Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям"
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект
«Свиток семейных традиций».
Разработчик:
Петелина Светлана Игоревна
Должность:
Педагог-психолог
Введение
Рождаясь, ребенок попадает в мир сложных социальных отношений и на протяжении всей своей жизни социализация играет большую роль в становлении и формировании личности, так самым первым социальным институтом для ребенка является семья. Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой.
Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И. Р. Колтунова, Т. А. Маркова, А.Г. Харчев). Стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи — это основные факторы, которые отличают семью от других институтов. В семье существуют возможности для включения ребенка в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к производственному труду родителей (Т. А. Маркова).
Семья как социальный институт характеризуется совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей.
Наблюдая за детьми наших группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.
Анкетирование показало, что в нашей группе много молодых семей, не имеющих своих традиций. Они считают это лишним, не актуальным. В результате дети недополучают эмоционального контакта, понимания в семье. Хотелось бы отметить, что семейных традиций в воспитании детей это неотъемлемая часть для развития ребенка, но к великому сожалению в наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
Цель проекта: приобщение дошкольников к семейным традициям на основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Задачи: - Оптимизировать детско-родительские отношения и выявить лучший опыт семейных традиции.
-Развивать преставления о семье, семейных и родственных отношениях, семейных традициях.
-Воспитывать любовь к членам семьи, уважения к семейным традициям.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Психолого-педагогического проекта строиться с учетом следующих принципов:
- Ориентация на субъект- субъектное взаимодействие.
- Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- Принцип открытости
- Построение воспитательно - образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).
Сроки реализации проекта: октябрь 2014 – май 2015
Формы работы с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских рисунков, сюжетно-ролевые игры по проекту»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; развлечения; конкурсы; сочинение рассказов и сказок о семье;
Формы работы с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; родительское собрание на; анкетирование «Семейные традиции»;
Этапы реализации проекта
№ | Форма работы | Тема | Сроки |
I Этап. Подготовительный Цель этапа: выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных традициях | |||
1 | Подготовка материалов и художественной литературы о семейных традициях | «Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям.» | Октябрь2014 |
2 | Анкетирование родителей | «Семейные традиции» | |
3 | Беседа с детьми | «Мая любимая семья, какая она?» | |
II этап. Основной Цель этапа: знакомство детей, родителей, воспитателей с семейными традициями. | |||
1 | Родительское собрание. | «Нам традиции семейные важны!» | Ноябрь2014-февраль 2015 |
2 | Консультация ля воспитателей. | «Семья, семейные традиции» | |
3 | Совместная деятельность детей | Сюжетно-ролевые игры Игровые ситуации - «Едем за покупками» «Покупаем подарки членам семьи» «Готовим праздничный ужин» «Встречаем Новый год» «Собираемся на прогулку» «Готовим ужин» Игровое занятие «Солнышко семейных традиций» «Мама, папа, я-семья» | |
4 | Мастер-класс для родителей | «Кукла Веснянка с любовью от мамы» | Март 2015 |
5 | Конкурс рисунков | «Мама, папа, я – счастливая семья!» | Апрель 2015 |
6 | Тренинг для родителей | «Семейные традиции нашего дома» | |
7 | Конкурс для родителей | «Семья года» | Май 2015 |
III этап. Заключительный. Цель этапа: Подведение итогов | |||
1 | Творческий семейный конкурс | «Дерево нашей семейной родословной» | Май 2015 |
Предполагаемый результат проекта:
Дети:
-приобретут знания о семье, семейных традициях.
-научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи.
Родители:
-приобретут знания о семейных традициях, праздниках
-укрепят меж семейные и внутрисемейные связи
-будут гордиться своими семейными достижениями
-научатся хранить и чтить свои семейные традиции.
Педагоги:
- расширят знания о семейных традициях.
-познакомятся с семьями своих воспитанников, их укладом жизни, традициями, что будет способствовать тесному сотрудничеству.
Мы думаем, что при реализации данного проекта родители станут непосредственными творцами интересной жизни детей и дома и в детском саду.
Интерес и доверие друг к другу позволит родителям узнать о культурных традициях других семей, поделиться опытом воспитания, появится желание перенять традиции, создать новые. Польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.
Проведение совместной работы поможет развить искреннюю заинтересованность родителей, поднять авторитет семьи, сплотить детей, родителей, педагогов.
В перспективе предполагаю продолжить работу в данном направлении с расширением форм взаимодействия с семьей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
Важнейший элемент культуры семьи – семейные традиции. Решить проблему формирования патриотических чувств у детей, можно через семейные традиции....
Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...
Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребён...
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ
Статья рассказывает о значении семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста, о видах семейных традиций и о том, как приобщить детей к ним....
Консультация "Воспитание уважительного отношения детей дошкольного возраста к семейным традициям."
Семья-это та первичная среда,где человек должен учиться творить добро.(В.А.Сухомлинский)...
Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через семейные традиции
На всех этапах развития педагогической науки цели, содержание и методы патриотического воспитания обсуждались под разными углами зрения и с разной глубиной. В последние годы в российской системе дошко...