"Нетрадиционные формы работы педагога с семьей"
презентация к уроку на тему
"Нетрадиционные формы работы воспитателя с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.11 МБ |
tvorcheskaya_rabota.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: разработать и внедрить в практику работы МДОУ нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьей. Объект исследования: взаимодействие педагога с семьей. Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьей. Гипотеза исследования: взаимодействие педагога с семьей будет эффективнее: - если нетрадиционные формы взаимодействия МДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными; - если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Задачи: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия МДОУ с семьей. Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов. В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.
Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Традиционные: Коллективные. К ним относятся родительские собрания, конференции и др. Индивидуальные - это посещение семьи, педагогические беседы с родителями, консультации, семинары - практикумы; Наглядно-информационные. Уголок для родителей, тематические выставки.
Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения Нетрадиционные: Информационно – аналитические: проведение социологических срезов, опросов. Досуговые: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. Познавательные: педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей. Информационно – ознакомительные; информационно – просветительские: информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей.
Выводы: Основная цель всех форм и видов взаимодействия МДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Задачи: Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
Принципы взаимодействия с родителями: Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям. Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
Принципы взаимодействия с родителями: С уважением относиться к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью. Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей. Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
«Будем знакомы» Цель: Знакомство родителей с задачами воспитания детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей. Выборы родительского комитета группы
«А, ну-ка, бабушки!» Цель: Знакомство родителей с традициями детского сада Целенаправленное формирование позитивного имиджа МДОУ в осознании родителей Демонстрация уважительного отношения коллектива МДОУ к пожилым членам семей воспитанников
«Чистота – та же красота» Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей.
«Деревенские посиделки» Цель: целенаправленное формирование позитивного имиджа МДОУ в осознании родителей демонстрация уважительного отношения коллектива МДОУ к пожилым членам семей воспитанников
«Утренники» Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей , работников МДОУ
Выводы: Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с МДОУ по проблемам детского воспитания и развития.
Заключение Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия МДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Таким образом , использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 417
Нетрадиционные формы работы
педагога с семьей.
Выполнила:
воспитатель МБДОУ детский сад
комбинированного вида № 417
г. Нижнего Новгорода
Чернова Ирина Валерьевна
Нижний Новгород
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………. 3
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия МДОУ с семьей….…………………………………………4
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения ……………………………… 7
1.3. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения …………………………………………………………………. 11
Выводы по главе 1..…………………………………………………….. 27
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента ………………………………………….. 28
2.2. Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ………………………………………………………. 31
2.3. Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ………………………………………………………. 34
Выводы по главе 2. ……………………………………………………...36
Заключение.………………………………………………………………37
Список литературы …………………………………………………….. 38
Приложения
Введение.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных, как и тема нашего исследования: "Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьей".
Объект исследования: взаимодействие педагога с семьей.
Предмет исследования: нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьей.
Цель исследования: разработать и внедрить в практику работы МДОУ нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
2. Разработать перспективный план по использованию нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Гипотеза исследования: взаимодействие педагога с семьей будет эффективнее:
- если нетрадиционные формы взаимодействия МДОУ и семьи будут использоваться в комплексе с традиционными;
- если в работе будут преобладать формы, направленные на привлечение родителей к воспитанию своих детей.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме взаимодействия _ МДОУ с семьей.
В 70-е годы под руководством Т. А. Марковой организуется лаборатория семейного воспитания. Выявлялись типичные трудности, испытываемые родителями, наиболее существенные факторы, влияющие на формирование нравственных качеств у ребенка в семье. Авторами-специалистами были сделаны попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач нравственного воспитания. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Влияние семьи в каждом конкретном случае зависит от ряда субъективных и объективных условий (Г.Г. Кравцов, Т.А. Маркова и др.).
К объективным можно отнести:
- уровень материального благосостояния семьи
- структура (состав, численность) семьи.
К субъективным условиям относят:
- гражданская общественная направленность родителей, их субъективное желание воспитать хорошего человека
- характер внутрисемейных отношений и отношений с окружающими людьми, место ребенка в семейном коллективе
- нравственный уровень и авторитет родителей в глазах ребенка
- культурный потенциал, семейные традиции
- уровень педагогической культуры родителей.
Таким образом, преимущества семьи как воспитательного института, заключаются в следующем:
- ребенок имеет возможность длительно и постоянно наблюдать поведение отца и матери в неофициальных семейных отношениях;
- общаться с людьми, разными по возрасту, половой принадлежности, жизненному опыту;
- просто и естественно приобщаться к реальной жизни, совершая вместе с родителями поездки, походы, посещая театр и др.
- в семье складываются эмоционально насыщенные отношения между родителями и детьми, имеющие личностный характер;
- приобретается необходимый социальный опыт.
Общие задачи семейного воспитания:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- стать социально-экономической и психологической защитой для ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания детей, отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
По содержанию можно выделить следующие задачи семейного воспитания:
- развитие интеллекта, творческих и познавательных способностей
- формирование первичного опыта трудовой деятельности
- нравственное и эстетическое воспитание
- воспитание эмоциональной культуры
- укрепление физического здоровья детей.
В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы,
определяющие силу и стойкость семейного воспитания. Остановимся на
них подробнее.
- Бескорыстная, безусловная любовь родителей к своему ребенку, абсолютность которой дает ему защищенность в этом мире, т.к. его эмоциональное благополучие базируется на уверенности в том, что его любят близкие, родные люди.
- Многоролевая структура семейного коллектива, обусловливающая многогранность, постоянство и длительность воспитательного влияния.
- Наличие естественных условий для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность.
Негативные факторы семейного воспитания (Г.М.Коджаспирова)
- преобладание материальных ценностей;
- бездуховность родителей;
- авторитаризм или безграничный либерализм;
- безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;
- отсутствие нормального психологического климата;
- неразвитость родительских чувств;
- фанатизм в любых его проявлениях;
- противоправное (криминальное) поведение взрослых;
- отсутствие психолого – педагогических знаний у взрослых членов семьи.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.
Таким образом, исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями. [10;43].
1.2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Основные направления сотрудничества дошкольного учреждения с семьей включают:
- создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
- совершенствование уровня включения родителей в деятельность МДОУ;
- создание благоприятных условий для привлечения родителей к планированию и организации деятельности МДОУ;
- обеспечение условий для привлечения родителей к контролю за деятельностью МДОУ;
- привлечение родителей «неорганизованных детей» района к сотрудничеству с дошкольным учреждением.
Развитие взаимодействия заключается в следующем:
- доверительные отношения педагогов и родителей не могут быть навязаны, они появляются как естественное желание с обеих сторон;
- процесс взаимодействия развивается последовательно: от установления тесных связей с педагогом до выбора из всех близлежащих МДОУ именно этого учреждения.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Добиться понимания во взаимоотношениях с родителями можно, если систематически изучать запросы родителей, их требования к работе МДОУ; устраивать презентацию детского образовательного учреждения в микрорайоне; приглашать родителей в дошкольное учреждение при проведении развлекательных, спортивных мероприятий, дней открытых дверей; предоставлять родителям письменную информацию о дошкольном учреждении, которая включает в себя программу МДОУ, направления работы, график клубов, платных услуг, информацию о педагогических кадрах, которые работают в МДОУ.
Оптимальными этапами взаимодействия будут являться следующие:
- накопление согласия; задача этого этапа – нейтрализация настороженности родителей при выборе МДОУ для своего ребенка;
- поиск совпадающих интересов: на этом этапе родители выясняют все, что указывает на сходство позиций в воспитании и развитии близлежащего к их месту жительства МДОУ;
- взаимное принятие принципов, приоритетных направлений деятельности МДОУ, активное участие в работе Попечительского совета;
- выявление негативных моментов в деятельности МДОУ, нежелательных для дальнейшего взаимодействия. На этом этапе родители могут поделиться своими наблюдениями о сложившемся стиле общения детей и взрослых в МДОУ.
Содержание, организация и методика сотрудничества МДОУ и родителей включает:
- единство в работе детского сада и семьи по воспитанию детей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду;
- установление правильных отношений на основе доброжелательной критики с самокритики;
- взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
- изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительных методов семейного воспитания;
- использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи: ознакомление с родителями и другими членами семьи; консультации; групповые и общие родительские собрания; конференции, лектории, родительские университеты, наглядные формы пропаганды;
- индивидуальные и групповые формы работы с родителями, которые дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьей и детским садом;
- систематическую плановую связь детского сада с родителями в течение года с учетом задач и содержания образовательной работы с детьми;
- привлечение актива родителей, общественности к деятельности дошкольного учреждения, к работе с семьями.
Технология организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть представлена следующими аспектами: принципами организации работы с родителями, методами изучения семьи и педагогического воздействия на семьи воспитанников.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. [39;45]
1.3. Формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. И мы, воспитатели дошкольных учреждений, хорошо знающие закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания делаем все возможное для оказания помощи молодым родителям в овладении основами педагогических знаний. Для этого используется все многообразие существующих форм работы с родителями. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на:
- коллективные,
- индивидуальные;
- наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции и др. [22;13].
Среди разнообразных форм общения педагогов детского сада с родителями сохраняют свою популярность групповые родительские собрания. Групповые родительские собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателя с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада. На групповых собраниях воспитатели вместе с родителями вырабатывают единую линию воздействия на ребенка. На собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказывать действенную помощь детскому саду. Чтобы в обсуждениях на собрании активно участвовали все родители, необходима тщательно продуманная подготовка. О сроке и теме собрания родителей оповещают заранее. Приглашая родителей на собрание, напомните им взять с собой бумагу и ручку для записей. Заинтересованность и активность родителей зависит от того, как построено выступление воспитателя. Трудно слушать докладчика, который читает, не отрываясь от записей. Конечно, основные мысли, пожелания, характеристики можно записать и пользоваться этими записями во время выступления, но не постоянно. Докладчик должен следить и за эмоциональной окраской выступления: выделить, подчеркнуть голосом главное, повторить то, на чем нужно остановить внимание, замедлить речь, если родители начали что-то записывать. Хорошо заранее продумать, какие вопросы можно задать родителям в процессе собрания, чтобы поднять их интерес, вызвать на разговор, организовать небольшую дискуссию. Воспитатель не должен считать «выступление перед родителями с докладом» хорошим способом разговора о воспитании ребенка. Это «слепое пятно» традиционной педагогической деятельности важно помочь обнаружить, осознать и двигаться дальше, к продуктивному общению, к диалогу. Современный педагог детского сада должен учиться слушать и слышать родителей (а также своих коллег); понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь. Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия; обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Каждое собрание выносит решения, касающиеся как детского сада, так и семьи. Содержание их должно быть конкретным и направлено на улучшение воспитательной работы. Нужно, чтобы решения родительских собраний знали не только те, кто был на собрании, но и весь родительский коллектив. [13;46-52].
Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей. [20;55].
К индивидуальным формам относятся посещение семьи, педагогические беседы с родителями, консультации.
Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
- ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
- определение уровня педагогической культуры родителей.
- выявление трудностей, испытываемых родителями.
- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
- осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о семье.
Наиболее действенной формой для решения этих задач является посещение семьи, так как педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Семья, как известно, - это не только открытая, но и закрытая система. Для того, чтобы посещение семьи не приняло характер вторжения, воспитатель должен знать некоторые правила. Нужно:
- заранее предупредить родителей о своем приходе, выбрав удобный для обеих сторон день;
- говорить о ребенке, развитии его отношений с миром;
- внимательно слушать родителей, сопереживать им;
- предлагать помощь в преодолении трудностей в воспитании ребенка;
- просить совета в вопросах взаимодействия с ребенком;
- благодарить за предоставленную возможность познакомиться с родным домом ребенка.
Нельзя:
- опаздывать или приходить раньше, а также отменять встречу без согласования;
- говорить с родителями в категоричном, назидательном тоне;
- предъявлять в беседе с родителями отрицательный образ ребенка;
- проявлять излишнее любопытство к супружеским отношениям в семье;
- вести во время беседы записи (они могут вызвать раздражение, недоверие, отвлечь от темы разговора)
Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребенка, развитие контактов с семьей, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада проблем воспитания ребенка. Каждое посещение семьи дает незаменимый материал для улучшения качества воспитательной работы с детьми, для определения дифференцированных путей воздействия на семью и выявления положительного опыта. Результаты посещения семьи служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи. [20;44].
Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Цель беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Активность воспитателя вызывает ответную активность родителей. Обсуждать с воспитателем педагогические проблемы, искать у него совета и поддержки становится потребностью родителей. У кого, как не у воспитателя своего ребенка, в первую очередь отец и мать должны находить ответы на волнующие их вопросы, кто как не воспитатель, хорошо знающий ребенка, может дать родителям конкретный квалифицированный совет? Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. Беседа, проходящая в атмосфере доброжелательности, позволяет воспитателю прикоснуться к внутреннему миру родителя (ребенка), увидеть успехи и затруднения как во взаимодействии с окружающими, так и в семейном воспитании. Успех бе6седы зависит от предварительно установленного контакта, степени подготовленности беседы, умения ее вести. Чтобы добиться контакта с родителями во время беседы, вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий, в частности продумать место и время проведения беседы. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы. В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих. Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребенка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда дается оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребенка.
Одна из форм работы с семьей – оказание ей помощи через консультацию. Консультации для родителей проводят заведующая детским садом, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинская сестра, логопед и другие специалисты. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные в начале консультации), педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему–то научить. Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Консультации – плановые и неплановые – бывают индивидуальными и групповыми. Темы и содержание как плановых, так и неплановых консультаций обсуждаются и утверждаются заведующей детским садом. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. Например, мать обеспокоена плохим аппетитом ребенка и хочет получить консультацию врача. Если подобное явление отмечается и у других детей, организуется групповая консультация. О сроке неплановой консультации педагог заранее договаривается с родителями. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически в определенные дни и часы. Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают). Материал для консультаций дают воспитателю повседневные наблюдения за поведением детей в детском саду, за взаимоотношениями родителей и детей, беседы с разными членами семьи. Консультации должны отвечать определенным требованиям. При проведении консультации очень важно, чтобы родители чувствовали искреннюю заинтересованность педагога в формировании личности ребенка, чтобы были уверены, что он не ради любопытства расспрашивает и советует, а хочет помочь родителям вырастить ребенка хорошим человеком. Рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное, расширять их педагогические знания. Консультация требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Прежде чем что-то посоветовать родителям, разрешить какое-то их сомнение, педагог должен тщательно изучить тот факт, который заставил родителей обратиться к нему: побеседовать с членами семьи, прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется – наглядный материал: детские работы, книги. В ходе консультирования следует побуждать родителей, других членов семьи к высказыванию своего мнения, постановке и обсуждению вопросов.
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др. [13;39-42].
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки – передвижки.
Особое место в пропаганде педагогических знаний среди родителей занимает работа, проводимая в так называемых «Уголках для родителей». Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Такие уголки оформляются по группам, а иногда и для родителей все воспитанников детского сада и располагаются в вестибюле или рядом с методическим кабинетом.
Эффективной формой работы с родителями является организация разнообразных по содержанию и форме тематических выставок, цель которых дополнить словесную информацию для родителей рисунками, фотографиями, натурными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному и ручному труду и пр.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей. Такие выставки позволяют знакомить родителей с актуальными вопросами общественной жизни, вопросами теории и практики воспитания детей, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представлять демонстрационный материал. Содержание выставок обусловливаются программой воспитания ребенка дошкольного возраста, планом работы с родителями, спецификой организации воспитательно-образовательного процесса в данной группе, уровнем развития детей, условиями их жизни в семье. Материалы тематических выставок могут освещать широкие педагогические проблемы, события общественной жизни, раскрывать задачи воспитания детей различных возрастов. Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. В зависимости от этого в оформлении и подборе материалов принимают участие либо воспитатели данной группы, либо весь педагогический коллектив учреждения. Тематические выставки могут отражать жизнь детского сада. Такие выставки обычно богаты иллюстрационным материалом, содержание которого близко и понятно родителям. Оформляя выставку, нужно помнить, что ее цель не только в том, чтобы заинтересовать родителей обилием и разнообразием фотографий их детей, но и донести до них содержание и значимость того или иного вопроса воспитания [42;120-138].
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Нетрадиционные формы организации
общения педагогов и родителей
наименование | С какой целью используется эта форма | Формы проведения общения |
Информационно - аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми | Совместные досуги, праздники. Участие родителей и детей в выставках |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей | Педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей |
Наглядно-информационные: информационно – ознакомительные; информационно - просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей. Открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. |
Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относится общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. [22;15-19].
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Организуемые в детском саду семейные клубы позволяют детям и родителям при поддержке педагогов заниматься единым делом, в котором взрослые и дети – равные партнеры. В клубах создается особая атмосфера, в которой происходит истинное сближение родителей и детей, радость взаимообщения, сотворчества. Семейный клуб всегда открыт для нового. Организуемые специалистами детского сада встречи с деятелями науки, искусства и культуры позволяют ввести родителей в курс последних научных открытий, познакомить с новинками художественной жизни, сообщить сведения, которые еще не имеют широкого распространения. При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трех взаимосвязанных моментов: сообщение определенной информации – ее ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.
Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок [20;81].
Интересными и действенными формами пропаганды педагогических знаний среди родителей становятся организуемые многими детскими садами циклы лекций, педагогические кружки, вечера вопросов и ответов, конференции по обмену опытом семейного воспитания, «материнская школа», эти разнообразные формы работы при умелом сочетании дополняют друг друга. Программы лекториев тщательно продумываются воспитателями и заведующей детским садом. Содержание их может быть различно, в зависимости от потребности осветить перед родителями тот или иной вопрос воспитания, задач, выдвинутых в плане работы на данный год. Тематика проведения лектория для молодых родителей особая. Система занятий в таком лектории носит несколько своеобразный характер. Молодым мамам и папам следует дать не только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на практике.
«Вечера вопросов и ответов» представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий. Родителям не позднее чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени воспитатели должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивает рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличительной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Наглядно – информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них – информационно – ознакомительной – является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Задачи другой группы – информационно – просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок.
Рассмотрим группу информационно – ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей».
«День открытых дверей» - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители и другие члены семей знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой, в соответствии с которой осуществляется воспитательно-образовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержке воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-оздоровительном, художественно – эстетическом, эколого-краеведческом и др. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
«День открытых дверей» особенно актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьей будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов [42;138].
Критерии оценки эффективности работы детского сада с семьей
- изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю детского сада как показатель роста педагогических интересов. Знаний о воспитании детей в семье, желания их совершенствовать.
- рост посещаемости родителями, другими старшими членами семьи мероприятий по педагогическому просвещению. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.
- проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы; участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках, организуемых руководством детского сада. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
- общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в детском саду.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
Выводы по главе 1.
В последние годы наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ "Об образовании" впервые за многие десятилетия признал, что "родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте".
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия МДОУ с семьей в практику работы дошкольного образовательного учреждения
2.1. Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы ДОУ была проведена в МДОУ № 417 во второй младшей группе. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Для проведения опытно-экспериментальной работы нами были выделены две группы родителей - экспериментальная и контрольная - по 10 родителей в каждой группе.
В период констатирующего этапа работа велась с ноября 2007 года по май 2008 г. В данный период была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, выяснялся понятийный аппарат исследования, формулировался аппарат исследования.
Опытно-экспериментальную работу начали с изучения состояния работы с родителями в группе. Для этого проанализировали годовой план, перспективный план работы с родителями. Затем провели анкетирование родителей. Содержание анкеты и результаты анкетирования родителей контрольной и экспериментальной групп приведены в табл. 2 – 3 [прил. 3].
Анализ ответов на вопросы анкеты показал следующее:
1. На вопрос "Какие проблемы воспитания остаются для Вас менее изученными?" большинство родителей экспериментальной (60%) и контрольной (70%) групп ответили: "Взаимоотношения между детьми и родителями". Это говорит о том, что родители обеих групп плохо осведомлены в вопросах воспитания дошкольников. Этот факт подтверждают ответы на следующие два вопроса: "Читаете ли Вы педагогическую литературу?", "Читаете ли Вы газеты и журналы, посвященные проблемам воспитания дошкольников?" 50% родителей экспериментальной группы и 40% родителей контрольной группы не читают педагогическую литературу. 30% родителей экспериментальной и 50% родителей контрольной группы не читают периодические издания, посвященные проблемам воспитания дошкольников.
2. Подавляющее большинство родителей экспериментальной и контрольной групп занимают пассивную позицию в вопросе взаимодействия с МДОУ. Так, 60% родителей экспериментальной группы и 50% родителей контрольной группы хотели бы получать информацию о воспитании своих детей лишь на родительских собраниях. 90% родителей экспериментальной группы и 80% родителей контрольной группы не хотели участвовать в работе с детьми в детском саду, мотивируя это нехваткой свободного времени и тем, что данным вопросом должны заниматься только работники МДОУ.
По результатам анкетирования нами были поставлены следующие задачи работы с родителями экспериментальной группы:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
• Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
• Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Прежде чем мы приступили к работе, были приняты принципы взаимодействия с родителями:
- Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям.
- Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
- Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы.
- Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и образовательном учреждении.
- С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
Целью следующего этапа стало внедрение нетрадиционных форм работы с родителями в практику работы, о чем и пойдет речь далее.
2.2. Формирующий этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
Второй, формирующий этап эксперимента проходил с сентября 2008 г . по март 2009 г . Мы внедряли нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику МДОУ.
С первого дня знакомства с родителями экспериментальной группы напоминали: чтобы наши дети выросли нравственно здоровыми, необходим тесный контакт родителей с воспитателями. Знакомство с жизнью каждой семьи начинали с анкет, которые заполняли родители (прил. 1, 4).
Проанализировав эти анкеты, мы узнали о семьях очень многое: об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием.
Следующая анкета для родителей позволила сделать вывод о личности ребенка, о его чертах характера, умении общаться (прил.2).
Совместно с родителями мы и решили создать клуб "Счастливая семья". Его работу строим под девизом "Моя семья - моя радость". Наша общая цель: воспитать добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестренок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких, быть милосердным к людям.
Первое заседание клуба посвящено оно было знакомству с семьями детей. Каждая семья выпустила стенгазету под заголовком "Вот мы какие!", где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе были описаны семейные увлечения. Очень интересной получилась выставка семейных альбомов. Заседание клуба превратилось в чудесный праздник, в котором приняла участие каждая семья. Показа ли свои таланты и дети, и родители, и бабушки.
Второе заседание клуба посвящено оно было традициям русской народной культуры. Дети вместе с родителями готовили русские народные костюмы, читали сказки, разучивали народные песни и игры, знакомились со старинными традициями и обрядами.
Интересно прошел праздник "Деревенские посиделки". В исполнении бабушек звучали русские народные песни; мамы инсценировали народные сказки; дети разгадывали загадки, демонстрировали старинные вещи: ухваты, коромысла, ушаты, найденные у своих бабушек и прабабушек.
В последнее время пришли к выводу, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Наши родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
За то время, что работает "Счастливая семья", было проведено много праздников, родительских собраний, встреч за круглым столом.
Далее решалась одна из основных задач эксперимента: разработка методов развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов. Для этого использовала: обсуждение разных точек зрения на вопрос, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание семейных ситуаций, тренинговые игровые упражнения и задания, анализ родителями поведения ребенка, обращение к опыту родителей, игровое взаимодействие родителей и детей.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал(а)?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит..." или "Для меня диалог с ребенком - это..." Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т.п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Таким образом, перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
2.3. Контрольный этап работы с родителями по проведению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей
На последнем контрольном этапе, который проходил в период с марта по май 2009 года, изучалась и анализировалась результативность проделанной работы.
По результатам опытно-экспериментальной работы по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в практику работы МДОУ было проведено повторное анкетирование родителей (табл. 4 – 5) (прил. 3).
Проанализировав ответы родителей экспериментальной группы, пришли к следующим выводам.
1. Большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников. Теперь их интересуют проблемы, о которых они раньше не задумывались: патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание детей, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям. Как показали результаты анкетирования, эти проблемы интересуют 70% родителей экспериментальной группы (до формирующего этапа - 10%).
2. Все родители экспериментальной группы читают педагогическую литературу (40% - регулярно) и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников (60% - регулярно). До формирующего этапа - по 10%.
3. Многие родители (80%) с большим интересом хотели бы принимать участие в жизни детского сада (до формирующего этапа - 10%).
4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 40% родителей, на родительских конференциях - 30%. До формирующего этапа - всего 10%.
Ответы родителей контрольной группы во многом отличаются от ответов родителей экспериментальной группы. Это связано с тем, что с этими родителями не проводилась активная работа по их педагогическому обучению и привлечению к сотрудничеству с МДОУ.
Анализ ответов родителей контрольной группы показал следующее.
1. Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми, то теперь они стали интересоваться проблемами физического воспитания и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения детей к культурным ценностям - всего 60% против 30% на констатирующем этапе. По всей вероятности, это связано с тем, что родители экспериментальной группы делились своими впечатлениями от занятий в МДОУ с родителями контрольной группы.
2. Отношение к педагогической литературе не изменилось, но периодические издания по вопросам воспитания детей начали читать 80% родителей (регулярно - лишь 10%).
3. В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 40% родителей - немного больше, чем на констатирующем этапе (20%), но намного меньше, чем родители экспериментальной группы (80%).
4. Получать информацию о воспитании своих детей в игровой форме хотят 20% родителей. Большинство же предпочитают традиционные формы - родительские собрания и индивидуальную беседу - 80%.
Выводы по главе 2
Основная цель всех форм и видов взаимодействия МДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей.
Опыт работы с родителями экспериментальной группы показал, что в результате формирующего эксперимента позиция как родителей, так и воспитателей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Позиция же родителей контрольной группы почти не изменилась: родители показывают недостаточные знания и умения в области воспитания детей дошкольного возраста, проявляют мало активности во взаимодействии с МДОУ по проблемам детского воспитания и развития.
Заключение
В исследовании на тему: "Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей" нами были рассмотрены вопросы о том, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия МДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.
Список литературы
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986.
- Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998. N 6.
- Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9.
- Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003
- Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. - М, 1980.
- Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1.
- Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе. - М., 1987.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
- Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 1998. N 9.
- Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
- Детский сад и семья/ Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986
- Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1.
- Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей <Из детства - в отрочество> // Дошкольное воспитание. 2000. N 3.
- Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Автор-составитель В. А. Титов. - М.: Приор-издат, 2002.
- Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001.
- Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. - М, 1994.
- Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика – Синтез, 2007
- Закон Российской Федерации <Об образовании>. - М.: ООО <Издательство Астрель>: ООО <Издательство АСТ>, 2003. - 78 с. - (Образование в документах и комментариях).
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. - М., 1983.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М., 1979.
- Как помочь ребенку войти в современный мир / Под ред. В. М. Антоновой. - М, 1995.
- Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. - М., 1984.
- Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2002.
- Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000.
- Коломинский Я.М., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М., 1988.
- Концепция дошкольного воспитания (1989) // Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ.ср. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр <Академия>, 2000.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. / Сер. <Педагогика и психология>. - М., 1987. - N 5.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы детей . - М., 1991.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М, 1993.
- Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. средн. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
- Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. 2001. N 8.
- Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 1998. N 10
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. Для студ. Пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр <Академия>, 2003.
- Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2002. N 8.
- Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, Т. В. Вохмянина и др.: Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Издательский центр <Академия>, 2000.
- Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7.
- Урбанская О.Н. Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2 – е, перераб. и доп. М., Просвещение, 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы педагога с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности и валеологической культуры
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому что участие родит...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ»
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом соче...
Методические рекомендации для педагогов Доу «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №38 г. Солнечногорск Методические рекомендации для педагогов ДОУ«Нет...
Консультация для педагогов ДОУ "Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО"
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный воп...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ <<НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО>>
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ, В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»
Пояснительная запискаСемья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодейств...