"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"
материал на тему

Сообщение о современных подходах к взаимодействию педагогов ДОУ с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

  •  Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  •  Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  •  Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  •  Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его

сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения - не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала:

"Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет ...на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "...B их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности - огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  2.  Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.

Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.

Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:

  •  60% родителей пользуются своей интуицией
  •  46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
  •  40% берут информацию у воспитателей.

Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы-других родителей, друзей.

От детского сада родители хотели бы получить:

  •  86% максимально полную информацию-от ребёнка
  •  48% советы по общению с ребёнком
  •  22% советы психолога.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.

Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.

  •  31% - ребёнок плохо ест
  •  20% - не слушается родителей
  •  13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.

Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:

  •  33% считают, что справятся сами
  •  17% не придают особого значения этим трудностям
  •  13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй - это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру.

При ООН создан детский фонд - ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.

Декларация прав ребёнка (1959г.) -10

принципов

провозглашают права

детей на имя,

гражданство,

материнское

обеспечение, соц.

защиту и др.

Конвенция ООН о

правах ребёнка

(1989г.) - 54 статьи

указывают права

ребёнка с правами и

обязанностями

родителей

Осуществляется по следующим направлениям

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ по проблеме: "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи". Деловая игра.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для...

Педагогический совет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

в данном материале затронуты проблемы взаимодейстаия педагогов и семьи, обозначены направления работы с семьями воспитанников....

Деловая игра с коллегами "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи".

Целью этой игры с коллегами было умение диффкренцированно подходить к организации работы с родителями; находить оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах ...

Педсовет в детском саду "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  взаимодействие с с...

Педсовет в детском саду (ДОУ) "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи"

quot;Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полно...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...