Развивающая среда
материал на тему
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе №9 ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга
Введение
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметно - пространственной среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно - творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
1. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!»
2. Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
3. Это предполагает решение следующих задач:
- Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру.
- Радости существования (психологическое здоровье).
- Формирование начал личности (базис личностной культуры.)
- Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие развитию личности.
- Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5. Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Описание среды группы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
При организации развивающей предметно-пространственной среды в средней группе №9 ГБДОУ детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга мы, прежде всего, учитывали требования СанПин 2.4.1.3049-13 (Постановление №26 от 15.05.2013) как условия обеспечения безопасности детей, сохранения их физического и психического здоровья. Материалы и оборудование безопасны и имеют соответствующие сертификаты. Мебель подобрана в соответствие с физическими параметрами детей группы и имеет возможность трансформироваться по изменению физических параметров ребят. Стационарные шкафы закреплены.
Основным нормативным документом, послужившим основой для создания развивающей предметно-пространственной среды послужил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ №1155 от 17.10.2013г.). В стандарте четко выделены принципы построения развивающей среды, которые мы постарались учесть при организации таковой в нашей группе.
- Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы, используемой в нашем ДО.
Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения (разнообразный раздаточный материал, книги, учебные пособия) и воспитания (в том числе техническими – магнитофон, телевизор, DVD, интерактивная доска), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства в нашей группе и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
- Создавая пространственно-развивающую среду в нашей группе, мы изначально закладывали возможность трансформации пространства в зависимости от интересов и возможностей детей, таким образом, реализуя одним из принципов ФГОСа.
-В нашей группе достаточно большое количество предметов-заместителей, что, безусловно, обеспечивает полифункциональность среды группы. В среде обеспечено наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
- Наличие в группе разнообразных пространств для игровой деятельности, конструирования, уединения, а также, свободный выбор разнообразных материалов, игр и игрового оборудования, обеспечивает вариативность среды.
Также необходимо отметить регулярную пополняемость и периодическую сменяемость игрового материала, в том числе, в зависимости от тематических недель.
- Также необходимо отметить доступность среды в группе (ко всем играм, игрушкам, пособиям и материалам) , доступность всех помещений ДО для осуществления образовательной деятельности
Среднюю группу №9 посещают 29 детей. Из них 16 мальчиков, 13 девочек. Возрастной состав группы: 5 лет – 4 ребенка, 4 года –24 ребенка, 3 года – 1 ребенок.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ЦЕНТРОВ:
«Веселые нотки» - или музыкальный центр. В этом центре интегрируются образовательные области «художественное творчество», «социализация», «чтение художественной литературы». В нашей группе это стеллаж для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра составляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, костюмы, магнитофон.
Центр «Мой Петербург» В нашей группе, как и в целом во всем дошкольном учреждении, особое место уделяется нравственно-патриотическому воспитанию детей. С этой целью у нас создан центр петербурговедения. Это спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с материалами, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы, заниматься изобразительной деятельностью.
Украшением нашего уголка служат картины с видами нашего города, предметы петербургского и народно-прикладного искусства. Наши ребята с удовольствием собирают пазлы с видами нашего города. В уголке есть полочки, на которых выставляются материалы, книги, виды Санкт-Петербурга, репродукции картин известных художников. Есть полка для хранения иллюстративных материалов, книг и альбомов.
В нашей группе собрана коллекция календариков с видами Санкт-Петербурга, значков, открыток под названием «Люблю тебя, Петра творенье».
Материалы в этом уголке периодически сменяются и зависят от тематических недель в группе.
«Здоровячок» или спортивный центр. Спортивный инвентарь в нашей группе расположен в помещении для сна. Ребята имеют к центру свободный доступ. Оборудование центра достаточно разнообразно: это кегли, кольцеброс, ленточки, палки, султанчики, скакалки, мячи, обручи, оборудование для спортивных игр. Спортивные дорожки и коврики располагаются в спальне и используются для профилактики плоскостопия после дневного сна. Пособия для дыхательной гимнастики регулярно используются нами при работе с детьми. Главная задача физкультурного центра – развитие культуры движений, развитие разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения. Этот центр был организован для того, чтобы дети заранее знакомились с пособиями и правилами пользования ими, разучивали упражнения и движения для НОД. Это повышает эффективность НОД по физкультуре. При организации физкультурного центра мы попытались учесть здоровье детей, их интересы и возрастные особенности.
В физкультурном центре мы ежедневно проводим индивидуальную работу по профилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, укреплению мышц.
В нашей группе есть необходимые комплексы упражнений (карточки), карточки по подвижным играм, карточки основных движений для средней группы, иллюстрации и альбомы о различных видах спорта.
Дети нашей группы с удовольствием занимаются физкультурой, знают и умеют рассказать, для чего нужен тот или иной снаряд, как им пользоваться, как он называется.
Центр «В гостях у книжки»
«В гостях у книжки» или книжный центр представлен в группе книжным стеллажом, где собраны книги для чтения детям, рассматривания иллюстраций и репродукций картин, созданных по мотивам художественных произведений. Его главное предназначение – дать возможность ребенку общаться с книгой. Уголок расположен вдали от места для игр. Это тихое и спокойное место, где ребенок может уединиться. Экспозиция постоянно меняется и зависит от тематической недели. Здесь представлены иллюстрации к произведениям, портреты детских писателей, тематические альбомы, детские энциклопедии, книги, которые дети приносят из дома, а так же периодические издания. В этом же центре мы поместили коробку с книжками-малышками и читательскими формулярами для сюжетно-ролевой игры «Библиотека». Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.
«Экологический центр» или уголок природы это то место, где дети с удовольствием наблюдают и ухаживают за растениями. Свои наблюдения и впечатления мы отображаем и в календаре природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проведено в соответствии с возрастом детей, при отборе мы руководствовались Санитарными Правилами и Нормами. К сожалению, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, в экологическом центре нашей группы помещены только растения. Все цветочные горшки подписаны, для того, чтобы дети могли знать названия растений и правила ухода за ними. Кроме постоянных обитателей уголка природы здесь можно встретить и временные объекты. Это те объекты, которые мы вносим в уголок для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Например, поделки из природных материалов осенью, ящики с рассадой весной, веточки деревьев в зимний период. Также в нашем экологическом центре хранится наш гербарий, созданный совместно с детками.
«Дорожная грамота» или центр по правилам дорожного движения. Особое место в нашем детском саду уделяется вопросу безопасного поведения детей на дороге. С этой целью в нашей группе создан уголок ПДД, который пользуется у детей большой популярностью. В нем мы расположили макет дороги с моделями машин и домов, светофоры, дорожные знаки. Такие атрибуты, как плакаты с правилами поведения на дороге, знаки дорожного движения, настольные игры, фуражка, жезл, свисток позволяют интересно обыграть различные ситуации, возникающие на дороге.
Уголок творчества «Я все сумею, я все смогу»
В данном центре предусмотрена интеграция следующих образовательных областей – «художественное творчество», «познание», «социализация»; В этом центре размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков.
На маленьком столике, являющемся частью Центра, в самодельных коробочках помещена бумага для рисования. Шаблоны и раскраски по разным лексическим темам и с учетом интересов девочек и мальчиков расположены тут же. Центр творчества располагается рядом со столами, поэтому лепят, рисуют дети, как правило, за столами, взяв из уголка необходимые материалы. А разнообразные материалы для самостоятельной деятельности находятся в открытом доступе.
При организации игрового пространства в группе мы постарались учесть и гендерный подход. С этой целью было создано два центра – центр сюжетно-ролевой игры для девочек «Мы играем» и центр конструирования для мальчиков «Маленькие строители». Названия «для девочек» и «для мальчиков» весьма условны, так как зачастую в процессе совместной игровой деятельности дети свободно перемещаются из центра в центр и включаются в игровой замысел сверстников противоположного пола.
Хотя центр конструирования и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Контейнеры с конструктором могут перемещаться в любое место. Содержимое строительного уголка - конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы, чертежи построек, альбомы с иллюстрациями архитектурных сооружений, транспорта. Достаточное количество этого материала позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре или на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием строят, обыгрывая свои постройки, комбинируя с другими видами деятельности (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и другие).
Рядом находится «гараж», в котором дети могут найти большие и маленькие машины, специальный транспорт и фигурки сотрудников специальных служб. Здесь же стоит макет города с разметкой, дорожными знаками, светофором, чтобы закреплять знания по ПДД. (Приложение 9)
Игра - отражение опыта ребенка. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации, реализации возможностей в будущем, они оказывают большое влияние на развитие личности ребенка. Для этих целей в нашей группе выделены место для центра сюжетно-ролевой игры «Мы играем». Большая часть оборудования хранится в контейнерах, на которых есть надпись и картинка для узнавания игры, тем самым решается проблема ограниченного пространства. Атрибуты подбираем так, чтобы дети могли реализовать интересы в разных видах игр, комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Центр «Мы играем» расположен в группе на ковре, занимает значительную часть групповой комнаты. В группе имеется необходимое оборудование для игр в «Семью» – мебель, посуда, куклы, кукольная одежда, предметы быта. Для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» подобраны тематические коллекции игрушек, необходимые атрибуты.
Заключение
Все основные компоненты развивающей предметно-пространственной среды нашей группы создают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Они обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: созданная с учётом ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе , отражает содержание образовательных областей, возрастные особенности детей, обеспечивает нашим воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Оформление группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и стремлением к новым знаниям побуждает к активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. А для нас такая организованная среда позволяет приблизиться к позиции ребёнка и организовать его самостоятельную деятельность.
Заведующий Климова Е.П
Старший воспитатель Веселова Т.Б.
Старший воспитатель Молканова Е.А.
Воспитатель Орлова А.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»
Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах
Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах...
«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»
Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
«Приходите к нам в гости!» Цель: показать роль предметно-развивающей среды на развитие детей; обмен опытом работы по созданию развивающей среды в группе.
Мы двери в сказку открываем,...
Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...