Работа с родителями
материал на тему
РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разнообразные формы работы с родителями | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.
Как правило, родители – люди очень занятые и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Выручает нас в этом случае наглядная информация.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о важности преподнесения информации. Ведь однообразные, стандартные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно-ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.
Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.
Конкретность. Если это советы психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка. Но это должна быть не 1 большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой – отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т.д.
Следует обратить внимание на эстетичность оформления папки. Если компьютера в ДОУ нет, то, наверное, кто-нибудь из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае у воспитателя есть гарантия того, что хотя бы один из родителей представленный материал прочтет.
Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.
Краткость. Традиционные уголки для родителей, папки–передвижки необходимо оформлять необычно, чтобы родители останавливали свой взгляд на них. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле. В оформлении необходимо использовать разнообразные материалы: поролон, пенопласт, пластик, ткань и т.д.
Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей для оформления материала для родителей. Такой материал может сосредотачиваться в методическом кабинете. Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить использование его воспитателями.
Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.
Уголки детского творчества: рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше дома, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Для показа рисунков по рисованию и аппликации можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка. Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны.
На стенде при входе в детский сад целесообразно размещать рекомендации по организации питания детей дома, в поездках, на отдыхе.
Буклеты, листовки, памятки
Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.
Журнал для родителей
Достаточно удобная форма работы. Родители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, провести тест, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов. Материал для журналов готовится заранее, поскольку тематика его очевидна и прогнозируема. В течение учебного года оптимально выпустить 6 номеров, в которые обязательно нужно включить дополнительный материал, связанный с теми или иными мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении (Новый год, 8 Марта, День пожилого человека, репортаж с прогулки и т. д.). Журнал должен иметь постоянное название, содержание и редколлегию. В него также должны быть включены материалы не только для родителей, но и для детей.
Творческие объявления
Объявления постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым, повысив уровень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.
Объявления-приглашения
•На субботник по благоустройству территории детского сада:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем на субботник:
Дорог каждый нам работник!
Инвентарь мы закупили,
Всех вокруг оповестили.
Есть лопаты, грабли, краска —
Сделаем из сада сказку!
Если дружно все возьмемся,
Очень быстро приберемся!
- На осенний праздник:
Мы приглашаем всех на бал
В нарядный музыкальный зал.
Там будут шутки, будет смех,
Осенний вальс, стихи, успех,
Для вас родные малыши
Споют и спляшут от души.
- О проведении Дня открытых дверей
Спешите, спешите, спешите скорей!
Проводим для вас День открытых дверей!
Вы к нам приходите, на нас поглядите,
С собой привести не забудьте друзей!
Мы будем для вас детский сад представлять!
Покажем, как можем учить и играть.
Откроем вам двери и сердце в придачу,
Поверьте, общение будет удачным!
Родительские собрания
Наряду с наглядной информацией для родителей необходимо проводить и другие формы работы с ними. Обычным объявлением родителей на родительское собрание не заманить, а вот приглашения, изготовленные руками детей, не оставляют пап и мам равнодушными. Так же можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники, вечерние посиделки.
Открытые занятия для родителей
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).
Консультации для родителей
Цель семинара и консультации – повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путем анкетирования.
Конкурсы и проекты
Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми
Тематические выставки
Они являются дополнением к словесной информации для родителей: рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.
К оформлению выставок можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.
Посещение семьи
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.
Цель первого посещения семьи — выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.
Есть другая форма посещения семьи — обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д.
Анкетирование
Анкетирование — одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями
Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...
Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»
Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»
Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...