Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности».
проект на тему
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности».
Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.
Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.
При этом:
- выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
- анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);
- выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
- определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.
При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.
Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом. Воспитание начинается с формирования для ученика воспитывающей среды, которую мы рассматриваем как совокупность социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его вхождение в современную культуру. Работа педагогического коллектива гимназии по ее конструированию и развитию включает несколько направлений:
- создание социокультурной среды развития ребенка;
- педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;
- создание и развитие ученического коллектива как среды жизнедеятельности и самоактуализации;
- содействие детскому движению в гимназии и вне ее;
- сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей;
- создание воспитывающей предметной среды.
Как всякий исследователь воспитатель создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу увлекательной и захватывающей. Перед каждым возникает множество проблем и хочется найти что-то новые, эффективное для их решения. Прежде всего, система воспитания должна соответствовать требованием времени. А это значит - в каждом ребёнке сформировать уважение к традиционным нравственным ценностям, потому что агрессивная среда, в которой растут дети, беспокоит каждого из нас. Организацию воспитательного процесса надо строить так, чтобы она была гибкой, контролируемой, экономичной с точки зрения времени и затрат. Чередовать различные виды деятельности: познавательную, трудовую, художественную, спортивно-оздоровительную, ценностно-ориентированную и свободное общение.
Достижение эффективности моей воспитательной деятельности складывается из следующих показателей:
- Использование электронных образовательных технологий в образовательной деятельности и ИКТ. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как одного из способов совершенствования методов и технологий образования становится одним из важнейших направлений инновационной деятельности на современном этапе.
- Создание вариативной развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе детского сада развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей группы, материалы и оборудование, представленное воспитателями создают, целостную, полифункциональную, трансформирующуюся среду, обеспечивая реализацию основной образовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей. Воспитателями группы спроектировано грамотное зонирование, есть "уголок уединения", где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства), что обеспечивает психологическую комфортность пребывания в группе. Есть свободное пространство, где дети могут организовать сами или с помощью воспитателя малые подвижные и хороводные игры. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. Развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативного развития, познавательного развития, речевого развития, художественно-эстетического развития и физического развития) и организована таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Созданы различные пространства, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками, оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей. Есть зона уединения, зона конструирования, зона сюжетно-ролевых игр, зона экспериментирования и экологии, зона грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к грамоте, рядом находится уголок театрализации. В ходе моей воспитательной деятельности я выделила несколько направлений воспитательной работы с детьми:
- (Ценностно-ориентированная деятельность)
Работа в этом направлении помогает выявить индивидуальные способности, возможности дошкольников. Здесь проводятся различные игры, тренинги на тему: «Я тебя знаю», «Познай себя и других», «Подарок», «Ищу друга», «Мои любимые занятия», «Утро откровений» и другие. Также такие мероприятия как: «Ты не один на свете», «Люби всё живое», «Спешите делать добро». Круглый стол «Умей управлять собой», «Учись преодолевать жизненные трудности». Всё это помогает детям узнать себя и друг друга лучше, заглянуть во внутренний мир. Находить отрицательные и положительные моменты, анализировать своё поведение и поведение товарищей, самостоятельно делать правильный вывод. Обсуждать и решать проблемы детского коллектива, планировать досуг с пользой для себя. А значит повышать свой духовный рост и доброжелательную атмосферу в коллективе.
- (Трудовая деятельность)
Это направление формирует у дошкольников моральное представление и отношение к труду. Учит принимать участие во всех видах трудовой деятельности: наводить порядок, там, где живёшь и дома, и в детском саду. Помогает им приобрести навыки личной гигиены, самообслуживания. С этой целью проводятся беседы, познавательные игры, практические занятия на тему: «Всё о личной гигиене», «Чистота – залог здоровья», «Труд веселит душу», «Чистим зубы, моем уши» и другие. Желательно предварительно обсуждать объём работы, способы её выполнения: определённая последовательность, взаимовыручка. Подводить итог выполненной работы, отмечать и позитивные примеры, и недостатки. При этом можно использовать пословицы, поговорки, народные сказки, басни. Важно научить дошкольников выполнять требования к своему поведению при каждой работе, проявлять аккуратность, настойчивость. Такой подход помогает выработать у детей устойчивое положительное отношение к будничной работе, что, как известно, непросто сформировать в дошкольном возрасте.
- (Познавательная деятельность)
Воспитательная работа такого направления помогает побудить у детей интерес к накоплению знаний, повысить интерес к собственной интеллектуальной деятельности. Ведь даже пассивное участие в познавательных делах коллектива влияет на формирование мировоззрения. Работая в этом направлении, реализуется поставленная цель – обогатить мир знаний у детей, кругозор, речь. Здесь можно использовать такие занятия, как разгадывание кроссвордов, ребусов, интеллектуальные конкурсы, игры, чтение художественной литературы. Например, «Исправь ошибку», «Замени пословицами», «Сказки рядом с нами», «Почему так? » и другие. Всё это заставляет ребят думать, делать выводы, находить правильные ответы. Это помогает не только развивать у детей логическое мышление, гибкость ума, но и побуждает интерес к познанию.
Тематические мероприятия помогают детям пополнить знания. Например, экологического направления, дают возможность больше узнать о природных явлениях, почувствовать красоту и разнообразие природы. Формируют желание быть любознательным, умение самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы. Патриотического направления - расширяют знания о стране в целом, о своём городе, о традициях русского народа. А это даёт возможность повысить у детей потребность в интеллектуальном развитии.
- (Оздоровительная деятельность)
Не секрет, что в настоящее время у большинства дошкольников выявлены проблемы со здоровьем. Поэтому очень важным направлением в воспитательной работе является – сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Решить эту проблему поможет, прежде всего, соблюдение режима дня, т. е. равномерное распределение в течение дня физической, трудовой и эмоциональной нагрузки детей так, чтобы удовлетворить биологическую потребность детей в движении. Это и утренняя зарядка, и подвижные игры на воздухе, и прогулка, и экскурсии. А также соблюдение основных правил:
- Постоянно расширять знания детей об охране здоровья.
- Вырабатывать правильное отношение детей к заботе о собственном здоровье.
- Соблюдать технику безопасности и выполнять санитарно-гигиенические требования.
Работа в этом направлении учит детей самостоятельно соблюдать личную и общественную гигиену, следить за своим внешним видом, вовремя устранять неполадки в одежде. Помогает им сознательно относиться к своему здоровью. А это значит, улучшить физическое и эмоциональное состояние.
- (Художественно-эстетическая деятельность)
Это направление помогает детям приблизиться к традициям русского народа, знакомит с традиционными праздниками, русским бытом, русскими посиделками, народными костюмами. Возвращает их к истокам: уважение к традициям и обычаям предков, любви к народному искусству, мастерству. Дети с интересом принимают участие в различных конкурсах, играх-хороводах. Знакомятся с устным народным творчеством: закличками, пословицами, поговорками, загадками. Такие мероприятия как «Колядки», «Рождество», «А у нас – Масленица», «Встречаем Пасху» и другие возрождает в детях русские народные традиции, национальный дух в их сознании.
Таким образом, условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности зависят от множества факторов и направлений образовательной деятельности, которые успешно реализуются в моей воспитательной работе, способствуют моему профессиональному росту и дают возможность каждому воспитаннику реализовать свои творческие задатки и способности, а воспитателю получить гармонично развитую личность ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание развивающей среды - одно из условий повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения в произношении»
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности полу...
«Создание условий для эффективной организации образовательной деятельности для детей – инвалидов и с ОВЗ в ДОУ»
В России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовыват...
Познавательно-исследовательский проект. В рамках всероссийского конкурса "Проектная деятельность в образовательном учреждении" Международный день без бумаги «Как мы бережем ресурсы»
Международный день без бумаги«Как мы бережем ресурсы»Презентация к проекту[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15877515","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height"...
Познавательно-исследовательский проект «Я познаю мир. Опытно-экспериментальная деятельность» c детьми старшей разновозрастной группы
Тип проекта: познавательный, групповойВид проекта: исследовательская деятельность старших дошкольниковПродолжительность проекта: краткосрочныйСроки реализации: февраль- мартВозраст дете...
Исследовательский проект «Семейные традиции в моей жизни»
quot;Семейные традиции в моей жизни"...
Исследовательский проект "История ВОВ в моей семье"
Прадедушка воспитанницы Насти Колмыковой участвовал в сражениях подо Ржевом. провели исследования : читали литературу, рассматривали фотографии, встречались с прабабушкой Насти...
Исследовательский проект "История ВОВ в моей семье"
Паспорт проектаВид проекта: познавательный.Участники проекта: Колмыкова Настя, Сухов Вова, воспитатель группы, родители воспитанников.Актуальность: Рассказывайте детям о войне,Не бойтесь испугать...