«Предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе и в работе с родителями».
занимательные факты на тему
Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predotvrashchenie_konfliktnykh_situatsiy_v_kollektive_i_v_rabote_s_roditelyami.docx | 34.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе и в работе с родителями».
Сегодня на нашем семинаре мы поговорим о том, что такое конфликт и каковы его причины. Психологи выяснили, что существуют 5 распространенных стилей поведения при разрешении конфликта. Вы узнаете, каковы их преимущества и недостатки, а также сможете выяснить, какой стиль в конфликтной ситуации характерен для вас.
I. Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
1. Что такое конфликт. Конфликт – явление, возникающее в результате противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте.
В общем-то, конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьезную неприятность.
2. Основные стили разрешения конфликтов. Для эффективного разрешения проблемы необходимо учитывать поведение, интересы и мотивы других вовлеченных в конфликт людей, а так же природу самого конфликта.
В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно выбирают какой-то определенный стиль поведения. В конкретном конфликте стиль поведения определяется тем, насколько важно для вас удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).
Существует пять основных стилей разрешения конфликта.
1) Стиль конкуренции (выиграть-проиграть). Человек, использующий данный стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения.
Ответьте на вопросы, стремитесь ли вы:
- Доказать, что другой человек не прав?
- Перекричать своего оппонента?
- Применять физическое насилие?
- Не принимать явного отказа?
- Требовать безоговорочного послушания?
- Перехитрить своего оппонента?
- Призвать на помощь союзников для поддержки?
- Требовать, чтобы ваш оппонент согласился с вами ради сохранения отношений?
Если вы ответили хоть на некоторые вопросы положительно, значит вам знаком стиль конкуренции. Следует помнить, что данный стиль предпочтителен, когда:
- Исход очень важен для вас и вы делаете большую ставку на разрешение возникшей проблемы.
- Решение необходимо принять быстро и у вас достаточно власти для этого.
- Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять.
Однако хотелось предостеречь, при конкуренции:
- Всегда есть проигравший – остерегайся побежденного.
- Человек теряет способность «слышать» другого человека.
- Кто проиграл сегодня, завтра может не пойти на сотрудничество.
2) Стиль уклонения (уход). Этот стиль реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы или просто уходит от разрешения конфликта.
Ответьте на вопросы, что происходит, когда вы не согласны с кем-то, и посмотрите, применима ли к вам какая либо из этих реакций:
- Молчание.
- Демонстративное удаление.
- Обиженный уход.
- Затаенный гнев.
- Депрессия.
- Игнорирование обидчика.
- Едкие замечания по «их» поводу и за «их» спиной.
- Переход на «чисто деловые отношения».
- Полный отказ от дружеских или деловых отношений с провинившейся стороной.
Если вы ответили положительно на ряд вопросов, то вам знаком данный стиль реагирования.
Данный стиль можно использовать, когда:
- Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас.
- Вы не хотите тратить силы на решение проблемы.
- Вы находитесь в безнадежном положении.
- Вы предчувствуете правоту другого человека.
- Ваш оппонент обладает большей властью.
- Если на данный момент вам нужна отсрочка – время, чтобы обдумать ситуацию или успокоиться.
Следует помнить: если вы часто используете данный способ разрешения конфликта, то в результате частого ухода от проблемной ситуации конфликт не решается, а накапливается и может развиться невроз.
3) Стиль приспособления (подавления). Человек, использующий данный стиль, действует совместно с партнером по общению, не пытаясь отстаивать свои собственные интересы.
Ответьте на вопросы, в конфликтной ситуации:
· Делаете ли вы вид, будто все в порядке?
· Продолжаете действовать, будто ничего не произошло?
· Миритесь с происходящим, дабы не нарушать покоя?
· Ругаете себя за вашу раздраженность?
· Пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели?
· Молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести?
· Подавляете свои негативные эмоции?
Если вы ответили положительно на ряд вопросов, то вам знаком стиль приспособления.
Данным стилем можно воспользоваться, когда:
- Исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас.
- Вы не можете одержать верх, поскольку ваш оппонент обладает большей властью.
- В данный момент вам нужно смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к данному вопросу и отстоять свои позиции.
- Вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы.
В случае если вы часто пользуетесь стилем приспособления, следует помнить, что данный стиль не затрагивает главной проблемы в общении и может развиться «психосоматика».
4) Стиль компромисса. Пользуясь им, люди сходятся на частичном удовлетворении желаний и интересов каждой конфликтующей стороны.
Ответьте на вопросы, можете ли вы в конфликте:
- Поддерживать дружеские отношения?
- Искать справедливого исхода?
- Делить предмет желаний поровну?
- Избегать самовластия и напоминаний о вашем первенстве?
- Получить что-то и для себя?
- Избегать столкновения «в лоб»?
- Уступать немного ради поддержания отношений?
Если вы ответили положительно на некоторые вопросы, то вам знаком стиль компромисса.
Стиль компромисса наиболее эффективен, когда:
- Вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это невыполнимо.
- Вы хотите прийти к решению быстро.
- Вас может устроить временное решение.
- Вы готовы поменять первоначальную цель.
Компромисс позволяет вам сохранить хорошие взаимоотношения. Но следует помнить, что при компромиссе всегда кому-то достанется «больше».
5) Стиль сотрудничества. Следуя стилю сотрудничества, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свою позицию, но старается при этом учитывать интересы другой стороны. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку сначала открыто заявляют нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем происходит их обсуждение.
Желательно использовать именно этот стиль, если:
· решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет устраняться от решения;
· у вас тесные длительные и взаимозависимые отношения и вы оба готовы изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
· обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницы в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.
В результате проделанной работы вы увидели, что какой-то один или два стиля оказались для вас предпочтительными. Но жесткое предпочтение может ограничить ваши возможности. Нужно учиться эффективно использовать каждый из стилей и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.
Для конструктивного разрешения конфликта следует придерживаться следующих рекомендаций:
- В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают обе стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг – это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения.
- Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая вас не устраивает. Старайтесь при этом быть максимально объективным. Чем детальней вы будете про это говорить, тем лучше. Если это возможно, приводите конкретные примеры.
- Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Пользуйтесь при этом простыми словами: «Я обиделся…», «Я испугался…», «Я рассердился…» и др.
- Старайтесь выслушать противоположную сторону. Если конфликт очень серьезный, то обратитесь к «постороннему» человеку, который помог бы вам выслушать друг друга, не сбиваясь на взаимные упреки и обвинения.
- Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно смены ситуации, поведения, отношений. («Я вас прошу…», «Я хотел бы…», «Надеюсь, вам не тяжело…»). Нецелесообразно угрожать оппоненту и прибегать к ультиматумам – позитивные перспективы привлекательней. Отметьте, что выиграет человек, если изменит поведение или отношение по вашей просьбе. Такой способ разрешения конфликта требует определенной решимости. Однако, если вы будете откровенными и честными в этом разговоре, то ваши отношения не ухудшатся, а вы вызовете большее уважение.
Конфликт – явление чрезвычайно сложное, многоуровневое, постоянно изменяющееся. Я надеюсь, что методика, предложенная в данной статье, может быть полезна для педагогов и воспитателей, администраторов разных уровней и обычных читателей.
Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.
«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Упражнение «Яблочко и червячок»
Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог – родитель»
Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе «педагог – родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
пециалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
▪ возникновение конфликта (появление противоречия);
▪ осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
▪ конфликтное поведение;
▪ исход конфликта.
Конфликт «педагог – родитель» обычно предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный», что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществить на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций
Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и собственным.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели
«Способы выхода из конфликтной ситуации»).
Внимание к своим интересам | |||
КОНКУРЕНЦИЯ | СОТРУДНИЧЕСТВО | ||
● | ● | ||
КОМПРОМИСС | |||
● | |||
ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ) | ПРИСПОСОБЛЕНИЕ | ||
● | ● |
Внимание к интересам собеседника
Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)
Ведущий: Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы, где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, «плюсы» и «минусы» этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал).
Стиль | Сущность стратегии | Условия применения | Недостатки |
Соревнование | Стремление добиться своего в ущерб другому. | Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. | Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения. |
Уклонение | Уход от ответственности за принятие решений. | Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. | Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму. |
Приспособление | Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. | Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. | Нерешенность конфликта. |
Компромисс | Поиск решений за счет взаимных уступок. | Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. | Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта. |
Сотрудничество | Поиск решения, удовлетворяющего всех участников. | Наличие времени, необходимого для разрешения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. | Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха. |
Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок».
(Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)
Примеры ответов участников семинара:
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Выполнение антистрессового упражнения
Ведущий: Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на «стирание» антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Простые секреты бесконфликтности:
- Создайте теплую атмосферу при взаимодействии.
- Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами.
- Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.
- Ищите то, что вас сближает.
- Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника.
- Не кидайте в собеседника булыжники.
- Без нужды не задевайте.
- Избиение под знаком юмора.
- Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.
- Заканчивайте беседу комплиментом. Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.
Лучшие способы разрешения конфликтов - постоянная забота друг о друге, своевременная информированность о ситуации.
Список используемой литературы:
- Анцупов А.Я.,Шипилов А.И., Конфликтология: учеб.для вузов. – М., 1999.
- Анцупов А.Я., Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М., 2003.
- Баныкина С.В. Конфликтологическая компетентность педагога. – Астрахань, 1997.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В., Психология для старшеклассников. Пособие для педагога. – М., 2003.
- Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. - М.: Педагогический поиск, 2001.
- Рыданова, И. И. "Педагогические конфликты: пути преодоления / И. И. Рыданова. – Мн.: Издательство "Дизайн ПРО", 1998.
- Самоукина, Н. В. Игры, в которые играют…/ Н. В. Самоукина. - Дубна: Феникс, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Родительское собрание - как способ предотвращения конфликтных ситуаций, с целью установления эмоционального комфорта ребенка в ДОУ.
Поступление в детский сад - тема не простая.Перед поступлением в детский сад у родителей возникает множество вопросов: "В какой сад пойти?", "Что будет делать мой ребенок?", "...
«Предотвращение конфликтных ситуаций при работе с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные...
Конфликтные ситуации с родителями . Способы их предотвращения и разрешения.
Обучение педагогов в умении грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации с родителями....
Мастер-класс для педагогов " Конфликтные ситуации с родителями. Способы их предотвращения и разрешения "
Конфликт — это столкновение интересов, где удовлетворение желаний одной стороны обязательно несет ущемление воли другой. Это противостояние сопровождается сильными отрицательными эмоциями — обидой, гн...
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ
Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...