которая выходит один раз в месяц. В ней представлено несколько постоянных рубрик. Так, рубрика «Домашнее задание» дает родителям практические рекомендации:
❖ по формированию различных речевых навыков, например артикуляция (какие артикуляционные упражнения следует разучить; как вводить и разучивать артикуляционные упражнения и пр.);
❖ по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у своего ребенка и т.д.
Раздел «Домашняя игротека» знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данного раздела, мы учитываем и большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Наш совет - «играть на кухне».
Игры на обогащение словаря ребенка, такие как:
❖ «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? И пр.
❖ «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Можно поиграть с целью развития грамматического строя речи.
❖ «Приготовим сок». «И яблок, сок …(яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни.. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
Одна из рубрик «Домашней игротеки» - «По дороге из детского сада (в детский сад).
❖ «Я заметил». Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
❖ «Волшебные очки». Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.
Игра на обогащение словаря ребенка.
❖ «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т.п.
Начиная со старшей группы по рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель - расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю, например в выходной день, родители «дарят» ребенку новое для него слово: не просто называют его, но и обязательно объясняют значение. Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст…), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж…), «тяжелые» (гиря, штанга…), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко…) и т.п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Воспитатели на маленьких листочках бумаги записывают каждое слово, а на обратной стороне – имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки складываются в коробочку, которую по желанию детей называют либо копилкой, либо коллекцией слов. Периодически педагоги достают копилку (коллекцию) и проводят разнообразные игры. Например: бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Можно организовать игру по другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку.
Один раз в квартал в группе вывешивается благодарственное письмо, в котором указываются те семьи (родители), чьи дети принесли в копилку много интересных слов. Подобная форма поощрения является хорошим стимулом, как для детей, так и для родителей.
❖ При проведении НОД по обучению детей пересказыванию с опорой на графические схемы. Мы ставим задачу: активизация и обогащение словарного запаса.
Н/Р. Мы запланировали пересказ рассказа «Осень под водой» (по Н. Сладкову).
- Для этого мы с детьми проводим подготовку к восприятию текста. (Уточнение и активизация словаря).
- Какая сейчас осень (сейчас поздняя осень).
- Какая осень была? (Была золотая осень).
- Как вы думаете, бывает ли золотая осень под водой? (Под водой золотой осени не бывает).
- Почему? (Потому что в подводное царство не попадают солнечнее лучи).
(Чтение отрывка).
Мы используем лексико-грамматические упражнения по тексту:
А) игра «Ассоциация». Развитие ассоциативного мышления.
- Я произнесу слово «Осень», что вы подумаете? (лес, листья, осень, дождь, лужи, листопад, зонтик, овощи).
- Я произнесу слово «Озеро», что вы представите? (камешки, вода, быстрые рыбки, подводные растения, рак, прозрачная вода).
Б) Игра «Краски осени». Расширение словаря признаков.
- К вам в гости пришел художник, он принес разнообразные краски.
Соберите краски золотой осени на берегу озера и назовите их.
Дети выбирают разноцветные «палитры», ставят на доску. (Желтая, бордовая, оранжевая, веселая, праздничная, яркая, дождливая, урожайная).
- Найдите «подводные краски». (Хмурая, молчаливая, тихая, таинственная, грустная, серая, пасмурная). Повторное чтение рассказа и пересказ рассказа.
Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря. Выработка навыков осознанного и умственного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
Знакомство с окружающим – одно из средств развития словаря у детей дошкольного возраста.
Согласно нашим наблюдениям за образовательной деятельностью детей мы можем заключить, что данная работа эффективна: дети в речи обозначают названия предметов, действий, признаков; используют синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, сложные предложения разных видов; умеют образовывать однокоренные слова; составляют рассказы по картине, по серии картин, из опыта, небольшие сказки, обыгрывают детские сочинения театрализованными средствами. Ребята могут выстраивать диалогическое взаимодействие со сверстниками; непринужденно вести беседу; формулируют и задают вопросы; строят ответы в соответствии с услышанным. В речи детей прослеживается динамика развития навыка речевого этикета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение по развитию конструктивно – модельной деятельности у детей дошкольного возраста по теме «Ателье»
КОНСПЕКТсовместной деятельности педагога и детейпо теме «Ателье» ( пошив платья для конкурса «Мисс экология) Возрастная группа: подготовительнаяВиды деятельности детей: – познавательн...
Методическое обеспечение по развитию конструктивно- модельной деятельности у детей дошкольного возраста по теме "Ювелирная мастерская"
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей был разработан для формирования представлений о ювелирной мастерской, о материалах используемых в ювелирной деятельности, для формирования ум...
Развитие лексико-грамматического словаря у детей дошкольного возраста
Развитие лексико-грамматического словаря в норме и недоразвитиие лексико-грамматического словаря в речи детей. Игры для формироания словоря. Учебно-методические пособия...
Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возраста»
Положение о проведении профессионального конкурса «Ярмарка-презентация практических, педагогических находок активизирующих развитие продуктивной деятельности и творчества детей дошкольного возра...
Доклад на районном методическом объединении на тему: «Взаимодействие с семьёй по развитию интереса к математике у детей дошкольного возраста ».
Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Учитывая актуальность и сложность обучения элементарным математическим знаниям важно сотрудничество детского ...
Статья для педагогов на тему: "Сторителлинг-инновационная технология по развитию речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».
Познакомить педагогов ДОУ с технологией сторителлинга, показать её значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста....
Активизация словаря у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и лексических упражнений
Дошкольный возраст - период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. В системе факторо...