Эмоциональное выгорание педагогов
консультация по теме

Устимова Елена Ивановна

1.Еще 70-е годы некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, работников социальных служб, психологов, менеджеров). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

2.Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к.  профессия учителя обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств учителя, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что учителя не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

3.Факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, являются:

1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10-летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким (7-10%). Однако в период от 15 до 20 лет проблема эмоционального выгорания проявляется более до 21%.

2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:

− 56% педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год;

− 34% – 4 и более раз в год;

− 10% – не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.

Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания:

проведение открытых занятий;мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года.

Таким образом, причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:

1. Высокая эмоциональная включенность в работу.

2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).

3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.

4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка,

моральное и материальное стимулирование.

5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.

6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

4.На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда,  когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.

Предупреждение синдрома профессионального самовыгорания:

Первый совет:

Ищите соратников и помощников. Не берите всё на себя.

− Скооперируйтесь со своими коллегами и работайте в команде, а не в одиночку.

− Организуйте и правильно сориентируйте ваших учеников для помощи в подготовке разных классных дел и внеклассных мероприятий.

− Разумно и грамотно постройте работу с родителями для воспитания

подрастающего поколения. С родителями учащихся надо плыть в одной лодке.

− Всевозможными способами привлекайте внимание школьной администрации к «трудным» детям и «проблемным» родителям.

Второй совет:

Не работайте тяжелее, а работайте умнее.

− Будьте на работе умными и предельно собранными.

− Умейте предвосхитить и предугадать последствия любого события.

− Помните, ваш труд- очень даже в счёт!

Хитрости и умности на работе:

− Проконтролируйте запись домашнего задания учениками в дневнике.

− Заведите стопку чистых тетрадных листков для того, чтобы учащиеся не вырывали листы из своих рабочих тетрадей.

− Старайтесь разумно пользоваться классной доской, чтобы не пришлось несколько раз за день стирать с доски и вновь писать на ней одно и то же.

− Ведите записи на ученика, где прослеживалась бы ваша с ним работа для «трудных родителей», чтобы не вступать с ними в пререкание, споры и выяснения отношений.

− Берегите материалы своих классных собраний с родителями для того, чтобы не делать новые записи каждый год.

− Приучите родителей приходить на беседу к вам в точно назначенное время.

− Не организовывайте встречи с родителями на бегу. Заставьте их уважать ваш труд.

− Не позволяйте никому беспардонно вторгаться в вашу частную жизнь.

− Отрабатывайте любое мероприятие по частям, фрагментами, кусками.

− Продумайте и организуйте разумно каждое своё «окно».  

− Преподносите себя только как делового, заинтересованного в выполняемом деле работника. Про себя можете думать, что угодно.

− Продумайте и организуйте себе замену, если решили отпроситься с работы.

Совет третий:

Планируйте не только своё рабочее время, но и свой отдых по плану.

− Организовывайте себе минуты отдыха, моменты удовольствия, мгновения радости и наслаждения в течение рабочего дня, трудовой недели, учебной четверти, семестра, полугодия.

− Придумывайте, планируйте заранее и настойчиво вносите в своё расписание уроков и лекций, в свой каждодневный трудовой режим и ритм жизни.

− Планируйте, тщательно организовывайте свой отдых в выходные и

праздничные дни.

− Заведите для себя следующее правило: хотя бы один день в неделю посвящать отдыху и заботе о собственном здоровье, физическом и психическом.

− Не позволяйте превратить свою трудовую деятельность в ад.

Аксиома разумно мыслящего учителя.

− Не заботиться о себе – безграмотно и бездарно!

− Преступно не давать себе время от времени отдых и не доставлять себе радость.

− Глупо лишать себя удовольствий.

− Стыдно не уметь организовывать для себя минуты расслабления и мгновения наслаждения.

− Просто недопустимо тратить собственную жизнь на превращение себя в загнанную лошадь или в выжитый лимон.

Совет четвёртый:

Долой синдром отличника из нашей жизни, или Не будем перфекционистами!

− Не стремитесь быть каким-то немыслимым совершенством, высоким идеалом, безгрешным человеком и безошибочным работником.

− Живите в реальном живом мире, с его несовершенствами и недостатками, и не требуйте ни с себя, ни с окружающих быть идеальными и совершенными.

− Не стоит идеализировать жизнь, а стоит просто жить. Некоммерческое образовательное учреждение

− Боритесь со своей привычкой, со страстным стремлением всё делать

правильно, безошибочно и идеально.

− Не идеализируйте людей вокруг и не стройте сверх ожидания.

− Помните, никто вам ничего не должен.

− Не бойтесь собственных ошибок.

Совет пятый:

Планируйте свою карьеру.

− Возьмите за правило осуществлять профосмотры собственной жизни и карьеры с вдумчивым анализом и перспективным планированием.

− Если вас устраивает ваше профессиональное положение, спокойно работайте на своем рабочем месте.

− Если вас устраивает ваша профессия, но по разным причинам не совсем нравится то учебное заведение, в котором вы трудитесь, принимайтесь за поиски другого места работы, не меняя профессии.

− Если вдруг вы осознали, что эта работа совсем не для вас и, более того, на своём рабочем месте вы просто мучаетесь изо дня в день, из года в год- это уже очень серьёзный и тревожный сигнал.

− Немедленно займитесь планированием, обдумыванием, анализом собственной карьеры и её безотлагательным корректированием, если это необходимо.

Совет шестой:

Оставьте профессию критика и прокурора.

− Не читайте нотации своим ученикам.

− Не указывайте своим воспитанникам на их недостатки, не отчитывайте их, выдавая им жесткие директивы и нелестные оценки по любому поводу.

− Умейте в любом явлении, в любой жизненной ситуации найти что-то

положительное. Во всём ищите позитив.

− Перейдите на конструктивное и позитивное мышление.

− На негативных чертах других людей, на тяжелых жизненных ситуациях, на плохих уроках, своих собственных и даваемых коллегами, всегда можно учиться.

Совет седьмой:

Учитесь управлять собственным временем.

− Постоянно ищите в своём рабочем ритме, режиме резервы времени. Некоммерческое образовательное учреждение

− В течение рабочего дня, трудовой недели делайте временные замеры и ведите краткие записи: куда, на что и сколько времени ушло. Подвергайте сделанные записи тщательному обдумыванию и анализированию. Главное, меняйте что-то в своей жизни, корректируйте свой режим дня после проведенного анализа.

− Обязательно отводите время на уход за собственным организмом, ведениездорового образа жизни, отдых и любимые дела.

− Помните: времени никогда не хватает на всё. Поэтому не стремитесь делать всё, а определите свои приоритеты и сосредоточьтесь на главном. Занятие собственным здоровьем и отдых должны занять достойное место в этом вашем списке приоритетов.

− Постоянно контролируйте, куда уходит ваше время.

− Ведите ежедневник, внося в свои трудовые будни часы отдыха, расслабления и занятия собственным здоровьем.

Совет восьмой:

Умейте отказываться вежливо, но убедительно.

− Отказываться надо сразу, решительно и категорично, но в то же время вежливо и аргументированно.

− Ставьте свои условия и по возможности снимите с себя какие-либо другие дела. Просто так не соглашайтесь ни на что.

− Не бойтесь всегда всё высчитывать, подсчитывать и подчёркивать своё участие в том или ином деле.

− Отстаивайте свои интересы, боритесь за своё свободное время до последнего.

Без борьбы никогда не сдавайте своё личное время и свой отдых. Находите и отрабатывайте на жизненных ситуациях свои методы вежливого, но решительного отказа.

Совет девятый:

Создайте на своём рабочем месте максимально комфортные условия труда.

− Держите у себя на работе, в шкафу, в тумбочке, где угодно, несколько пар обуви, разной и удобной.

− Устраивайте себе чайные и кофейные паузы в течение рабочего дня.

− Заведите привычку приносить с собой на работу орешки и сухофрукты.

− Закройтесь на перемене на 5 минут в своем рабочем кабинете, разуйтесь и прямо в чулках попрыгайте на одном месте 30-40 раз максимально высоко.

− Откройте окно и проветрите классную комнату. Подойдите к окну и сделайте двухминутную дыхательную гимнастику.

− Обязательно берите с собой на работу свежие фрукты.

− Найдите возможность между уроками сделать себе самомассаж головы.

− Персонализируйте свой рабочий кабинет, внесите в его оформление что-то личное, дорогое вам.

− Создайте и постоянно поддерживайте в своем рабочем кабинете красоту и уют.

− Храните в своем рабочем кабинете запасную косметичку с минимальным набором косметики для себя.

− Всегда имейте на своем рабочем месте медицинскую аптечку с минимальным набором медикаментозных средств.

− Соберите в своем кабинете коллекцию любимых музыкальных кассет и ставьте на перемене кассету с любимой классической музыкой.

Совет десятый:

Вносите систему в свою работу.

− Создайте систему в своей работе.

− От бессистемности, спонтанности и нечеткости своего учительского труда вы устанете сами и задергаете своих учеников.

− Разработайте свои простые и четкие правила и неукоснительно следуйте им.

− Привлекайте к созданию и разработке системы школьной работы самих учеников, а также их родителей.

− Система должна быть и в проведении письменных контрольных и тестов, в организации внеклассных мероприятий, в работе с родителями учащихся, в проведении устных зачетов, в пересдачах учащимися плохих оценок, в подаче нового учебного материала, в его закреплении, повторении и отработке и т. д.

Совет одиннадцатый:

Боритесь со скукой на уроке, или Волшебство творчества.

− Творите сами и активно вовлекайте в процесс творчества своих учеников.

− Сделайте урок необычным, запоминающимся и полезным («сладкие», «песенные», «рисовальные», «телеуроки», «радиоуроки», «киноуроки», «газетно-журнальные»).

− Активизируйте ролевое изучение любой программной темы вместо

пассивного механического зазубривания.

− Дайте возможность пофилософствовать, поразмышлять, поискать ответы на вопросы.

Совет двенадцатый:

«Дети нынче стали не те! Дети теперь иные, чем раньше!»

− Стройте свои отношения с современными детьми умнее, тоньше, грамотнее.

− Уделяйте им больше внимания, дружите с ними, принимая их как личностей.

 5.Выводы:ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!

 НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

image

 

 

image

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Принятие ответственности за свою жизнь Самопонимание и принятие себя Умение жить в настоящем времени Способность к пониманию и принятию других

Слайд 3

Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций Загруженность рабочего дня Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки Чувствительность к имеющимся трудностям Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка Творческое отношение к профессиональной деятельности Владение современными методиками и технологиями обучения

Слайд 4

это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Слайд 5

Первая стадия - физиологическая Наличие головных болей, болей в пояснице и шее, горле и животе и пр. Общее недомогание Нарушения сна

Слайд 6

Вторая стадия - эмоциональная Наличие состояний напряжённости, тревоги, беспокойства, взволнованности Агрессия (депрессия) Эмоциональная истощённость Раздражительность

Слайд 7

Третья стадия - поведенческая Бурные неадекватные реакции Опоздания на работу, стремление уйти пораньше Частые перерывы в работе Усиление тяги к вредным привычкам

Слайд 8

Четвёртая стадия - смысловая Утрата смысла профессиональной деятельности Негативное отношение к себе как специалисту и профессии педагога в целом

Слайд 9

Первый — снижение самооценки. «Сгоревшие» работники часто чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние. Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми. Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Слайд 10

ПЕРВАЯ ГРУППА Психофизические симптомы: постоянное чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница; постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Слайд 11

ВТОРАЯ ГРУППА Социально-психологические симптомы: безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Слайд 12

ТРЕТЬЯ ГРУППА Поведенческие симптомы: ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее — все труднее; заметное изменение рабочего режима (увеличение или сокращение время работы); постоянное, без необходимости, забирание работы домой, но дома ее не делает; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на выполнение автоматических и элементарных действий; дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности; усиление вредных привычек

Слайд 13

70-67 % - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет; 8–11% - от 1 года до 3 лет (адаптация в ОУ), у педагогов с 10-летним стажем (выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты); 22% - от 15 до 20 лет.

Слайд 14

Начало деятельности после отпуска, каникул ; Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями; Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; Окончание учебного года

Слайд 15

Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми Интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Слайд 16

Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также в условиях жесткой конкуренции с мужчинами. Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

Слайд 17

Психологическая саморегуляция – это комплекс мероприятий, направленных на формирование психических состояний, способствующих наиболее полной реализации потенциальных возможностей. Основа такого состояния – баланс рабочей и восстановительной систем организма.

Слайд 18

Регуляция эмоциональных состояний Установление определённого режима дыхания. Управление тонусом скелетных мышц Самовнушение Медитация Воздействие на биологически активные точки Использование элементов арт-терапии

Слайд 19

Приёмы волевой мобилизации Самоубеждение: десенсибилизация, деактуализация, построение внутренних опор. Снятие запрета на ошибку. Самоприказ. Саподкрепление. Ритуальные действия. Тонизация (создание искусственного настроения). Сублимация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс:«Работа педагога-психолога ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Сценарий мастер-класса демонстрирует приемы и формы работы с педагогическим коллективом ДОУ  по профилактике синдрома эмоционального выгорания (разработан и проведен для студентов-психологов ВИЭП...

Тренинг с педагогами ДОУ "Эмоциональное выгорание педагога"

23 марта 2016 года в МБДОУ детский сад прошел педагогический совет «Формирование привычки к здоровому образу жизни».Одним из актуальных вопросов педагогического совета была профилактика эмоционального...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...