Опыт работы
статья на тему

Формирование элементарных математических представлений с использованием малых жанров народного фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                2.1.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

В ходе работы с детьми, я  столкнулась с такой проблемой - нет четко разработанной системы познавательной деятельности по математике для дошкольников с использованием устного народного творчества.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем  эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что  - это не понять и т.п.

 Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

Целью моей работы стала разработка системы познавательной деятельности, основанной на малых фольклорных жанрах, направленных на формирование элементарных математических представлений   дошкольников.

Объект: процесс формирования элементарных математических представлений   детей дошкольного возраста.

Предмет: развитие математических способностей с использованием малых жанров народного фольклора.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений  у детей.

2. Разработать систему познавательной деятельности с использованием элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей.

3.Выявить эффективность влияния проделанной работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Гипотеза: если в работе с дошкольниками использовать систему познавательной деятельности с элементами устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей, а также воспитанию патриотических чувств.

При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Т.М. Бабушкина,  В.П. Аникина, Г.С. Виноградова, Е.И. Щербакова, Е.В. Шаталова. Это явилось методологической основой моей работы.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с включением малых жанров народного фольклора.

Формы организации:

·   Индивидуально-творческая деятельность,

·    творческая деятельность в малой подгруппе (3-6-детей),

·     учебно-игровая деятельность (игры, познавательная деятельность),

·     математическое развлечение.

Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая малые жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

1.                  У детей выработан интерес к самому процессу познавательной деятельности.

2.                  Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач.

3.                  Стремятся к достижению познавательной цели.

4.                  Развивают навыки самоконтроля и самооценки .

Система работы с дошкольниками состоит из 3 блоков:

1.      система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами устного народного творчества,

2.      математические развлечения и игры,

3.      работа с родителями.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний по математике.  

Работа планируется по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Решение логических задач», «Геометрические фигуры», «Обобщение и закрепление знаний». Она включает в себя занятия, игры, развлечения, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам - развлечения.

Например, в разделе «Числа и цифры первого десятка» дети учатся считать по образцу и названному числу в пределах десяти, понимать независимость числа от  пространственного расположения предметов.                 Загадка служит исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (число, отношение, величина и т.д.)

Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Скороговорки я разучиваю как на занятиях по математике, так и вне них. В ходе НОД по математике я использую пословицы и поговорки с целью закрепления количественных представлений.

Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки.

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок», «Репка» и т.д.).

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

 Работаю с родителями по схеме: презентация изученной темы – обучение родителей – организация совместных дел.

На этапе презентации я убеждаю родителей в значимости темы, её актуальности, заручаюсь их помощью и поддержкой. Презентацию темы провожу через родительское собрание, наглядную информацию, зрелищные мероприятия.При обучении родителей использую такие формы работы с семьей: анкетирование, консультации, папки-передвижки и др. Родителям предложено сделать с ребенком мини-книжку с загадками и пословицами.

Начальная диагностика показала, что дети на занятиях редко отвечали на вопросы, требующих знаний устного народного творчества, затруднялись в решении логических задач. Благодаря включению системы познавательной деятельности по математике получила следующие результаты диагностики: в начале года высокий уровень составил 0%, средний 87%, низкий уровень 13%, а в конце года высокий уровень составил 37%, средний - 63%, а низкий  0%.

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы познавательной деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей по математике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...