«Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
материал (старшая группа) на тему
Конспект досуга с родителями в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_v_veseloy_gornitse.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение комбинированного вида детский сад № 717
Конспект досуга с родителями в старшей группе
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Подготовила и провела
Воспитатель группы «Березонька»
Кузнецова Е.В.
Москва 2014 год
Досуг с родителями
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
в форме «Посиделки в «Веселой горнице».
Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.
Задачи:
1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.
2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.
3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.
Образовательная область: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, социализация.
Ход: (звучит русская народная мелодия «Полянка»)
Хозяюшка:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
(Гости проходят в горницу).
Хозяюшка:
1. Пожалуйте гости дорогие! Веселья вам да радости!
2. Проходите, будьте как дома!
3. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!
4. Редкий гость никогда не в тягость!
5. Красному гостю - красное место!
6. Гостю – почет, хозяйке – честь!
7. Давно мы вас ждем – поджидаем, собрание без вас не начинаем!
8. Удобно ли вам. Гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило!
(Гости садятся на стульчики, расставленные в форме круга).
Хозяюшка:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собираем посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Хозяюшка: Рады вас видеть у себя в гостях в нашей горнице. Собралось к нам гостей со всех семей, ну что же, доброе начало как говорится, половина дела. Сядем рядком да поговорим ладком и предлагаем вам размышления на такую простую и сложную тему: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка». И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения, а также с вашей точки зрения, дорогие родители. И так, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество». Как Вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос, родители и высказывают свое мнение). Какие жанры устного народного творчества Вы знаете?
- Применяете ли Вы народный фольклор в работе с детьми дома?
- Если да, то, какие жанры? Когда и как?
Дискуссия.
Входит бабушка – забавушка:
Домом жить – не лукошко шить!
Домом жить – не развеся уши ходить!
Домом жить – обо всем тужить!
Дом вести – не лапти плести!
Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Она приберет, она позовет,
Одним одна за всех отвечает!
- Здравствуйте, люди добрые! (поклон)
В гости к вам пришла я бабушка – забавушка. Зашла на огонек думаю, посижу часок, людей послушаю, хоть слово сказать – не пяток подарить. Да чем богаты тому и радуемся. Я краем уха слышала, о чем у вас тут речь шла. Я вот что скажу: «Устное народное творчество с незапамятных времен бытует в среде детей, оказывая благотворное влияние на ребенка. Многие произведения народного творчества приспосабливались взрослыми или специально создавались для детей. Из многочисленных жанров народного творчества в детский фольклор вошли многие песни, сказки, а также загадки, пословицы, поговорки, считалки, дразнилки. Песня входит в жизнь ребенка с колыбели, а позднее игры и занятия, труд и отдых, сопровождаются песней. Ни одна игра детей не обходится без считалки. Загадки, поговорки, дразнилки, пословицы широко распространены в повседневном быту детей. Особой популярностью у детей пользуется сказка. В сказке, как в игре, все возможно. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло наказывается».
Бабушка – забавушка:
Во поле во долинушке
Выросла калинушка
Взрослые в поле пришли
Хороводы завели.
Издавна водили на Руси хороводы. Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.
Хоровод «Ходит Ваня» с детьми (звучит мелодия хороводной песни)
Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.
Ходит Ваня. Ходит Ваня
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка
Дети и воспитатель становятся в круг. А как начинается игра? Сначала выбирают водящего игры, т.е. считаются. Кто из вас дети знает считалку?
Один ребенок с помощью считалки выбирает водящего.
Шел баран по крутым горам.
Вырвал травку, положил на лавку.
Кто травку возьмет, тот водить пойдет.
Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка. Стоя в кругу они танцую (исполняют русские народные движения), а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего игра продолжается.
Бабушка – забавушка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.
Бабушка – забавушка:
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Закончи пословицу»
Родители и дети по очереди достают из корзинки клубочки, воспитатель зачитывает первую половину пословицы, а родители и дети – говорят вторую часть пословицы- заканчивают ее.
- Труд человека кормит,…( а лень портит).
- Кто много говорит, .. (тот мало делает).
- Повторенье - …(мать ученья).
- Сделал дело -… ( гуляй смело).
5. Ученье-свет, …(а не ученье – тьма).
6. Делу – время,..( а потехе – час).
7. Любишь кататься — ... (люби и саночки возить).
8. За двумя зайцами погонишься — ... (ни одного не поймаешь).
9. Семеро одного ... (не ждут).
10. Когда я ем,... (я глух и нем).
11. Один — за всех,... (все — за одного).
12. Слово — не воробей,... (вылетит — не поймаешь).
13. Старый друг лучше ... (новых двух).
14. Тише едешь — ... (дальше будешь).
Бабушка – забавушка:
Пантомима «Герой потешки» - есть игры, где требуется искусство артиста, умение на время превратиться в Зайца, Волка, Медведя. Такие игры напоминают театральные зрелища. Вот сейчас наши родители покажут такого героя без слов – пантомимой. Родители из корзинки достают любую потешку, и без слов показывают героя, а дети отгадывают.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.
Мишка полосатый
По лесу идет.
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо Мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою "топ".
Ой, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.
Хозяюшка:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Я предлагаю родителям поиграть в игру «Расскажи сказку» родители показывают детям сказку «Репка» (инсценировка сказки)
Хозяюшка:
«Туесок скороговорок» - туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте –ка скорей да скажите веселей. Дети и взрослые по очереди быстро произносят скороговорки.
Скороговорки для взрослых:
Скороговорка про выдру
Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.
Выдра в тундре
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки
Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Скороговорки для детей:
1. Палкой Саша шишки сшиб.
2. Все бобры добры.
3. У елки иголки колки.
4. Хорош пирожок, внутри творожок.
5. По бревну бобры бредут.
6. Петя пилил пилой пень.
Бабушка – забавушка:
Смотрят доверчиво в мир неизведанный
Глазки, как два уголька.
Песню тебе я пою колыбельную
Тихо под шум ветерка.
Наши дети знают много колыбельных песенок, и сейчас исполнят одну из них вам. Дети берут своих кукол и мягкие игрушки, садятся на ковер и покачивая их поют колыбельную песню. (Спи моя радость усни).
- А сейчас мы убедимся в мастерстве наших мам.
Мамы поют колыбельные песни своим детям.
Бабушка – забавушка:
Как у нашего соседа
Весела была беседа.
Гуси в гусли, утки в дудки,
Чечетки в трещотки,
Чайки в балалайки.
Играют, играют
Всех потешают.
И взрослые. И дети любят играть и знают много разных игр. А что такое игра? Игра – это состязание в ловкости, быстроте, находчивости и сноровке. Но не только! Есть игры, где нужно уметь петь, танцевать и даже исполнять роли. До наших дней дошли игры, в которые играли еще ваши бабушки и дедушки.
Игра «Карусель» (с ленточками).
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки).
А затем дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Игра продолжается. Играют вначале дети, а потом приглашаем на игру родителей.
Хозяюшка :
- Стала Хозяюшка гостей созывать и за стол сажать:
И Елена Юрьевна приди,
И Алла Алексеевна приди,
И Анна Игоревна приди,
И Маргарита Эдуардовна приди,
А Наталья Петровна – ну, пожалуйста,
Стала Хозяюшка гостей угощать:
Наталье Александровне блин,
И Екатерине Владимировне блин,
И Елене Викторовне блин,
И Любовь Николаевне блин,
А Елене Александровне – мятный пряничек.
- Сегодня блины у нас за столом – горячие да румяные, душистые да маслянистые. Угощайтесь на здоровье!
«С чая лихо не бывает!» -
Так в народе говорят.
Чай – здоровье, всякий знает,
Пей хоть пять часов подряд.
Чаепитие у самовара.
- Спасибо всем за приятно проведенный вечер. Выходя отсюда, помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку, он будет гордиться Вами еще больше. А мы надеемся на то, что эта встреча помогла Вам понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Роль малых форм фольклора в развитии ребенка».
Конспект мероприятия для родителей...
Родительское собрание «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Родительское собрание по форме: Форма: «Посиделки в «Русской избе»...
Родительское собрание "Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка"
Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»Форма: «Посиделки в «Русской избе»Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, ...
Конспект встречи с родителями детей младшего возраста : «Воздействие малых форм фольклора на развитие речи ребенка».
Форма: «Фольклорные посиделки».Педагоги и родители ответили на важный вопрос: Как же влияет на развитие речи детей применение малых форм фольклора в повседневной жизни?...
« ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РЕЧЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Всестороннее ㅤи ㅤполноценное ㅤразвитие ㅤличности ㅤребенка ㅤбудет ㅤне ㅤполным ㅤбез ㅤпонятной ㅤ,активной ㅤречевой ㅤдеятельности ㅤ,хорошего ㅤи ㅤ ㅤкачественного ㅤзвукопроизношения.В ㅤданной ㅤстатье ㅤрассм...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ВОЗДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА»
ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ: познакомить родителей со спецификой малых форм фольклора и их воздействием на развитие ребёнка-дошкольника. ...
Групповое родительское собрание Тема: «Воздействие малых форм фольклора на развитие ребенка»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....