Эмоциональное выгорание педагогов
консультация по теме
1.Еще 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.
2.Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
3.Факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:
1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
− 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;
− 34% – 4 и более раз в год;
− 10% – не испытывают вообще.
Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания:
проведение открытых занятий;мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.
Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
1. Высокая эмоциональная включенность в работу.
2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).
3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.
4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка,
моральное и материальное стимулирование.
5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.
4.На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.
Предупреждение синдрома профессионального самовыгорания:
Первый совет:
Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.
− Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.
− Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.
− Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания
подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.
− Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.
Второй совет:
Не работайте тяжелее, а работайте умнее.
− Будьте на работе умными и предельно собранными.
− Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.
− Помните, ваш труд- очень даже в счёт!
Хитрости и умности на работе:
− Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике.
− Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей.
− Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же.
− Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений.
− Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не делать новые записи каждый год.
− Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время.
− Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Заставьте их уважать ваш труд.
− Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь.
− Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками.
− Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно».
− Преподносите себя только как делового, заинтересованного в выполняемом деле работника. Про себя можете думать, что угодно.
− Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.
Совет третий:
Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых по плану.
− Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.
− Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.
− Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и
праздничные дни.
− Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.
− Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.
Аксиома разумно мыслящего учителя.
− Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно!
− Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость.
− Глупо лишать себя удовольствий.
− Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.
− Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.
Совет четвёртый:
Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!
− Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.
− Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.
− Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить. Некоммерческое образовательное учреждение
− Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать
правильно, безошибочно и идеально.
− Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.
− Помните, никто вам ничего не должен.
− Не бойтесь собственных ошибок.
Совет пятый:
Планируйте свою карьеру.
− Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.
− Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.
− Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.
− Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год- это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.
− Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.
Совет шестой:
Оставьте профессию критика и прокурора.
− Не читайте нотации своим ученикам.
− Не указывайте своим воспитанникам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.
− Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то
положительное. Во всём ищите позитив.
− Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.
− На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.
Совет седьмой:
Учитесь управлять собственным временем.
− Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени. Некоммерческое образовательное учреждение
− В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.
− Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведениездорового образа жизни, отдых и любимые дела.
− Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.
− Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.
− Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.
Совет восьмой:
Умейте отказываться вежливо, но убедительно.
− Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.
− Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.
− Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.
− Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего.
Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.
Совет девятый:
Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.
− Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.
− Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.
− Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.
− Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко.
− Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику.
− Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.
− Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.
− Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.
− Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.
− Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.
− Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств.
− Соберите в своем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет и ставьте на перемене кассету с любимой классической музыкой.
Совет десятый:
Вносите систему в свою работу.
− Создайте систему в своей работе.
− От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.
− Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.
− Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.
− Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.
Совет одиннадцатый:
Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.
− Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.
− Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «радиоуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные»).
− Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо
пассивного механического зазубривания.
− Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.
Совет двенадцатый:
«Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»
− Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.
− Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей.
5.Выводы:ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!
НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактика эмоционального выгорания педагогов | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принятие ответственности за свою жизнь Самопонимание и принятие себя Умение жить в настоящем времени Способность к пониманию и принятию других
Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций Загруженность рабочего дня Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки Чувствительность к имеющимся трудностям Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка Творческое отношение к профессиональной деятельности Владение современными методиками и технологиями обучения
это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Первая стадия - физиологическая Наличие головных болей, болей в пояснице и шее, горле и животе и пр. Общее недомогание Нарушения сна
Вторая стадия - эмоциональная Наличие состояний напряжённости, тревоги, беспокойства, взволнованности Агрессия (депрессия) Эмоциональная истощённость Раздражительность
Третья стадия - поведенческая Бурные неадекватные реакции Опоздания на работу, стремление уйти пораньше Частые перерывы в работе Усиление тяги к вредным привычкам
Четвёртая стадия - смысловая Утрата смысла профессиональной деятельности Негативное отношение к себе как специалисту и профессии педагога в целом
Первый — снижение самооценки. «Сгоревшие» работники часто чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
ПЕРВАЯ ГРУППА Психофизические симптомы: постоянное чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
ВТОРАЯ ГРУППА Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее — все труднее; заметное изменение рабочего режима (увеличение или сокращение время работы); постоянное, без необходимости, забирание работы домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; усиление вредных привычек
70-67 % - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет; 8–11% - от 1 года до 3 лет (адаптация в ОУ), у педагогов с 10-летним стажем (выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 22% - от 15 до 20 лет.
Начало деятельности после отпуска, каникул ; Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями; Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года
Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми Интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.
Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также в условиях жесткой конкуренции с мужчинами. Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.
Психологическая саморегуляция – это комплекс мероприятий, направленных на формирование психических состояний, способствующих наиболее полной реализации потенциальных возможностей. Основа такого состояния – баланс рабочей и восстановительной систем организма.
Регуляция эмоциональных состояний Установление определённого режима дыхания. Управление тонусом скелетных мышц Самовнушение Медитация Воздействие на биологически активные точки Использование элементов арт-терапии
Приёмы волевой мобилизации Самоубеждение: десенсибилизация, деактуализация, построение внутренних опор. Снятие запрета на ошибку. Самоприказ. Саподкрепление. Ритуальные действия. Тонизация (создание искусственного настроения). Сублимация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...
Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"
23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...
Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...